Характеристика детей с нарушениями слуха
Уровень психического развития имеет существенные отличия в темпе — замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Различия в психической деятельности между слышащим и ребенком с нарушенным слухом на начальных этапах онтогенеза незначительные, но с тенденцией к нарастанию. Если коррекционные мероприятия были начаты своевременно, то с определенного момента… Читать ещё >
Характеристика детей с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Физические и моторные особенности находятся в границах нормы.
- 2. Уровень работоспособности снижен.
- 3. Уровень психического развития имеет существенные отличия в темпе — замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Различия в психической деятельности между слышащим и ребенком с нарушенным слухом на начальных этапах онтогенеза незначительные, но с тенденцией к нарастанию. Если коррекционные мероприятия были начаты своевременно, то с определенного момента различия начинают уменьшаться: чем благоприятнее условия, тем быстрее нивелируются недостатки развития ребенка, имеющего нарушения слуха, по сравнению с развитием нормально слышащего ребенка.
Дети с нарушениями слуха часто имеют эмоциональные и поведенческие расстройства, которые формируются как вторичные дефекты вследствие первичного дефекта и сенсорной и социальной депривации. Нарушения слуха, затрудняя ориентацию в окружающем мире, создают предпосылки к задержкам психического и речевого развития: чем раньше и тяжелее нарушен слух, тем более выражено будет отставание в развитии, еще более усугубляя трудности социальной адаптации.
У глухих детей существенно ограниченные возможности овладения речью оказывают негативное влияние на развитие эмоциональноволевой сферы и познавательных процессов, задерживают формирование характера. В подростковом возрасте часто возникают реакции, являющиеся результатом переживаний по поводу своего дефекта: ипохондрические жалобы, завышенная самооценка, инфантилизм, повышенная внушаемость или замкнутость, неуверенность, негативизм, ранимость. Позднооглохшие дети имеют преимущества в психическом развитии по сравнению с глухими. У слабослышащих отмечается отклонение от нормы развития психики, что в результате может привести к деформации личности.
4. Уровень развитие интеллекта. Группа детей с нарушениями слуха неоднородна: дети с нормальным интеллектом, дети с вторичной ЗПР, дети с УО. Сохранность интеллекта и уровень психического развития связаны со степенью тяжести слухового дефекта и временем начала коррекционной работы.
Невербальные функции интеллекта, как правило, развиваются в срок. Недоразвитие всех компонентов речи (словаря, звукопроизношения, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления. Конкретно-образное преобладает над словесно-логическим мышлением. Недостатки наглядного мышления преодолеваются в процессе овладения словарем. При условии своевременной коррекционной работы интеллектуальное развитие в дальнейшем приходит к состоянию нормы. У глухих детей компенсация основана на формировании словесной речи и речевого мышления (устную речь глухие дети воспринимают с помощью зрения (чтение с губ): под влиянием обучения их мышление становится подвижным, критичным и самостоятельным. Слабослышащие дети из-за неуспеваемости в массовой школе и недостатков речи могут быть ошибочно приняты за умственно отсталых или детей, с недостатками речи. Во избежание подобных ошибок необходимо тщательно исследовать слух у детей (учитывая, что о наличии слуховых нарушений, при исключении зрительного восприятия речи, свидетельствует восприятие шепота на расстоянии менее трех метров, а при нормальном слухе ребенок должен с расстояния шести или семи метров слышать и повторять сказанные слова и фразы).
- 5. Уровень развития речи. Внимание. Основной проблемой при нарушениях слуха являются расстройства речи: 1) замедлен темп формирования речи; 2) выражено недоразвитие звуко-буквенного анализа, что приводит к нарушению фонетической стороны речи, 3) бедный словарный запас и ассоциативные связи; 4) слова долго не используются как средства общения. Чтение и письмо имеют большее значение по сравнению с устной речью для интеллектуального и психического развития. Внимание соответствует норме.
- 6. Восприятие. Память. Затруднено формирование расчлененного и обобщенного восприятия. Память близка норме, но у глухих замедлено развитие словесной памяти.
- 7. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) — сформирована.
- 8. Особенности обучения в школе. При условии коррекционнокомпенсаторного обучения глухие дети за двенадцать лет овладевают программой восьмилетней школы и получают профессиональную подготовку. Поскольку уровень развития слабослышащих детей зависит от времени снижения слуха и условий воспитания, то в школах для слабослышащих существует два отделения. В первое принимаются дети, владеющие развернутой речью с легкими нарушениями грамматики, специфическими ошибками письма и неточным произношением, а во второе — с глубокими нарушениями речи. За двенадцать лет дети из первого отделения получают общее среднее образование, а дети из второго — неполное среднее и профессиональную подготовку. Дети со сниженным слухом, но сформированной речью при условии индивидуального подхода могут обучаться в массовой школе.
Вывод: при условии специального и своевременного обучения дети с нарушениями слуха могут быть успешно интегрированы в общество как его полноценные члены.
Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) могут воспитываться и обучаться в: специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей; детских садах комбинированного вида; дошкольных группах и отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей; образовательных учреждениях компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста «Начальная школа — детский сад» и «Школа — детский сад». Обучение детей чтению и письму печатными буквами начинается с двухлетнего возраста. В структуре образовательных учреждений компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут также быть группы и для детей преддошкольного и дошкольного возраста, или только начальные классы, или все классы, с первого по десятый-двенадцатый школы для слабослышащих или глухих детей. Соответственно, в данных учреждениях реализуются две образовательные программы:
1) дошкольного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей и 2) школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.
Дети школьного возраста с частичным нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие дети) обучаются в специальных школах II вида, уровень образования в которых отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Основу педагогического процесса в школах II вида составляет коррекционноразвивающий принцип обучения, имеющий особую содержательную и методическую направленность.
В условиях массовой школы слабослышащему ребенку должна быть предоставлена помощь специалиста-сурдопедагога.
Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний и решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Условная граница между тугоухостью и глухотой составляет 85 дБ.
Педагогическая классификация Р. М. Боскис (50-е гг. XX в.).
Классификационные критерии:
- 1) степень поражения;
- 2) уровень развития речи при данной степени поражения;
- 3) время возникновения нарушения.
На основе данных критериев выделяют группы:
- 1) глухие без речи (ранооглохшие);
- 2) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
- 3) слабослышащие с развитой речью;
- 4) слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
Вопросы
- 1. Дайте определение понятию «нарушения слуха».
- 2. Какие виды нарушений слуха вы знаете?
- 3. Охарактеризуйте классификации нарушений слуха.
- 4. В чем отличие организации учебно-воспитательной работы глухих детей и ранооглохших? Слабослышащих и позднооглохших?
Литература
- 1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- 2. Еникеев М. И. Общая психология. — М.: Приор-издат, 2002.
- 3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- 4. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.