Определение академической неоднородности
Целью данной работы является рассмотрение феномена академической неоднородности на основе количественных и качественных данных, полученных статистическими методами и посредством серии глубинных интервью, проведенных в 2013 г. Акцент в данной работе сделан на проявлении этого феномена в образовательных процессах региональных неселективных ВУЗов: мы предполагаем, что именно в таких ВУЗах проблема… Читать ещё >
Определение академической неоднородности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под академической неоднородностью нами понимается, таким образом, значительный разрыв в уровне подготовки и мотивированности студентов, оказывающихся в одних и тех же учебных группах. Такая ситуация несет в себе потенциальную — и, как будет видно из приведенных ниже данных качественного исследования, — вполне реальную угрозу качеству высшего образования, сложности в работе преподавателей, а для руководителей ВУЗов — необходимость выстраивать новые стратегии управления образовательным процессом.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод об актуальности настоящей работы: новые данные и выведенные из них заключения дают возможность внести вклад в более точную фиксацию современной ситуации в области российского высшего образования, в первую очередь, на региональном уровне, выявить специфические проблемы, а также предложить пути дальнейшего изучения наиболее острых вопросов.
Следует также добавить, что актуальность проблемы подтверждается данными качественного исследования, которые будут описаны ниже: сами респонденты описывают неоднородность студенческого контингента как явление, наблюдаемое (и усиливающееся) в последнее десятилетие и оказывающее значительное негативное воздействие на образовательный процесс. Из слов респондентов очевидно, что проблема требует не только подробного рассмотрения, но и, по всей видимости, разработки мер для ее разрешения.
Целью данной работы является рассмотрение феномена академической неоднородности на основе количественных и качественных данных, полученных статистическими методами и посредством серии глубинных интервью, проведенных в 2013 г. Акцент в данной работе сделан на проявлении этого феномена в образовательных процессах региональных неселективных ВУЗов: мы предполагаем, что именно в таких ВУЗах проблема стоит особенно остро. Кроме того, нашей целью было, на основе полученных ранее количественных данных, установить, как сами участники процесса, то есть преподаватели и руководители вышеописанных ВУЗов, видят данную проблему, существует ли феномен неоднородности в их сознании и ежедневных практиках, как неоднородность воздействует на их работу и какими стратегиями пользуются ВУЗы для ее устранения (и пользуются ли вообще). То есть в фокусе исследования находилась внутренняя реальность участников процесса, ставших нашими респондентами.
Таким образом, исследовательские вопросы данной работы звучат следующим образом:
- 1. существует ли концепт академической неоднородности в представлениях работников ВУЗов; что входит в это понятие, в каких терминах оно описывается, какую реакцию вызывает у преподавательского и руководящего состава?
- 2. какими стратегиями преодоления неоднородности пользуются ВУЗы вышеуказанного типа (на примере конкретных ВУЗов)?
- 3. можно ли выдвинуть гипотезу о том, что академическая неоднородность является острой проблемой именно для региональных неселективных ВУЗов (в сравнении с достаточно селективными ВУЗами крупных городов)?
Объект исследования: российские региональные неселективные вузы.
Предмет исследования: академическая неоднородность студенческого контингента студентов первого курса, понимаемая как разный уровень академической подготовки студентов, попадающих в одни и те же учебные группы. Единственным доступным индикатором уровня подготовки являются баллы ЕГЭ; однако, по нашим предположениям, понятие неоднородности включает в себя еще ряд важных латентных переменных, которые только предстоит формализовать.
Методы. При рассмотрении академической неоднородности мы пользуемся разработанной ранее 5-балльной шкалой, в основе которой лежит стандартное отклонение баллов ЕГЭ от их среднего значения (Froumin, Kardanova, 2013). После рассмотрения показателей неоднородности каждого из учебных направлений в рассматриваемых нами вузах были выбраны факультеты и, соответственно, будущие респонденты для проведения серии глубинных интервью.
Таким образом, был получен смешанный дизайн исследования с акцентом на качественной части, которая носила поисковый характер.
Полученные в ходе интервью данные были проанализированы в рамках методологии «grounded theory». Данные были закодированы в несколько этапов, а полученные основные категории рассмотрены с учетом литературы по изучаемому вопросу. На данном этапе работы был проведен описательный анализ и начальная концептуализация.