Правовое воспитание.
Основные направления воспитательной работы в школе
Изучение вопросов права в школе создает для учащихся возможность получения интересующей их правильной правовой информации и позволяет педагогам скорректировать направленность их правовых интересов. Но все же преподавание в школе правовых курсов — это лишь некоторые звенья системы правового воспитания школьников. Необходимо добиться всестороннего, комплексного подхода к нравственно-правовому… Читать ещё >
Правовое воспитание. Основные направления воспитательной работы в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Укрепление дисциплины и организованности, развитие демократизма в стране во многом зависят от уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод и умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни обуславливает необходимость улучшения правового воспитания населения и в особенности молодежи.
Важность правового воспитания молодежи обусловлена еще и тем, что в жизнь вступают все новые и новые поколения людей. И каждое новое поколение молодежи, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики строительства общества. Это накладывает определенный отпечаток и на методы, формы и средства правового воспитания молодежи, которые требуют тщательной разработки.
Среди различных форм правового воспитания молодежи важное место занимает правовое образование. Правовое обучение предполагает постоянство аудитории, наличие обучающей программы, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания. Наиболее эффективно такую правовоспитательную работу среди молодого поколения можно проводить в учебных заведениях, поэтому нами рассмотрены теоретические организационные основы, социально-психологические особенности формирования правосознания школьников.
Правовое воспитание школьников
Детские годы — это такой период в развитии человека, когда в его сознании и психике закладывается основа общественного разумного существа, намечаются и получают развитие черты характера, проявляется понимание интереса, формируются воля и стремления, симпатии и антипатии. В начальной школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, выкристаллизовываются психологические категории долга, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать его в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Без этого даже самое высокое образование, полученное им впоследствии, ничего не будет стоить. Вместе с тем человек в детском возрасте весьма восприимчив к воздействию отрицательных факторов, легко раним грубостью и жестокостью, высокая впечатлительность и отсутствие жизненного опыта развивают у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений.
Подростки — очень сложные существа с психологией полуребенка — полувзрослого, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своем сознании все и вся, тянущиеся к самостоятельности, «взрослости» и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьезных ошибок. Но они уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Ни на минуту нельзя забывать, что в жизни, в окружающей подростка действительности рядом с хорошим, добрым, возвышенным, всем тем, что помогает формированию лучших черт человека будущего, часто еще существует и дает о себе знать социальная накипь, которая растлевающе влияет на развитие сознания молодежи, толкает известную ее часть на путь равнодушия и подлости.
Главное, что нужно сделать в этом направлении, — добиться максимального включения подростков в общественную деятельность, привлечения к правовому воспитанию подготовленных к этому людей. Большое значение имеет научная разработка педагогических методов индивидуальной правовоспитательной работы, ибо перенесение центра тяжести в правовом воспитании молодежи в область индивидуальной работы с сохранением общего коллективного правовоспитательного фона вырисовывается в качестве определенной тенденции всей воспитательной деятельности среди подрастающего поколения.
Правовое воспитание старшей части молодежи — юношества — должно логически и практически завершать становление ее правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании.
Правовое воспитание школьников осуществляется прежде всего школой, другими учебными заведениями, входящими в систему образования страны. Правовое воспитание в школе должно способствовать тому, чтобы подросток начинал задумываться над своими поступками, оценивать их, сдерживать в необходимых случаях свои порывы, учиться управлять собственными побуждениями, противостоять отрицательным влияниям, проводить различие между детскими проказами и противоправным поведением. Недооценка значимости формирования уважительного отношения к законам, к правилам общежития в воспитательной работе с учащейся молодежью приводит порой к серьезным последствиям. В качестве примера можно привести ложные телефонные звонки школьников в органы милиции о якобы заложенных в помещениях школ Казани взрывных устройствах, приведшие к срыву занятий в учебных заведениях и привлечению к административной ответственности родителей этих подростков.
Изучение источников информации школьников о праве выявляет разнообразный, в основном, стихийный характер получения правовой информации. Все это не может не сказаться отрицательно на дисциплине и поведении учащихся в школе и за ее пределами.
Некоторые взрослые, родители глубоко заблуждаются, полагая, что если они будут скрывать от детей те или иные факты нашей жизни, в том числе негативные, то дети сами о них не узнают. Многочисленные исследования ученых-юристов, педагогов, социологов свидетельствуют о том, что наибольший объем информации по различным вопросам права школьники до сих пор получали не от родителей, не от учителей, а от товарищей, друзей, некоторых взрослых в сфере свободного общения. К сожалению, эта сфера не только находится вне педагогического и родительского контроля и руководства, но и организованно никак не управляется. Но именно в кругу «уличных» товарищей, в условиях неформальных микрогрупп подросток нередко получает сведения о важных сторонах жизни, о правилах социального поведения. Причем эта информация порой бывает существенно искаженной и даже противоречащей нормам морали и права.
В период наиболее интенсивного формирования мировоззрения подросток стремится к самостоятельному осознанию окружающей его жизни, в том числе и теневых ее сторон. Для этого, естественно, он использует наиболее доступные ему источники, в частности, и «познания» сомнительных друзей. Изучение личных дел учащихся спецшкол, спецучилищ и колоний для несовершеннолетних нарушителей, а также судебно-следственная практика показывают, что некоторые взрослые (организаторы правонарушений, подстрекатели, пособники), пользуясь тем, что подростки не знают законов, умышленно искажают сущность действующего законодательства. В частности, вовлекая детей в преступные группы, они нередко дезинформируют их, односторонне освещают закон и практику его применения, утверждая, например, что несовершеннолетних наказывать не будут в силу малолетства.
Бывает и так, что случайно совершив незначительный проступок, подросток не может освободиться от влияния взрослых преступников, которые неправильно информируют его о равной ответственности как за одно незначительное, так и за серию серьезных правонарушений по формуле: «семь бед — один ответ». Не зная законов, несовершеннолетние часто верят таким «наставникам». Нередко взрослые преступники уговаривают подростка, а то и требуют от него взять вину за совершенное преступление на себя, не называть на следствии и в суде взрослых организаторов, подстрекателей и других соучастников преступления. Все это формирует у подростков искаженное представление о законах, о деятельности государственных органов, в целом о нашем государстве. Тем самым ослабляются воспитательное воздействие закона и профилактическая деятельность государства, а подросток попадает в беду, иногда существенно меняющую его нормальное развитие.
Принципиальное положение права состоит в том, что незнание закона не освобождает от ответственности за правонарушение. В реальной же действительности несовершеннолетний часто узнает о существовании закона лишь тогда, когда нарушен закон и возникает вопрос об ответственности. Причем большинство опрошенных считает, что незнание права освобождает их от ответственности. Среди неустойчивых подростков широко распространены мнение о том, что состояние опьянения исключает ответственность или смягчает ее, и убежденность в собственной безнаказанности в силу малолетнего возраста и обязательности родительской «выручки» .
Поэтому задача правового воспитания в школах состоит не только в том, чтобы формировать у учащихся правильное представление о принципах правового регулирования общественных отношений, но и дать знание наиболее важных и доступных пониманию подростков правовых норм, а также убедить в неотвратимости наказания за правонарушения. Это будет удерживать подростков от нарушения правил поведения, способствовать выработке гражданского самосознания, обязанности держать себя в строго определенных рамках. В большей мере сказанное относится к несовершеннолетним правонарушителям, которых необходимо удерживать от повторных нарушений закона и совершения преступлений.
Изучение вопросов права в школе создает для учащихся возможность получения интересующей их правильной правовой информации и позволяет педагогам скорректировать направленность их правовых интересов. Но все же преподавание в школе правовых курсов — это лишь некоторые звенья системы правового воспитания школьников. Необходимо добиться всестороннего, комплексного подхода к нравственно-правовому воспитанию подрастающего поколения, охватывающему целую серию воспитательных мероприятий, иначе говоря, в процессах правового воспитания и обучения в школе нельзя ограничиваться лишь изучением Конституции, хотя это очень важно и необходимо делать в первую очередь, а нужно ориентировать учащихся на изучение других конкретных законов, их обязательных статей и положений, важнейших нормативных актов, например, об ответственности за хищение личного, государственного и общественного имущества, о необходимости соблюдения Правил дорожного движения и разъяснения их основных положений и т. д.
Однако при этом следует учитывать, как уже было сказано выше, что получение знаний о праве — это только часть дела. Подлинный смысл правового воспитания подростков состоит в формировании не только знаний законов, но и уважения к последним и необходимости их соблюдения.
Преподавание правовых предметов в школе проводится в старших классах. Но правовое воспитание начинается много раньше. В этой связи нам хотелось бы остановиться на одном весьма конкретном методическом вопросе, а именно, на связи правового воспитания с историей, литературой и другими учебными предметами школьной программы. Разве не может школьник найти в них крупицы знаний о праве? Конечно, может. Между правом, литературой, искусством существует более тесная связь, чем это представляется на первый взгляд. При ознакомлении с биографиями различных писателей, поэтов, композиторов, художников, как правило, обходится стороной вопрос о том, какое место занимало право (многообразная правовая действительность) в их жизни и творчестве. Между тем многие выдающиеся русские литераторы, художники, музыканты закончили юридические учебные заведения или собирались стать правоведами, но по разным причинам не завершили юридического образования, для многих служению музам предшествовали изучение права и правовая практика или она совмещалась с художественным творчеством. Интересные сведения о таких знатоках права, как А. Н. Радищев, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, А. Н. Островский, В. В. Стасов, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский.
Отмечаются недостаток правового осознания жизненных явлений формирующейся личностью, слабое знание педагогов в области юриспруденции, а юристов — в области педагогики. Это обстоятельство настоятельно требует постоянного теснейшего сотрудничества педагогов и юристов на всех уровнях, начиная с разработки планов работы школы по проведению индивидуальных бесед с педагогически запущенными подростками. В формировании правосознания ШКОЛЬНИКОВ важная роль принадлежит правовому воспитанию, и необходимость правовоспитательной деятельности обусловлена, в первую очередь, возрастанием роли права в процессе строительства правового государства.