Словарная работа.
Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки "По следам")
Задание III в тетради (с. 47). Завершение цитатной характеристики: дети комментируют, какие черты характера лесника названы в каждом предложении. Прислушался — ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.). Попробуйте назвать по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Каких из них вы видели? О каких… Читать ещё >
Словарная работа. Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки "По следам") (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- — Объясните следующие слова и выражения:
- * стадо куропачей (стая куропаток);
- * сапоги валеные (валенки);
- * без дела валандался (бездельничал);
- * охота пуще неволи (очень желать чего-то);
- * фузея, бердана (объяснения в тексте).
- — Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?
- 1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»
Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем план потом целиком в тетради.
Часть 2 читаем вслух (учитель или дети по цепочке). Приёмы анализа — диалог с автором и комментированное чтение.
Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять.
- -Что делал отец в сарае?
- (То есть… чинить, ремонтировать.)
Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?
- -Что чувствует отец?
- -Почему
- (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)
Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.).
Прислушался — ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.).
— Воууу-уу!
Вздрогнул лесник — или показалось? (Показалось что?).
Из лесу опять:
— Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!
— Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал — в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
- -Прочитайте еще раз глаголы, характерезующие действия отца?
- -почему их так много?
- (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!)
Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это??? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи — и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
- — Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части?
- 2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»
Части 3−4 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему.
По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова.
Мышковать — охотиться на мышей.
Пыж — прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.
Натропили — наделали тропинок из следов.
Предложения для озаглавливания.
- 3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».
- 4. «Читает по снегу, как по книге что с Егоркой приключилось за ночь».
- 2. Обобщающая беседа.
- а) — Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить смысл названия.
- б) — Попробуйте назвать по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Каких из них вы видели? О каких читали?
- в) — Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…)
- г) — Докажите, что отец Егорки сам живёт по этим законам и сына научил тому же.
- д) Задание III в тетради (с. 47). Завершение цитатной характеристики: дети комментируют, какие черты характера лесника названы в каждом предложении.
Просмотровое чтение частей 4, 6 и 8 и запись:
- 4. «…не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге».
- 6. «Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов».
- 8. «Барсук, говоришь? А мне и невдомёк».
- е) — Помог ли вам в чём-то этот рассказ? Что каждый из вас узнал нового о себе, прочитав рассказ «По следам»? (Какой я? Я знаю…, не знаю…, умею…, не умею…)
Итог.
- -Какое произведение читали? Кто автор?
- — Что изучали на уроке? что нового узнали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
Сообщение домашнего задания.
- 1. Подготовить выразительное чтение части, которая понравилась.
- 2. Записать заголовки частей рассказа.