Система занятий по развитию логического мышления
Произвольность психических функций и внутренний план действий, проявление способности ребенка к самоорганизации своей деятельности возникают в результате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы. Всего было разработано 8 занятий по темам: «Краснодарский край», «Растительный… Читать ещё >
Система занятий по развитию логического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста была разработана развивающая программа, включающая 8 занятий.
Итогом ее реализации должно стать повышение уровня логического мышления младших школьников.
Всего было разработано 8 занятий по темам: «Краснодарский край», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», на которых после изложения фактического материала использовались для контроля по выявлению уровня усвоения новых знаний и по определению уровня логического мышления учащихся с использованием методик.
Всего было разработано и реализовано 8 занятий по темам: «Природа Краснодарского края», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек» [2.С.36−45].
Приемы логического анализа необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усваивания учебного материала. Проведенные исследования показывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной мере. Даже во 2 классе, лишь половина учащихся владеет приемами сравнения, подведение под понятие выведение следствие и.т.п. Немало школьников не осваивают их и к старшим классом. Это неутешительные данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций. Также целесообразно использование на уроках задания на развитие логического мышления. С их помощью учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей [14, с. 45−63].
В соответствии с задачами в первой части работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления младших школьников, выявлены особенности логического мышления младших школьников.
Было установлено, что младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка. Под воздействием обучения у детей формируются два основных психологических новообразования — произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, устанавливать смысловые связи [1, с. 45−61].
Произвольность психических функций и внутренний план действий, проявление способности ребенка к самоорганизации своей деятельности возникают в результате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы.
Развитие познавательных процессов младшего школьника будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы.
Во второй части были разработаны диагностическая и развивающая программы исследования.
Диагностическая программа включила в себя следующие методики: «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу, определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов; «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению; «Сравнение понятий» для определения уровня сформированность операции сравнения у младших школьников С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста была разработана развивающая программа, включающая 8 занятий. Итогом ее реализации должно стать повышение уровня логического мышления младших школьников Таким образом, исходя, из результатов развивающей работы можно сделать следующие рекомендации:
- — необходима целенаправленная работа по обучению младших школьников основным приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логического мышления;
- — диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников будет способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ).
- — разработанная программа направлена на развитие логического мышления и показала свою эффективность [3, с. 45−63]. .
Следовательно, развитие логического мышления в процессе учебной деятельности младшего школьника будет эффективным если: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления; выявлены особенности логического мышления у младшего школьника; структура и содержание заданий для младших школьников будут направлены на формирование и развитие у них логического мышления будут носить систематический и планомерный характер; определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника.