Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Опытно-экспериментальное исследование педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для проведения опытно-экспериментального исследования педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников мы выбрали учащихся 3 класса МБОУ начальная школа-детский сад № 14 города Зарайска Московской области, в котором учатся 12 мальчиков и 13 девочек в возрасте 8−9 лет. Прежде чем приступать к работе по нравственному воспитанию младших школьников, учителю необходимо… Читать ещё >

Опытно-экспериментальное исследование педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выявление уровня сформированности нравственного поведения младших школьников

Для проведения опытно-экспериментального исследования педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников мы выбрали учащихся 3 класса МБОУ начальная школа-детский сад № 14 города Зарайска Московской области, в котором учатся 12 мальчиков и 13 девочек в возрасте 8−9 лет.

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования нравственного поведения младших школьников Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

  • 1. констатирующий (сентябрь 2014 г.);
  • 2. формирующий (сентябрь 2014 — март 2015 г. г.);
  • 3. контрольный (апрель 2015 г.).

Первый этап — констатирующий.

Прежде чем приступать к работе по нравственному воспитанию младших школьников, учителю необходимо выявить понимание ими сути нравственных понятий. Поэтому мы начали с диагностики уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников.

Цель констатирующего этапа: определить уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников.

На данном этапе можно выделить: 1 — анкетирование, 2- диагностика комплексом методик.

Для проведения диагностики использовались следующие методики:

Анкетирование: Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 — 4 классы) — письменно;

Методики Л. В. Строгановой:

Диагностика отношения к жизненным ценностям — письменно;

" Этические задачи «(решение нравственных ситуаций — беседа) — устно;

" Назови слово, противоположное по значению «- устно;

Диагностика нравственной мотивации — письменно.

Рассмотрим ход проведения каждой из методик в отдельности.

Анкетирование: Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 — 4 классы).

Данная методика разработана автором для двух категорий учащихся, разделенных на два блока — 1) для учащихся 1−4 классов; 2) для учеников 5−11 классов.

Нами была использована анкета для учащихся начальных классов из методических материалов учителя опытно-экспериментального 3 класса МБОУ № 14.

Цель: выявить уровень воспитанности школьников младших классов Ход проведения. Ученикам было предложено оценить по пятибалльной шкале свои качества и отношение к природе, к школе, к прекрасному.

  • 1. Любознательность:
    • — мне интересно учиться;
    • — я люблю читать;
    • — мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
    • — я всегда выполняю домашнее задание;
    • — я стремлюсь получать хорошие отметки.
  • 2. Прилежание:
    • — я старателен в учебе;
    • — я внимателен;
    • — я самостоятелен;
    • — я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
    • — мне нравится самообслуживание в школе и дома.
  • 3. Отношение к природе:
    • — я берегу Землю;
    • — я берегу растения;
    • — я берегу животных;
    • — я берегу природу.
  • 4. Я и школа:
    • — я выполняю правила для учащихся;
    • — я выполняю правила внутришкольной жизни;
    • — я добр в отношениях с людьми;
    • — я участвую в делах класса и школы;
    • — я справедлив в отношениях с людьми.
  • 5. Прекрасное в моей жизни:
    • — я аккуратен и опрятен;
    • — я соблюдаю культуру поведения;
    • — я забочусь о здоровье;
    • — я умею правильно распределять время учебы и отдыха;
    • — у меня нет вредных привычек.

Оценка результатов:

  • 5 — всегда
  • 4 — часто
  • 3 — редко
  • 2 — никогда
  • 1 — у меня другая позиция

Затем учитель также оценивает по тем же параметрам каждого ученика. Выводятся итоговые оценки. По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл.

  • 5 — 4,5 — высокий уровень (в)
  • 4,4 — 4 — хороший уровень (х)
  • 3,9 — 2,9 — средний уровень (с)
  • 2,8 — 2 — низкий уровень (н)

Комплекс методик по Л. В. Строгановой.

1. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Цель: выявить отношение учащихся к жизненным ценностям Учащимся было предложено задание: представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5 (список заранее выписан учителем на доске).

  • 1. Быть человеком, которого любят.
  • 2. Иметь много денег.
  • 3. Иметь современный компьютер.
  • 4. Иметь верного друга.
  • 5. Мне важно здоровье родителей.
  • 6. Иметь возможность многими командовать.
  • 7. Иметь много слуг и распоряжаться ими.
  • 8. Иметь доброе сердце.
  • 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
  • 10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Учитель выбирает наиболее распространенные ответы — приоритеты жизненных ценностей детей.

2. «Этические задачи «.

Цель: изучить нравственные суждения младших школьников, выявить их умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами общества.

Ход выполнения. Младшим школьникам были прочитаны этические ситуации. Затем дети дали анализ поступков действующих лиц.

Ситуации для обсуждения.

Стеклянный Человечек У одного Мальчика был маленький друг — Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство угадывать, что думает и переживает Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять, а Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит:

· Нельзя так поступать, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.

Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он сидел за одной партой. Прошел один день, второй, а Мальчик не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча.

  • · Что я сделал плохого? — с тревогой спросил Мальчик.
  • · Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого, но ты забыл о своем товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое дала ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

  • · Правильно хотел поступить Мальчик сначала?
  • · Почему он передумал?
  • — Как бы вы поступили на месте Мальчика?

Сказка «Звезды «.

Давным-давно жила-была на свете маленькая девочка. Ей было лет восемь, когда у нее умерли родители. Некому стало о ней заботиться — ни покормить, ни нарядить, ни ласкового слова сказать. Ничего-то у нее не было, кроме худого платьица да выношенного платка. Пришлось по миру ходить, милостыню выпрашивать. Однажды один добрый человек подал ей краюшку хлеба. Только вышла девочка за ворота, встретился ей нищий старец. нравственный поведение воспитание моральный.

· Девочка, дай хлебца, сильно есть хочется! — стал просить старец.

Девочка взяла да и отдала ему всю краюшку. «Ешь, — говорит, — дедушка, на здоровье». И пошла себе дальше. Шла, шла — уж вечер наступил. Встретилась ей бедная старушка.

· Дай, — говорит, — что-нибудь голову закрыть, холодно стало.

Девочка сняла с головы платок и отдала нищенке. Только отошла немного, вдруг с неба звезды стали падать и, упав на землю, обращаться в серебряные монеты. Обрадовалась сирота и стала собирать их.

Недаром говорят, что доброе дело рано или поздно всегда добром оборачивается.

После прочтения ситуаций учащимся были заданы вопросы:

  • · Какая черта характера понравилась вам в девочке?
  • · Оцените ее поступки.

Ответы детей оценивались так: правильно ли понимают, ответ близко к правильному, искаженный ответ, нет ответа.

" Назови слово, противоположное по значению «.

Цель: проверить этическую грамотность младших школьников.

Ход выполнения. Учащимся было предложено внимательно прочитать перечисленные понятия и напротив каждого написать слово, противоположное по значению:

доброта — милосердие — ответственность — честность — чуткость — щедрость.

Оценивается правильность ответов.

3. Диагностика нравственной мотивации.

Цель: выявить уровень нравственной мотивации учащихся Ход выполнения. Детям было предложено 4 вопроса и варианты ответов на них, из которых нужно выбрать один.

  • 1. Если кто-то плачет, то я:
    • а) пытаюсь ему помочь;
    • б) думаю о том, что могло произойти;
    • в) не обращаю внимания.
  • 2. Мы с другом играем в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6−7 и говорит, что у него нет такой игры. Что я сделаю?
  • а) Скажу ему, чтобы он не приставал.
  • б) Отвечу, что ничем не могу ему помочь.
  • в) Скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру.
  • г) Предложу ему поиграть.
  • 3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл игру, то я:
    • а) не обращу внимания;
    • б) скажу, что он размазня;
    • в) объясню, что в этом нет ничего страшного;
    • г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
  • 4. Если одноклассник на меня обиделся, я:
    • а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
    • б) обижусь в ответ;
    • в) докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: положительные ответы — 1а, 2 г, 3 В, 4а. Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником: 4 балла — высокий уровень; 2−3 балла — средний уровень; 0−1 балл — низкий уровень.

После проведения исследования были обработаны результаты каждой из методик в отдельности и обобщены результаты по всем методикам.

Обработав результаты каждой из методик, мы получили следующие итоги.

По каждому ученику было подсчитан средний балл за каждый показатель по двум параметрам — самооценка и оценка учителя и выявлен уровень воспитанности, исходя из среднего балла (см. Таблица 1).

Обозначения:

Высокий уровень — (в) Хороший уровень — (х) Средний уровень — © Низкий уровень — (н) Таблица 1 Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса.

п/п

Фамилия, имя ученика.

Средний балл.

Уровень воспитанности.

сам.

учитель.

сам.

учитель.

Мы подсчитали общее количество человек в людях и в процентах по каждому уровню воспитанности по каждому из параметров (самооценка и оценка учителя) (см. Таблица 2).

Таблица 2 Сводная таблица уровня воспитанности учащихся класса.

Уровень воспитанности.

Кол-во человек.

(самооценка).

%.

Кол-во человек (оценка учителя).

%.

высокий уровень (в).

хороший уровень (х).

средний уровень ©.

низкий уровень (н).

Расхождения в оценке уровня воспитанности возникли по двум ученикам (№ 13 и № 4). Это связано с пограничным показателем оценки (между хорошим и высоким уровнями). Они незначительны.

В целом получается, что 54% (в среднем) учащихся данного класса имеют высокий уровень воспитанности, 38% (в среднем) — хороший уровень, а 8% учеников обладают средним уровнем воспитанности. Значит, подавляющее большинство детей экспериментального второго класса достаточно хорошо воспитаны. Низким уровнем воспитанности никто из учащихся не обладает.

Комплекс методик по Л. В. Строгановой.

" Диагностика отношения к жизненным ценностям «.

Мы подсчитали количество учеников, которые выбрали то или иное желание и выявили, какие жизненные ценности для учащихся являются приоритетными.

Таблица 3 Выбор желаний учениками.

Желания.

Кол-во человек.

%.

Быть человеком, которого любят.

Иметь много денег.

Иметь современный компьютер.

Иметь верного друга.

Мне важно здоровье родителей.

Иметь возможность многими командовать.

Иметь много слуг и распоряжаться ими.

Иметь доброе сердце.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

На основе ранжирования выделим 5 желаний — приоритетов жизненных ценностей учащихся.

Как видим, для учеников главными являются не материальные, а духовные жизненные ценности, хотя для многих учеников материальное играет большое значение (например, иметь современный компьютер).

" Этические задачи «.

С помощью данной методики мы выявили, как дети умеют оценивать поступки людей Таблица 4 Правильность понимания и оценки поступков людей учениками.

Понимание поступков.

Кол-во человек.

%.

правильно понимают.

ответ близок к правильному.

искаженный ответ.

нет ответа.

Большинство детей (68%+24%) умеют оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами общества.

Положительными качествами у девочки почти все отметили доброту и отзывчивость. А поступок, когда мальчик не навестил своего друга, многие расценили как эгоизм.

«Назови слово, противоположное по значению».

Дети называли противоположные по значению нравственные качества тем, которые им были даны. Практически все справились с заданием.

Таблица 5 Называние противоположных по значению нравственных качеств.

Правильность выполнения задания.

Кол-во человек.

%.

Правильный ответ.

Ответ близок к правильному.

Неверный ответ.

Этическая грамотность — на довольно высоком уровне — выше среднего (40%+48%).

4. Диагностика нравственной мотивации.

Мы выявили, каким уровнем нравственной мотивации обладают ученики Таблица 6 Уровень нравственной мотивации учеников.

Уровень мотивации.

Кол-во человек.

%.

высокий.

средний.

низкий.

Основная масса учащихся имеют высокий уровень нравственной мотивации, примерно одна треть обладает средним уровнем, низкий уровень мотивации — у одного учащегося (№ 21).

Полученные результаты по всем методикам в совокупности позволяют говорить о достаточно хорошей сформированности нравственных качеств у учащихся второго класса. Об этом свидетельствуют высокие показатели по каждой из методик в отдельности — количественные показатели находятся в границах — средний, выше среднего, высокий.

Учителю данного класса было рекомендовано продолжать работу по нравственному воспитанию, стараясь не снизить полученные результаты, а улучшить. Стоило обратить внимание на некоторых учеников, чьи показатели оказались невысокими (например, ученик под № 21), к которому следует найти индивидуальный подход.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой