Мерчандайзинговый подход.
Основные позиции при принятии решения по размещению товара
Организация целенаправленного потока покупателей. Поток покупателей должен быть организован таким образом, чтобы он приводил покупателей к определенным прилавкам и витринам торгового зала, которые обеспечивают магазину наибольшую прибыль. Удобство перемещения покупателей. Согласно данному требованию не рекомендуется рядом размещать два или несколько отделов, рядом с которыми в часы пик или… Читать ещё >
Мерчандайзинговый подход. Основные позиции при принятии решения по размещению товара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Другим подходом к размещению товарных отделов в торговом зале является мерчандайзинговый подход. Согласно ему планировка торгового зала должна быть вторична по отношению к особенностям поведения покупателей и учитывать основные законы психофизиологического поведения человека. Отмечено, что посетители магазинов с разной степенью внимания замечают те или иные отделы, и эту особенность необходимо учитывать при планировке торгового зала.
В соответствии с мерчандайзинговым подходом каждая товарная группа занимает свое место в торговом зале согласно следующим факторам:
комплексное обслуживание покупателей; роль и статус товарной группы в иерархии потребностей покупателей магазина;
обеспечение относительной равномерности посещения покупателями различных отделов магазина;
создание целенаправленного движения покупательских потоков;
особенности самого товара (масса товара, его размеры, товары, которые чаще других воруют, и т. д.);
методы обслуживания при приобретении данного товара (самообслуживание, через прилавок и др.);
обеспечение равномерного внимания со стороны посетителей всем отделам магазина.
Мерчандайзинговый подход предполагает, что к размещению отделов в торговом зале должны предъявляться следующие требования.
- 1. Обеспечение комплексности покупки. Данное требование означает, что взаимодополняющие товары, т. е. товары, потребление которых осуществляется совместно, должны размещаться в торговом зале рядом друг с другом (например, чай и кофе рядом с кондитерскими и хлебобулочными изделиями или альбомы для рисования рядом с красками, фломастерами и карандашами).
- 2. Организация целенаправленного потока покупателей. Поток покупателей должен быть организован таким образом, чтобы он приводил покупателей к определенным прилавкам и витринам торгового зала, которые обеспечивают магазину наибольшую прибыль.
- 3. Учет продолжительности выбора товара. Согласно данному требованию необходимо учитывать, сколько времени тратит потребитель на выбор того или иного товара. Товары, которые потребитель приобретает не задумываясь и на выбор которых не тратит много времени, могут располагаться в местах наибольшего скопления покупательских потоков (это, как правило, недорогие товары повседневного спроса). Если же выбор товара требует достаточно много времени, когда потребитель должен все обдумать, сравнить различные торговые марки, возможно, проконсультироваться с продавцом, то такие товары должны располагаться вдалеке от основного потока покупателей (это более дорогие товары, которые покупатель приобретает достаточно редко, например дорогие сорта вин).
- 4. Характер спроса на товар. На различные товарные группы покупатель предъявляет различный спрос, исходя из этого они могут занимать определенное место в торговом зале. Например, товары целевого спроса, т. е. товары, которые покупатель будет искать в любом случае, так как целью его похода в магазин является приобретение именно этих товаров, могут располагаться в отдаленных частях магазина. К таким товарам относятся хлеб, молоко, крупы, макаронные изделия, мыло, зубная паста и т. д. Товары частого спроса, т. е. товары, которые потребители приобретают часто, но специально в магазине искать их вряд ли будут, должны располагаться в местах интенсивного покупательского потока. К таким товарам относят сыры, колбасы, йогурты, творог, губки для мытья посуды, паштеты и т. д. Товары импульсивной покупки должны располагаться или в передней части магазина, когда тележка или корзинка покупателя еще пуста и он склонен ее чем-нибудь заполнить, или рядом с кассой, когда покупатель, простаивая в очереди, имеет возможность внимательно изучить расположенные рядом товары. К таким товарам относят конфеты, шоколад, жевательные резинки и т. д.
- 5. Трудоемкость перемещения товара из складских помещений. При проектировании магазина необходимо предусмотреть, чтобы интенсивные покупательские потоки и товарные потоки от склада до прилавка не пересекались между собой. Иначе это будет создавать неудобство и для покупателей, и для работников магазина, что может неблагоприятным образом сказаться на общем впечатлении от магазина.
- 6. Удобство перемещения покупателей. Согласно данному требованию не рекомендуется рядом размещать два или несколько отделов, рядом с которыми в часы пик или в выходные дни может скопиться большое число покупателей.