Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Содержание и методика экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе работы со сказкой детей обучали моделированию сказочных ситуаций. По определению М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, модель — схема явления, отражающая элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. По мнению таких педагогов как Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Н. Кондратьева, Т. А. Ткаченко, О. С. Гозмяк, О. А. Шорохова, модели являются эффективным… Читать ещё >

Содержание и методика экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После проведения обследования детей на констатирующем этапе на основании полученных результатов была спланирована работа по обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачей формирующего этапа эксперимента было развить у детей навыки построения связных высказываний и связной речи.

Работа проводилась по тр? м направлениям:

  • — отбор материала в соответствии с особенностями восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста;
  • — использование модели в работе со сказками;
  • — осуществление воспитательно-образовательной работы ДОО во взаимосвязи с организацией развивающего процесса в семейном воспитании.

В целях работы с семьей была проведена консультация для родителей и воспитателей по работе со сказками, на которой было предложено использование методики работы со сказками О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной [46], а также рекомендован ряд мероприятий по развитию в семье связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

В ходе развивающих занятий был сделан акцент на создание благоприятной речевой среды, активное включение детей в педагогическое взаимодействие, использование развивающего потенциала сказок.

Детям предлагались такие вопросы и задания по сказкам, чтобы они могли научиться выделять существенные стороны сказочного сюжета, научились описывать сказочных персонажей, логично излагать и придумывать самостоятельно сказки.

В ходе работы со сказкой детей обучали моделированию сказочных ситуаций. По определению М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, модель — схема явления, отражающая элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта [1]. По мнению таких педагогов как Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Н. Кондратьева, Т. А. Ткаченко, О. С. Гозмяк, О. А. Шорохова, модели являются эффективным средством обучения детей связной речи. Передавая строение и последовательность рассказа, модели служат своеобразным наглядным планом для построения связных высказываний, поэтому они успешно могут использоваться в педагогической практике ДОО.

В процессе экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста использовалась графическая модель для обучения детей составлению сказочных историй В. Я. Проппа [38].

В качестве материалов художественной литературы были использованы следующие сказки: «Морозко», «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Красная Шапочка», «По щучьему велению», «Мальчик-с-Пальчик», «Конек-Горбунок», «Царевна-лягушка», «Гусилебеди» и др.

Занятия № 1−6, 8−9 были посвящены творческому рассказыванию. Занятие № 7 было посвящено драматизации сказки.

Занятие № 10 было посвящено систематизации и закреплению полученных знаний.

  • 1 -е занятие «Сочиняем сказку» должно было задействовать фантазию детей. Однако выяснилось, что тезаурус сказочных представлений детей слишком бедный. Часть сказок ими была забыта, кроме того дети путали сказочных персонажей друг с другом и с персонажами мультфильмов.
  • 2 -е занятие «Антонимы» было построено на базе известной сказки «Морозко». В ходе сочинения сказки заново дети учились использовать антонимы. Интересно отметить, что не все дети понимали значение антонимов, даже по предложенной воспитателем аналогии. Например, «мачеха была злая, а вдруг она была бы добрая». Когда детям предлагали по такому же шаблону придумать антонимы к качествам остальных персонажей, то с этим заданием смогли справиться только 3 детей из 18 экспериментальной группы.
  • 3 -е занятие «Составить рассказ по серии картинок» задействовало одновременно ведущий вид деятельности детей — игру, и знания сказочных персонажей. В ходе работы над предложенной ситуацией консультирования покупателей в книжном магазине вначале пассивные дети постепенно активизировались, включились в игру. Дети назвали множество персонажей и старались подробно описывать их приключения, чтобы заинтересовать друг друга.
  • 4 -е занятие по собственным рисункам «Нарисуй сказку». Задание должно было активизировать художественное воображение детей. Детям была предложена система карточек В. Я. Проппа для того, чтобы показать им, как можно изобразить схематически любую сказку. 8 из 18 детей не справились с заданием. 10 детям удалось нарисовать сказку, состоящую из 3−5 картинок.
  • 5 -е занятие «Чудеса волшебной палочки» было игровым. Дети должны были рассказывать о себе от имени сказочного персонажа. Это удалось не всем детям. Дети с изначально низким уровнем развития связной речи с трудом вживались в роль сказочного героя, и сбивались на рассказ о самих себе.
  • 6 -е занятие «Вопросы персонажей сказок» вначале показалось сложным для детей в экспериментальной группе. Дети пробовали задавать друг другу вопросы от имени сказочных персонажей, например:

Заяц спрашивает Колобка: «Колобок, почему ты такой круглый?!» Колобок отвечает «Мне так удобней от Лисы убегать».

Волк спрашивает Зайца: «Заяц, а почему у тебя такие длинные уши?!» Заяц отвечает: «А это чтобы услышать тебя в лесу!».

Красная шапочка спрашивает Волка: «Волк, а почему ты такой серый?!» Волк отвечает «А это чтобы я был на бабушку похож».

Мальчик-с-пальчик спрашивает Красную шапочку: «Красная шапочка, а почему у тебя шапочка красная и не синяя?!» Красная шапочка отвечает: «А это потому что меня зовут Красная шапочка» и т. д.

Постепенно игра показалась детям увлекательной, они включились в игровой процесс.

Занятие 7 «Драматизация сказки» задействует детскую потребность в игре. Драматизировалась сказка «Царевна-Лягушка» с множеством говорящих персонажей: Иван-царевич, братья-царевичи, лягушка, царевна, царь, Кащей Бессмертный, Баба Яга, Зайчик, Клубочек, Утка, Яйцо, Избушка-на-курьих ножках, бояре, жены братьев-царевичей. Дети заметно активизировались с удовольствием включились в игру после того, как им объяснили их роли.

Занятие 8. «Рассказывание сказки» («Гуси-лебеди»). Занятие использовалось как закрепляющее. Дети пробовали передавать структуру сказки по вопросам педагога. С подсказкой (вопросами педагога) с заданием справились все 18 детей.

Занятие 9 «Творческое задание — «Сказка по кругу.» Воспитатель по очереди давал детям слово в рассказывании сказки, чтобы они поняли, что такое начало, середина и конец сказки. Задание оказалось по силам 16 из 18 детей в экспериментальной группе. 2 детей с низким уровнем развития связной речи работали с трудом, затруднялись придумать продолжение сказки за другим ребенком.

Занятие 10 «Викторина. Подведение итогов». Был задействован элемент соревнования, включающий в себя мотивацию достижения детей. По итогам предыдущих занятий выяснилось, что дети стали лучше, по сравнению с началом занятий ориентироваться в мире знакомых им сказок, угадывали почти всех сказочных персонажей.

По итогам консультирования родителей выяснилось, что из 18 семей, 12 семей воспользовались идеями из педагогической консультации в полном объеме, еще 4 семьи пользовались рекомендациями педагога не систематически, 2 семьи практически совсем не воспользовались педагогическими рекомендациями. Родители трех детей с низким уровнем развития связной речи консультировались по поводу выбора сказок для чтения детям. Родители еще 13 детей для чтения детям сказок воспользовались имеющейся у них литературой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой