Исследование исходного уровня сформированности патриотических качеств личности школьников
Далее школьникам предлагалось перечислить формы патриотического воспитания, которые используются в их школе. Ответы на данный вопрос показали, что школьники достаточно хорошо понимают, что патриотическое воспитание осуществляется посредством самых разных форм воздействия, поэтому в той или иной степени были отражены все представленные в анкете варианты, вместе с тем, явно недооцененными оказались… Читать ещё >
Исследование исходного уровня сформированности патриотических качеств личности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первая волна анкетирования была проведена в феврале 2015 г.
Как показали результаты опроса, понятие «патриотизм» школьники определяли каждый по-своему, но, наиболее часто встречался ответ «патриотизм — это любовь к Родине». Помимо этого встречались следующие варианты ответов:
- — любовь к своей Родине и готовность отдать жизнь за нее — 9 респондентов;
- — преданность Родине, готовность отдать за нее жизнь — 4 школьника;
- — вера в Родину — 3 респондента;
- — качество, которое заставляет человека быть преданным и любить что-то — 1 школьник;
- — привязанность и уважение индивида к стране, в которой он родился или живет — 1 школьник.
Несмотря на то, что в ответах юношей и девушек были определенные отличия, в целом, доминирующими признаками патриотизма по мнению школьников являются «любовь к Родине» (69% девочек и 62,5% мальчиков), «ответственность перед Родиной» (15,4% девочек и 25% мальчиков), или сочетание этих двух чувств (15,6% девочек и 12,5% мальчиков) (рисунок 2).
Рисунок 2 — Понимание учащимися сущности патриотизма, %.
Далее ученикам предлагалось перечислить такие духовно-нравственные качества личности, которые ассоциируются у них с патриотизмом. Проанализировав ответы, мы получили следующие результаты:
- — ответственность — 10 респондентов;
- — любовь (вера) к Родине — 8 респондентов;
- — гордость за свою страну (Родину) — 5 респондентов;
- — готовность сражаться за честь своей страны — 5 респондентов.
В числе других вариантов школьники называли такие качества, как справедливость, чувство долга, мужество, готовность помочь другим людям, доброта, преданность Родине (преданность), сила духа, бесстрашие, смелость, отвага, человечность.
Результаты, которые должны заставить задуматься не только педагогов, но и родителей, были получены, после анализа вопроса: «Знакомы ли Вы с историей Кубани и ее традициями?»:
- — 29 респондентов (58%) — ответили, что знакомы, но нужно отметить, что только половина из них отвечает уверенное «да» (16 человек), другие школьники ответили «немного знакомы» (13 человек);
- — 7 (14%) — ответили, что плохо знают историю Кубани;
- — 8 (16%) — ответили, что «знают не очень хорошо, но хотят знать больше»;
- — 2 (4%) — нет и не интересовался;
- — 4 (8%) — узнал недавно, потому что стали изучать в школе (рисунок 3).
Рисунок 3 — Заинтересованность респондентов историей Кубани и ее традициями, % от общей выборки.
На вопрос исследования: «Вы когда-нибудь участвовали в экскурсиях по Атамани?» были получены следующие ответы:
- — да и хотел бы побывать еще раз — 24%;
- — нет, но есть желание побывать — 50%;
- — нет и не хотел бы — 26%.
Далее школьникам предлагалось перечислить формы патриотического воспитания, которые используются в их школе. Ответы на данный вопрос показали, что школьники достаточно хорошо понимают, что патриотическое воспитание осуществляется посредством самых разных форм воздействия, поэтому в той или иной степени были отражены все представленные в анкете варианты, вместе с тем, явно недооцененными оказались такие варианты ответов, как коллективное творческое дело (12% респондентов) и декоративно-прикладное творчество (6%).
При ответе на вопрос «Какие праздники формируют патриотические чувства?» чаще всего школьники называли День Победы. Так считают 96% респондентов. Помимо этого часто назывались День защитника Отечества 48% и День станицы 26%.
Достаточно хорошо знакомы школьники и с фильмографией по истории России. В общей сложности школьники назвали упомянули свыше 100 фильмов, посвященных самым разным страницам отечественной истории.
Отвечая на последний вопрос: «Каким должно быть патриотическое воспитание на основе традиций народов Кубани на уроках технологии?», респонденты высказали множество вариантов, в их числе:
- — экскурсии в краеведческие музеи;
- — организация праздников, посвященных Кубани и ее народам;
- — организация школьных праздников;
- — экскурсии;
- — возрождение народных кубанских промыслов (керамика, шитье) и организация предпринимательской деятельности в этой сфере.
В целом обобщая результаты опроса мы пришли к выводу, что работа по патриотическому воспитанию в школе ведется и достаточно успешно, но формы и методы воспитания недостаточно разнообразны. Это говорит о разрозненности действий различных школьных структур.
Исследование уровня патриотической воспитанности проводилось по результатам тестирования школьников (Приложение Б). Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Оценка уровня сформированности патриотизма.
Группа. | Антипатриотические настроения. | Низкий. | Средний. | Высокий. |
Выборка в целом, чел. | ; | |||
% от общей выборки. | ; | 12,0. | 64,0. | 24,0. |
Девочки, чел. | ; | |||
% от группы. | ; | 11,5. | 65,4. | 23,1. |
Мальчики, чел. | ; | |||
% от группы. | ; | 8,3. | 66,7. | 25,0. |
Как видно из представленных данных, несмотря на то, что ни один из респондентов не продемонстрировал выраженных антипатриотических настроений, общий уровень сформированности патриотизма у школьников можно оценить как средний.
Выраженных различий между контрольной и экспериментальной группами (мальчики и девочки) нами выявлено также не было (рисунок 4). Так, средний результат в баллах по группе девочек составил 7,8 балла, в группе мальчиков — 7,9 баллов, т. е. в целом близкие значения. В группе девочек 11,5% проявили низкий уровень сформированности патриотизма, 65,4% - средний уровень и только 23,1% - высокий уровень. Аналогичные результаты показали и мальчики — 8,3% - низкий уровень; 66,7% - средний уровень, 25,0% - высокий уровень развитости патриотических чувств (рисунок 5).
Рисунок 4 — Уровень сформированности патриотизма, средний балл.
Рисунок 5 — Уровень сформированности патриотизма, %.
Проведенное исследование сформированности патриотических чувств у учащихся подтвердило актуальность избранной нами темы. Тот факт, что у большинства учащихся — средний и низкий уровень патриотической воспитанности, подтверждает необходимость разработки методики формирования патриотических качеств личности учащихся на основе этнопедагогических традиций народов Кубани в образовательной области «Технология».
Модель процесса формирования патриотических качеств личности учащихся на основе этнопедагогических традиций народов Кубани в образовательной области «Технология» была разработана на основе идей Д. Г. Ряхова (рисунок 6).
Одним из средств патриотического воспитания в рамках предложенной модели рассматривается совместная творческая деятельность, позволяющая формировать ценностные ориентиры личности. Подобного рода творческую деятельность можно достаточно эффективно осуществлять в процессе обучения «Технологии», т. е. в той предметной области, которая позволяет достаточно эффективно использовать возможности патриотического воспитания, посредством приобщения школьников к народной традиции. В процессе занятий школьники могут не только лучше узнать историю своей страны и родного края, но и глубже понять те смыслы и ценности, которые двигали нашими предками в процессе создания и отстаивания интересов такой страны как Россия, осознать вклад каждого из народов и культур в великое дело государственного строительства, привить чувство любви к Отечеству и гордости за него. Лучше узнать о тех достижениях и идеях, которые несут народы России другим народам мира. Эти смыслы проявляются не только в каких-то знаковых событиях, но и в обрядности, материальной, художественной культуре. Так, в рамкам нашего исследования были реализован проект: Народное творчество в изделиях декоративно-прикладного искусства (на примере кубанских рушников)".
Рисунок 6 — Модель процесса формирования патриотических качеств личности учащихся на основе этнопедагогических традиций народов Кубани в образовательной области «Технология», на основе модели Д. Г. Ряхова [34].
Таким образом, экспериментальная работа по патриотическому воспитанию была организована и проводилась в рамках предметной области «Технология».
2.2 Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию школьников в рамках проекта «Народное творчество в изделиях декоративно-прикладного искусства (на примере кубанских рушников)».
Выбор в целях патриотического воспитания темы — народное декоративно-прикладное искусство был обусловлен рядом факторов, прежде всего, особенностями кубанской художественной культуры.
Развитие художественной культуры Кубанской области тесно связано с историей Кубани, ее заселения и развития в составе Российской империи.
Колонизация Кубани осуществлялась запорожскими казаками, составившими основу Черноморского, а впоследствии кубанского казачества. Она началась в 1793 г. и на протяжении первой половины XIX в. происходило обустройство казаков на новых землях. Переселившиеся на Кубань казаки во многом сохраняли свои обычаи и традиции, вместе с тем им предстоял нелегкий процесс «встраивания» в общесоциальную, экономическую, военно-политическую структуру Российской империи и процесс этот протекал достаточно сложно. Так, в первой половине XIX в. увеличилась территория, заселяемая кубанскими казаками. Связано это было с расширением Российской империи в результате Кавказской войны. Незадолго до ее окончания, в феврале 1860 г. была образована Кубанская область, а в ноябре того же года — Кубанское казачье войско. Специфична была и сословная структура жителей Кубани, 73,1% населения составляли казаки. Казачье сословие не было чем-то «закрытым», его численность возрастала постоянно [28].
Культура Кубани, несмотря на сложности освоения региона, военные действия в которых практически постоянно участвовало казачество, развивалась достаточно интенсивно. В ее основе лежала самобытная казачья культура, развивавшаяся на основе южно-российской и украинской традиций. Вместе с тем, способность черноморского, а позднее кубанского казачества вбирать наиболее рациональные элементы быта и нравов всех значительных этнических групп, соприкасавшихся в границах вновь освоенной территории, позволила существенно обогатить изначальную культурную базу. Это проявлялось и в повседневно-бытовой сфере, казачьей одежде, кухне, фольклоре [29].
Жанры фольклора исключительно разнообразны. Это и создаваемая народом и бытующие в народных массах поэзия, включая предания и песни; частушки, сказки, эпос, народная музыка, песни, театр, танец, архитектура, изобразительное и прикладное искусство. Несмотря на то, что наибольшее развитие получил на Кубани песенный фольклор (детский, обрядовый, военно-бытовой и др.), не менее ярким является и художественно-прикладное творчество кубанских мастеров и мастериц.
Важной задачей учебных занятий по технологии является практическое освоение некоторых видов декоративно-прикладного искусства Кубани. И для этого используются разные формы и методы [31, с. 8]. Особую важность приобретает значимость изготавливаемых изделий. К ним относятся изделия для школы и дома. Поэтому включение кубанского компонента в проектную деятельность на уроках технологии осуществлялось в рамках проекта: «Народное творчество в изделиях декоративно-прикладного искусства (на примере кубанских рушников)».
Рушник — это расшитое декоративное полотенце из домотканого холста, традиционный предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Слово рушник происходит от корня «руш», «рух». В словаре Фасмера «рушить» — ломать, рвать, то есть рушник — это оторванный кусок ткани, отрез от длинного полотнища.
Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.
До сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России, Украины и Белоруссии. Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены.
Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд — лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания.
Также, рушник являлся элементом родильных, крестильных и погребальных обрядов. По сей день сохранился обычай встречать почётных гостей «хлебом-солью», подносимыми на рушнике.
Элементы вышивки рушника несут целый ряд смыслов и символов. Так, наиболее часто встречающийся цвет в вышивке южно-славянских народов — красный — цвет солнца, возрождения.
Главные символы кубанских вышивок также несут определенную символику:
ромб — солнце, плодородие, земледелие;
ромб с продленными сторонами — символ венца сруба деревянного дома;
ромб поделенный внутри на 4 части — вспаханное поле;
ромб с точками внутри — символ засеянного поля.
ромб с крючками вверху и в низу (ромб-лягушка) — символ женского начала в природе (плодородие, рождение детей);
горизонтальная волнистая линия — символ воды.
прямая горизонтальная линия — символ земли;
женская фигура с воздетыми к небу руками стоит в центре узора и главенствует над окружающими ее животными и растениями — символ Матери-Земли; у ее ног часто изображается зубчатая линия — вода.
