Организация сбытовой деятельности на предприятии
Если для сбыта продукции используется несколько каналов, то необходимо избегать конфликтов в их работе. Часто встречается ситуация, когда производитель самостоятельно ведет активные торговые операции в регионе по очень низким ценам, тем самым демотивируя посредников. Он фактически конкурирует с ними за доступ к потребителю и лишает посредников возможности продвигать товар с той торговой наценкой… Читать ещё >
Организация сбытовой деятельности на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс производства продукции заканчивается ее сбытом. Именно поэтому данная стадия жизненного цикла продукции является своего рода оценочной, так как на основании того, насколько легко и выгодно реализованы произведенные товары, можно судить о правильности стратегической политики предприятия, эффективности всех его звеньев. Важное значение сбыта в деятельности предприятия (особенно в рыночных условиях) определяется тем, что в процессе реализации продукции уточняются запросы потребителей, что, в свою очередь, помогает предприятию укреплять свои позиции на рынке. Технологически процесс сбыта включает в себя складирование готовой продукции, ее хранение, доработку (если это требуется), транспортировку, доставку к торговым (оптовым и розничным) организациям, предпродажную подготовку, собственно продажу продукции, а в ряде случаев и послепродажное обслуживание [5, c. 207].
Основные аспекты комплексного маркетингового изучения рынка представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Маркетинговое исследование рынка.
Задача. | |
Анализ потребителей продукции предприятия. | Изучение потребностей и предпочтений потребителей‚ выявление мотивационного механизма совершения покупки соответствующего товара. |
Анализ продукции предприятия. | Сравнительный анализ характеристик продукции предприятия и аналогичной продукции конкурентов‚ изучение потребительских свойств продукции с целью установления степени удовлетворения запросов потребителей. |
Анализ товарного рынка. | Выявление степени соответствии спроса и предложения‚ изучение емкости рынка‚ уровня цен‚ сегментации рынка‚ доли предприятия на рынке данного товара. |
Анализ конкурентов. | Установление степени конкуренции на рынке соответствующего товара‚доли на этом рынке конкурентов‚ их ценовой политики и методов сбыта своей продукции. |
Анализ институциональной структуры рынка. | Определение основных групп организаций‚ действующих на данном рынке (поставщики‚ покупатели‚ конкуренты‚ транспортные‚ страховые организации и др.). |
Примечание: Источник:[14].
Маркетинговые исследования рынка способствуют обоснованному отбору изделий для дальнейшего производства и сбыта, т. е. эффективному планированию ассортимента продукции. Соответствие ассортимента продукции запросам потребителей во многом определяет успех сбытовой и хозяйственной деятельности предприятия в целом. В результате данных исследований предприятие определяет, какие каналы и формы сбыта используют конкуренты, какими видами транспорта осуществляются перевозки товаров, к услугам каких транспортных и страховых компаний они прибегают. Полученные данные помогают товаропроизводителю выбрать наиболее эффективные каналы сбыта.
Канал сбыта — это путь, проходимый продукцией от производителя к потребителю. Естественно, что каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы этот путь был как можно короче и дешевле. Длина данного пути и затраты на его прохождение во многом зависят от выбранного метода сбыта. Существует три основных метода сбыта: прямой (или непосредственный), косвенный и комбинированный (смешанный).
Прямой сбыт характерен тем, что производитель продукции вступает в непосредственные коммерческие отношения с потребителем, не прибегая к услугам независимых посредников. Данный метод имеет ряд достоинств: дает возможность сохранить полный контроль за ведением торговых операций, позволяет лучше изучить рынок своих товаров и наладить долговременные связи с основными потребителями. Однако исследования показывают, что посредническое звено сбытовой деятельности предприятия в большинстве случаев повышает эффективность сбытовых операций: высокий профессионализм посредника позволяет ускорить окупаемость затрат и оборачиваемость средств за счет крупномасштабных, универсальных и специализированных операций, создает удобства для конечных потребителей.
Прямой сбыт осуществляют, используя принадлежащие фирме производителю:
- — региональные сбытовые филиалы, имеющие штат квалифицированных специалистов, знающих местный рынок, конкурентов, способных предложить соответствующие запросам потребителей условия продажи товаров и сервис;
- — сбытовые конторы или службы без создания товарных запасов с выполнением функций по заключению сделок «под заказ» ;
- — специальных агентств имеющих или не имеющих право на заключение сделок;
- — функциональные обязанности которых, помимо прочих, входит демонстрации товара клиенту;
- — розничную сеть (киоски, магазины, салоны и др.).
Посреднические оптовые предприятия в системе рыночных отношений можно разделить на две группы: независимые посреднические организации и зависимые. Независимые организации для изготовителей и получателей продукции являются самостоятельными посредническими организациями, приобретающими материалы в собственность с последующей их реализацией потребителям. Зависимые посредники не претендуют на право собственности на товары, работая за комиссионное вознаграждение за выполняемые услуги. К ним относятся различные сбытовые агенты, брокеры, комиссионеры.
Выстраивая свой сбыт, производитель должен четко понимать приоритетность тех или иных каналов, определять их оптимальную конфигурацию по ширине и глубине. Канал сбыта должен соответствовать типу товара, его рыночному позиционированию и иметь максимально возможный охват целевых групп потребителей.
Если для сбыта продукции используется несколько каналов, то необходимо избегать конфликтов в их работе. Часто встречается ситуация, когда производитель самостоятельно ведет активные торговые операции в регионе по очень низким ценам, тем самым демотивируя посредников. Он фактически конкурирует с ними за доступ к потребителю и лишает посредников возможности продвигать товар с той торговой наценкой, на которую они рассчитывают.
Комбинированный (смешанный) сбыт предполагает использование в качестве посредников организаций со смешанным капиталом (т.е. с капиталом производителя и другой независимой компании). Отношения предприятия производителя со сбытовыми структурами могут быть как договорными (на основе контракта), так и корпоративными, предполагающими подчинение сбытовой организации интересам предприятия производителя.
Существует три основных подхода к организации работы сбытового персонала: по географическому признаку, по ассортименту и по типу клиентов. Сущность и характеристика данных подходов приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Характеристика основных подходов к организации сбыта.
Подход. | Сущность. | Преимущества. | Ограничения. |
По географическому признаку. | Сфера сбыта товаров компании разбивается на определенные территории на основе учета величины рабочей нагрузки и потенциала клиентов. | Четкое определение за продавцом его «территории» . Близость к потребителям Возможность устанавливать долгосрочные личные отношения Понимание и учет региональных различий Экономичность. | В случае высокой разнородности товаров сложно обеспечить необходимый уровень компетентности продавца. |
Подход. | Сущность. | Преимущества. | Ограничения. |
Ассортиментный. | Специализация продавцов осуществляется по товарным позициям и рамкам ассортимента. | Позволяет обеспечить необходимый уровень компетентности продавцом, сконцентрироваться поставщику на проблемах конкретного товара. | Большие, чем в предыдущем случае, затраты. Может возникнуть дублирование по клиенту в рамках одной территории. |
Клиентский. | Продавцы специализируются на определенных важных для компании целевых аудиториях или отдельных клиентах. Виды: «сегмент рынка», «масштаб клиента», «новые/существующие клиенты» . | Четкое понимание состояния, тенденций и мотивов клиентов. Возможность оперативного маркетингового реагирования на изменения. Понимание специфики клиентского рынка. Возможность организации работы с ключевыми потребителями. | В случае высокой разнородности товаров сложно обеспечить необходимый уровень компетентности продавца. Большие, чем в предыдущем случае, затраты. |
Примечание: Источник [7].
Традиционное товародвижение обычно начинается с заводских складов и состоит в том, чтобы с наименьшими затратами доставить товары от складов к потребителю. В современных условиях преимущества получает маркетинговая логистика. Она начинается с торговых точек и действует в обратном направлении — в направлении завода (предприятия).
Цель логистической системы — обеспечение своевременной доставки товаров в необходимое место, в нужном количестве, соответственно запросам потребителей, а также запланированному уровню обслуживания с минимальными затратами [6, с. 25].
Основные функции логистики:
- — управление заказами;
- — складирование;
- — управление запасами;
- — транспортирование.
Логистическая система Беларуси включает совокупность логистических центров. В зависимости от отраслевой направленности будут формироваться транспортно-логистические, оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры. Транспортно-логистические центры предназначены, в первую очередь, для обработки транзитного грузопотока, а также разработки, организации и реализации рациональных схем товародвижения на территории республики и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса. Основной функцией оптово-логистических (торговых) центров является поставка оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства непосредственно потребителям или организациям розничной торговли. Многофункциональные логистические комплексы включают торгово-деловой, административно-деловой и выставочный центры. [11, с. 5].
Основная цель функционирования логистических систем состоит в доставке продукции производственно-технического назначения или товаров массового потребления в необходимом количестве и ассортименте, в максимально Возможной степени готовности к использованию или потреблению.
Товародвижение является важнейшей составляющей, влияющей на конкурентоспособность предприятия, его продукции, т. к. непосредственно влияет на сроки поставок, сохранность продукции и ее себестоимость.