2.2 Основные методы работы социального педагога в школе
Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней подростка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить подростка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет… Читать ещё >
2.2 Основные методы работы социального педагога в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каковы же основные методы работы социального педагога? Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.
Одним из таких методов является метод убеждения. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней подростка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд и т. д.
Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней подростка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить подростка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить подростка в последствиях его антиобщественного поведения.
С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи» (см. приложения), где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.
«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с подростком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают и т. д.
Важно представить, что знают родители о своих детях, чем подросток интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет, здоровье ребенка, его проблемы.
Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.
Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи — отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.
Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями.
Кроме помощи подростку социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем подростку.
Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением подростка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому социальному педагогу удается достичь успеха. Но эту способность можно развить. Начинающему социальному педагогу помогут записи наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя подростками, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных подростков.
Чаще всего школьный социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении подростка в школу.
Поможет составить представление о подростке изучение его биографии, его поступков и мотивов.
Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния подростка.
При изучении подростка социальный педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ «Полиграф.ресурсы». — М., 1998, С. 76.