Восточнославянская богиня Берегиня, или Мокошь (Макошь), считалась покровительницей воды, семейного очага, плодородия.
Широко использовались в вышивке и символы животных и растений. Так, «Жар-птица» — это вешнее солнце, конь — хранитель домашнего очага, орел, сокол или петух — символ огня; «пара птиц» — символ жениха и невесты; цветочные орнаменты — процветание, богатство, рождение детей.
Разнообразные растения встречаются в вышивке в зависимости от местности и если в средней полосе России самые популярные растения в вышивках — это василек и папоротник, то в кубанской вышивке чаще встречаются розы и барвинок, а также «виноград», «хмель», «дубовые листья», «смородина», «калина», «лилия».
Каждый из этих цветков также нес свою информацию:
«Барвинок» — символ неувядающей жизни.
«Яблочный круг» разделенный на 4 части и противоположные части, выполненные в одном цвете — символ любви;
«Виноград» — символ семьи;
«Лилия» — символ девичьей чистоты и невинности;
«Дуб» — символ мужской энергии, жизни.
«Хмель» — символ свадьбы.
В процессе экспериментальной работы мы использовали метод проектов, дающий детям определенную самостоятельность. Метод проектов (от греч. — путь исследования) — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [31, с. 3]. Проектная деятельности учащихся необходима для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных, но применительно к поставленной нами задаче патриотического воспитания, проектный метод рассматривался нами как наиболее эффективный именно в силу высокой степени свободы учащихся. Они сами выбирали понравившийся им орнамент и сами исполняли готовое изделие, пытаясь вложить в него особый смысл, который конечно, должен был быть объяснен.
Метод проектов позволял не только получить определенный результат, но и представить (презентовать) готовые изделия, которые приняли участие в школьной выставке.
Примерный план реализации проекта на тему: «Народное творчество в изделиях декоративно-прикладного искусства (на примере Кубанских рушников)» представлен в таблице 2.
Таблица 2 — Базовый план реализации проекта.
№п/п. | Мероприятия. | Форма проведения. |
1. | Межпредметная ученическая конференция (кубановедение — технология) на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство Кубани». | Сценарий конференции, презентация. |
2. | Экскурсия в краеведческий музей. | Поход в музей. |
3. | Рассказы о народных художественных промыслах Кубани. | Рассказы. |
4. | Выполнение рушников учениками. | Схемы, необходимый материал для рушника. |
5. | Работа над проектом: «Народное творчество в изделиях декоративно-прикладного искусства (на примере Кубанских рушников)». | Литератураинтернет-ресурсы. |
6. | Подведение итогов по изготовлению рушников и выполнению проекта (защита). | Проекты, готовые рушники, презентации. |
7. | Выполненные учениками рушники. | Проведение выставок. |
В рамках проекта был предусмотрен целый ряд мероприятий, позволивший рассказать детям об истории Кубани, южно-славянских традициях, заботливо охраняемых представителями этих народов и этносов. Дети не только приняли участие в конференции, посвященной декоративно-прикладному искусству Кубани, но и посетили Северский историко-краеведческий музей.
На уроках дети знакомились с историей вышивки и техникой ее исполнения (Приложение В).
Выбор темы для вышивки учащиеся осуществляли самостоятельно и проявили достаточно большую инициативу: они узнавали о символике вышивок, приносили из дома сохранившиеся образцы вышивок, которые делали их мамы и бабушки.
Назначение рушника каждый ученик также определял самостоятельно: некоторые делали изделие «для себя», а другие ученики изготавливали подарок кому-то из близких.
В качестве материалов в работе использовались: белый рушник, канва, мулине красного, синего и других цветов; игла для вышивания, пяльцы; декоративная тесьма.
Результаты проектной работы оценивались в рамках выставки проведенной в школе в преддверии майских праздников. Каждое изделие не только представлялось, но и «объяснялось», т. е. к рушнику готовилась презентация — что обозначает данная вышивка, какие символы использовал автор изделия, что он хотел этим сказать.
Лучшие работы получили не только заслуженно высокие оценки, но и грамоты от руководства школы.