Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формы организации АФК

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и на колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание и др.). Существуют две формы занятий адаптивным спортом: — тренировочные занятия; Такое деление… Читать ещё >

Формы организации АФК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый вид адаптивной физической культуры — адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, физическая реабилитация имеет свои задачи, средства, методы и методические приемы, формы организации.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, рыбалка), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в летнем оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие — общественные и организационные организациями, третьи — родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно, самими инвалидами. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности за счет систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развития собственной активности и творчества, формирования здорового образа жизни.

Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

  • 1. уроки образовательной направленности, предназначенные для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
  • 2. уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначенные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
  • 3. уроки оздоровительной направленности, предназначенные для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний. Нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательных систем;
  • 4. уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);
  • 5. уроки спортивной направленности, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
  • 6. уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики, т. е. наиболее типичными для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки.

Неурочные формы могут быть не регламентированы временем, местом проведения занятий, количеством участников, их возрастом. Занятия могут включать лиц с разными двигательными нарушениями и проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителями, добровольными помощниками. Их главная цель — удовлетворение потребностей детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.

  • 1. Адаптивное физическое воспитание — самый организованный и регламентированный вид АФК — является обязательной дисциплиной во всех 8 видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Физическое воспитание осуществляется в следующих формах:
    • — уроки физической культуры;
    • — уроки ритмики (в младших классах);
    • — физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления).
  • 2. Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

В режиме дня они представлены в виде:

  • — утренней гимнастики (до уроков);
  • -организованных игр на переменах;
  • — спортивного часа (после уроков).

Внеклассные занятия имеют следующие формы:

  • — рекреативно-оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и др. формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся;
  • — физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Весёлые старты»;
  • — интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;
  • — прогулки и экскурсии;
  • — дни здоровья.

Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:

  • — занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;
  • — занятия и игры в семье;
  • — занятия в реабилитационных центрах;
  • — занятия в семейно-оздоровительных клубах.
  • 3. Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и на колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание и др.). Существуют две формы занятий адаптивным спортом:
    • — тренировочные занятия;
    • — соревнования.

И первое, и второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального олимпийского, параолимпийского движения, всероссийского движения глухих.

4. Физическая реабилитация взрослых инвалидов осуществляется в стационарах, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, профилакториях и др. медицинских учреждениях, а также самостоятельно.

Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создаёт реальные предпосылки социализации данной категории людей. Данная концепция подтверждает теорию Л. С. Выготского о том, что обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии составляет целостный процесс становления личности, в котором все составляющие находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой