Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Сектор платных услуг в системе рыночной экономики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках теории постиндустриальной экономики при рассмотрении отраслевых сдвигов на макроуровне в длительных исторических рамках распространенным является выделение трех основных этапов структурных трансформаций — доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономических систем, которые проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (добывающая промышленность и сельское… Читать ещё >

Сектор платных услуг в системе рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура сферы платных услуг и ее роль в развитии экономики

Каждая экономическая система претерпевает изменения в процессе развития связанные с трансформацией ее отраслевой структуры: производственные ресурсы перемещаются из одних сфер деятельности в другие, исчезают не нашедшие своего потребителя производства, и в то же время формируются новые отрасли, возникают новые направления деятельности в сфере товарного производства и в сфере услуг.

Особое внимание к развитию сферы услуг обусловлено выделением ее в качестве лидирующей во второй половине ХХ-ХХ1 вв. Увеличение доли сферы услуг в структуре общественного производства стало одним из признаков выделения новой экономической системы — постиндустриальной, которую многие авторы определяют как «экономику услуг» .

Изменение соотношения между секторами и отраслями народного хозяйства является одним из факторов экономического роста. И в этой связи отраслевая структура общественного производства находится под пристальным вниманием аналитиков .

В рамках теории постиндустриальной экономики при рассмотрении отраслевых сдвигов на макроуровне в длительных исторических рамках распространенным является выделение трех основных этапов структурных трансформаций — доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономических систем, которые проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (добывающая промышленность и сельское хозяйство), затем «вторичных» (строительство и промышленность), а в последний период — «третичных отраслей» (сфера услуг).

В исследовании перспектив развития общества и экономических систем В. Иноземцев обращается к тому факту, что в валовом национальном продукте последовательно уменьшается доля первичного и вторичного производства. Он подчеркивает, что это не означает намечающейся тенденции к исчезновению этих отраслей, наоборот, в абсолютном выражении соответствующие показатели продолжают расти; уже после Второй мировой войны в валовом продукте развитых индустриальных стран ускоренно увеличивалась доля услуг, а к концу ХХ в. стал весомым вклад информационного сектора хозяйства .

Ю. В. Яковец и Б. Н. Кузык в рамках рассматриваемой ими многомерной воспроизводственноциклической макромодели также анализируют отраслевые пропорции экономики как одну из важнейших отличительных черт каждой мировой цивилизации. Они выделяют неолитическую, античную, раннеклассовую, раннеиндустриальную, средневековую, индустриальную и постиндустриальную цивилизации и основными тенденциями структурных трансформаций последней называют дальнейшее падение удельного веса АПК и сырьевых отраслей при росте доли производства промышленных товаров и особенно услуг для населения, транспорта и связи .

Таким образом, существенное изменение пропорций распределения ресурсов и продукции между тремя основными секторами экономики — промышленностью, сельским хозяйством и сферой услуг и значительное увеличение роли последней в обеспечении динамики экономического роста признаются основными результатами изменения отраслевой структуры мировой экономики в ХХ в.

В условиях формирования рыночных отношений абсолютное большинство услуг, оказываемых населению разными сферами областями экономики, вне зависимости от форм собственности, являются платными .

Сформированная система платных услуг состоит из следующих элементов:

  • 1. Услуги общественного питания:
    • — общедоступные предприятия общественного питания, в том числе: кафе, столовой, закусочные, чайные, буфеты, рестораны, бары и вечерние кафе;
    • — столовой, кафе и буфеты при предприятиях, учреждениях, организациях и учебных заведениях;
    • — изготовление кулинарных и кондитерских изделий (для домашнего потребления).
  • 2. Бытовые услуги населению:
    • — ремонт обуви;
    • — ремонт швейных, головных уборов, меховых и кожаных изделий и изделий текстильных галантерей;
    • — изготовление обуви;
    • — ремонт трикотажных изделий;
    • — изготовление меховых и кожаных изделий, швейных, головных уборов и изделий текстильных галантерей;
    • — изготовление трикотажных изделий;
    • — ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, которые принадлежат гражданам, в том числе: ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей;
    • — ремонт мебели;
    • — ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, в том числе: радиоаппаратуры, телевизоров, магнитофонов, аудио и видеотехники, радиол, проигрывателей, холодильников, полотеров, пылесосов, стиральных и швейных машин, часов, ремонт и изготовления метизов;
    • — изготовление мебели;
    • — стиральные;
    • — химическая чистка и крашения;
    • — ремонт и строительство жилье (квартир), в том числе: строительство домов, ремонт жилье (квартир), строительство гаражей (стоянок) для автотранспортных средств, которые принадлежат гражданам, улучшенная обработка квартир в домах, которые вводят снова;
    • — бани;
    • — фотографии и кинофотолаборатории;
    • — парикмахерской;
    • — услуги прокату;
    • — ритуальные услуги;
    • — переработка сельскохозяйственной продукции и другие сельскохозяйственные услуги;
    • — уход и уход за детьми, больными и старыми;
    • — другие бытовые услуги.
  • 3. Транспортные услуги населению:
    • — услуги внегородского транспорта, в том числе: железнодорожный. воздушный, внегородское автобусное сообщение;
    • — услуги внутригородского транспорта, в том числе: троллейбус, автобус, легковые и маршрутные таксе, такси, транспортные услуги, оказываемые населению другими предприятиями и организациями.
  • 4. Услуги связи:
    • — радиофикация (установка и эксплуатация радиоточек);
    • — телефоны-автоматы;
    • — телесвязь (видеотелефон, факс и телекс);
    • — международная и междугородная телефонная связь;
    • — квартирные телефоны, (установка, ремонт и эксплуатация);
    • — почтово-телеграфное обслуживание: письма, бандероли, посылки (включая услуги «посылторга), телеграммы, денежные переводы и др.
  • 5. Жилищно-коммунальные услуги:
    • — услуги жилого хозяйства (в размерах, которые покрывают квартирной платой в домах государственного жилищного фонда);
    • — возмещение эксплуатационных затрат в домах жилищно-строительной кооперации;
    • — услуги отелей;
    • — услуги общежитий;
    • — коммунальные услуги, в том числе: электроэнергия, водоснабжение, канализация, газоснабжение, центральное отопление, горячее водоснабжение, санитарное очищение;
    • — услуги бюро технической инвентаризации;
    • — услуги по оборудованию квартир охранной сигнализация;
    • — услуги по обмену жилой площади;
    • — другие коммунальные услуги.
  • 6. Услуги детских учреждений и хозрасчетных учебных заведений системы образования:
    • — школы-интернаты;
    • — детские сады, ясли-сады, ясли;
    • — обучение на платных отделениях (курсах) подготовки в вузы и техникумы.
  • 7. Услуги для духовного развития населения (культура, искусство и др.):
    • — кинотеатры и киноустановки;
    • — концертные организации;
    • — театры;
    • — цирки, в том числе: стационарные;
    • — музеи и выставки (включая передвижные);
    • — зоопарки;
    • — музыкальные и художественные школы;
    • — аттракционы;
    • — парки (сады) культуры и отдыха;
    • — университеты литературы, культуры и искусства, лектории;
    • — творческие вечера мастеров театра, литературы, кино;
    • — дискотеки и тематические вечера для населения;
    • — другие жалованья услуги, оказываемые Дворцами (Домами) культуры профсоюзов и других организаций.

Проведенный выше анализ показывает, что уровень развития сферы услуг и спрос населения на платные услуги особенно в сфере бытового обслуживания, колеблется как по видам отдельных услуг, так и в зависимости о городской или сельскую местность. В этой связи одним из основных факторов, которые влияют на формирование и развитие сферы обслуживания есть уровень ее материально-технической базы.

Среди основных факторов роста сферы услуг во второй половине ХХ — начале XXI в. можно назвать, прежде всего, рост совокупной факторной производительности в результате развития научнотехнического прогресса, который привел к значительному росту общественного благосостояния и изменению потребительских запросов. Развитию сферы услуг способствуют: изменение производственных процессов, требующих соответствующего развития инфраструктуры, более широкого использования и внедрения новых технологий не только непосредственно в сфере производства (что усиливает потребность в развитии научного сектора), но и в области организации и управления; усложнение производства и насыщение рынка товарами; возникновение новых видов деятельности в результате расширения использования результатов научно-исследовательских разработок; придание товарам новых потребительских свойств (яркий пример — использование мобильных телефонов не только как средства связи, но и средства доступа к информационным ресурсам, осуществления банковских операций, получения широкого перечня дополнительных услуг).

Рассматривая сферу услуг с точки зрения составляющих ее отраслей, необходимо отметить, что исходя из роли основных факторов, которые влияют на развитие этих отраслей, мы можем условно разделить их на 2 большие группы — «бюджетные» и «коммерческие».

Решающий вклад в развитие сферы услуг и экономики в целом вносят «коммерческие» услуги, к которым условно можно отнести торговлю, транспорт, связь, банковскую деятельность, общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка и т. д.

Около 40% сферы услуг составляют так называемые «бюджетные» услуги, развитие которых во многом зависит от бюджетного финансирования. К этой группе условно можно отнести такие отрасли, как, например, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальные услуги. Развитие этих отраслей сдерживается тем, что они в основном финансируются из бюджета, а объем платных услуг в них занимает небольшой удельный вес.

Одним из источников более динамичного развития «бюджетных» услуг должно стать ослабление их зависимости от государственного финансирования в результате внедрения конкурентных механизмов. Должен быть осуществлен переход к преимущественному использованию инструментов экономического стимулирования, направленных на привлечение в эти сферы частного капитала и поощрение предпринимательской инициативы.

Вместе с тем, учитывая роль этих отраслей в реализации социальной политики государства, должна оставаться значимой роль прямого государственного регулирования. В целях повышения его эффективности возможна реализация мероприятий, направленных на повышение гибкости системы управления путем стимулирования участия в принятии решений всех заинтересованных сторон (министерств, ведомств, общественных организаций, бизнеса) при сохранении за государством обязанности устанавливать общие правила игры.

Приоритетом в развитии «коммерческих» отраслей сферы услуг должно быть развитие отраслей, формирующих инфраструктуру экономики. Учитывая процессы глобализации мировой экономики, необходимо отдавать преимущество развитию услуг, связывающих страны между собой, — коммуникационных, компьютерных, транспортных.

Среди наиболее актуальных направлений структурной политики государства, способствующей развитию «бюджетных» отраслей сферы услуг, следует выделить расширение отечественных исследований в области современных биотехнологий, нанотехнологий, лазерных технологий и активное внедрение их результатов в производственные процессы; развитие жилищного хозяйства и его радикальную модернизацию; расширение спектра и выход на международный рынок услуг образования и здравоохранения; развитие туризма и оздоровление окружающей среды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой