Воспитание в семье и школе
Личный пример родителей, образ жизни семьи, взаимоотношения в ней старших и младших поколений имеют глубокое качественное своеобразие, которое навряд ли может быть заменено школой и другими институтами общественного воспитания. Растущие масштабы трагедии детей, брошенных родителями, свидетельствуют об этом достаточно красноречиво. В условиях, когда в обществе происходят противоречивые, во многом… Читать ещё >
Воспитание в семье и школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Школа и семья
Социально-экономические преобразования в современном обществе затронули все сферы общественной жизни, в том числе и семью. Углубилась социальная неустроенность и нравственная непрочность значительной части семей. Особенно острым показателем критического характера ситуации, переживаемого семьей, является растущее отчуждение детей, и особенно подростков, от семьи, нередко лишенной элементарных условий для удовлетворения многообразных потребностей ребенка и той внутренней культуры, без которой не может быть духовной близости между родителями и детьми.
Личный пример родителей, образ жизни семьи, взаимоотношения в ней старших и младших поколений имеют глубокое качественное своеобразие, которое навряд ли может быть заменено школой и другими институтами общественного воспитания. Растущие масштабы трагедии детей, брошенных родителями, свидетельствуют об этом достаточно красноречиво. В условиях, когда в обществе происходят противоречивые, во многом стихийные процессы, затрагивающие жизненные интересы различных групп населения (социальных, национальных, профессиональных и т. д.), возрастает роль семьи в воспитании и социализации детей. В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью.
Семья выполняет ряд социальных функций. Это:
воспитательная — социализация молодого поколения;
хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья семьи, уход за детьми и престарелыми;
экономическая — получение материальных средств одними членами семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
социальный контроль — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанности между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
духовное общение — духовное обогащение каждого члена семьи;
социально-статусная — представление членам семьи определенного социального положения в обществе;
досуговая — организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
эмоциональная — психологическая защита каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
Сотрудничество семьи и школы может осуществляться в различных направлениях. Школа помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, в организации духовной жизни семьи, здорового образа жизни. Она проводит работу с «трудными» детьми, консультируя родителей и налаживая связь семьи с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона.
А.С. Макаренко и В. А. Сухомлинский считали, что школа всегда должна прямо или косвенно оказывать влияние на воспитательный процесс в семье. При этом они стояли на позиции ведущей роли школы, так как трезво оценивали ограниченные общекультурные и особенно педагогические возможности значительной части семей.
В гуманизации школьной жизни заметную положительную роль играет умение педагогов приблизить обстановку в классе к семейной, свободной от формализма и авторитаризма. В то же время влияние школы вносит в атмосферу семьи общественно ценные стимулы и мотивы, которые, безусловно, выводят на более высокий уровень личные, индивидуальные интересы.