Определение уровня обученности курсантов военного вуза в процессе констатирующего эксперимента с использованием интерактивных методов обучения
При анализе полученных результатов мы не смогли однозначно ответить на вопрос, почему около трети курсантов считают нецелесообразным использование ИМО во внеаудиторное время и почти половина всех опрошенных — на самоподготовке. Этот недостаток информации был восполнен в ходе индивидуальных бесед с курсантами в группах, где мы работали. Большинство курсантов так аргументировали свои суждения… Читать ещё >
Определение уровня обученности курсантов военного вуза в процессе констатирующего эксперимента с использованием интерактивных методов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Профессиональная деятельность офицерских кадров является сложной, многогранной и многофункциональной. Она требует высокого уровня профессионализма и воинского мастерства, интеллектуальных качеств и способностей, особенно сегодня, в условиях усложнения задач.
Неоспоримая значимость интерактивных методов обучения (ИМО) в военном профессиональном образовании является руководством к их внедрению в процесс обучения преподавателями.
Теоретическое осмысление проблемы профессиональной подготовки курсанта в аспекте личностно-ориентированного подхода и изучение состояния реальной практики организации использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе военного вуза позволило выдвинуть следующую гипотезу: образовательный процесс в военном вузе станет более эффективным средством процесса профессиональной подготовки курсанта, если ведущими станут интерактивные методы обучения, основанные на стимулировании активного взаимодействия курсантов, способствующие их профессиональной подготовке [1].
Для проверки выдвинутой нами гипотезы было организовано исследование динамики развития профессиональных качеств у курсантов в процессе применения интерактивных методов обучения на занятиях по профилирующей дисциплине «Радиоэлектронное оборудование летательных аппаратов (РЭО ЛА)» в Военном институте Сил воздушной обороны (ВИ СВО), которое осуществлялось посредством сравнения исходного и нового уровней развитости профессиональных качеств, они определялись на основе критериев и показателей, качественный анализ которых проводился посредством метода срезов на каждом этапе опытно-экспериментальной работы.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап — аналитический. На данном этапе изучалась философская, психологическая, педагогическая литература и анализировалась степень разработанности проблемы исследования в педагогической теории и практике.
Второй этап — экспериментальный. На этом этапе проводились констатирующий и формирующий эксперименты по проверке гипотезы исследования, анализировались полученные результаты.
Третий этап — обобщающий. В этот период происходило подведение итогов опытно-экспериментальной работы.
В данной статье раскрываются особенности констатирующего эксперимента. Констатирующий эксперимент проводился с целью постановки педагогического диагноза, объективно отражающего уровень профессиональной подготовки курсантов на начальных этапах освоения (выбора) будущей специальности.
В процессе констатирующего эксперимента исходные позиции нашей работы при выборе критериев и показателей процесса профессиональной подготовки будущего специалиста СВО на учебных занятиях по профилирующим дисциплинам в условиях применения интерактивных методов обучения определялись на основании характеристики профессиональной подготовки курсанта военного вуза, с учетом условий динамичного развития личности курсанта в военном вузе. Среди условий, относящихся к деятельности самого курсанта, выделены: понимание им социальной значимости своей профессии, интерес к ней, осознание требований, которые она предъявляет к специалисту СВО; положительные мотивы, интеллектуальная и практическая активность в учении, общении и службе; объективность самооценки личностных качеств и стремление к их совершенствованию; благоприятный психологический климат в учебном коллективе. Сюда мы относим также и ориентацию на максимальные результаты и самореализацию во всех видах учебно-познавательной деятельности.
При выделении критериев и показателей мы допускаем и то, что измерить уровень развития какого-либо качества абсолютно объективно невозможно. Оценивание осуществляется людьми, поэтому элемент субъективности всегда будет присутствовать. Однако это не исключает возможности учета анализа процесса и результатов деятельности в процессе занятий с использованием ИМО со стороны обучающихся, учета мнений самих курсантов о степени развитости профессионально значимых качеств, интерпретации итогов успеваемости на основе статистической обработки оценок результатов на разных этапах опытно-педагогической работы.
В диагностическом плане необходимо было, прежде всего, определить уровень профессиональной подготовки курсантов, поскольку именно на начальном этапе важно развести как собственно процесс профессионального развития (структура качеств, субъекты, условия развития), так и среду, в которой разворачивается этот процесс. Поэтому при проведении констатирующего этапа нашей опытно-педагогической работы мы исходили из предположения, что диагностика профессиональной подготовки на занятиях по профилирующим дисциплинам с использованием ИМО позволяет спланировать не только алгоритм эффективной педагогической организации ИМО, но и спрогнозировать их последствия для учебного процесса. Это даст возможность преподавателю заранее подготовиться к появлению возможных противоречий при внедрении ИМО в учебный процесс.
Исходя из этого при организации и проведении констатирующего среза мы использовали:
- · системный подход к диагностике профессионально значимых качеств, обеспечивающих продуктивность познавательной и профессиональной деятельности и имеющих индивидуальную меру выраженности [2, 3];
- · ситуационно-личностный подход к диагностике, когда в качестве диагностической процедуры выступает целостная учебная ситуация.
Констатирующий эксперимент проводился в период учебного года. Цели этого этапа:
- 1) проанализировать мнения курсантов о значимости профессиональной подготовки специалиста СВО;
- 2) изучить исходный уровень профессиональной подготовки курсантов и умение курсантов адекватно оценивать себя и однокурсников;
- 3) проанализировать возможности интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки и отношение курсантов к занятиям с использованием интерактивных методов обучения, включенным в учебно-воспитательный процесс ВИ СВО.
Участниками констатирующего эксперимента были курсанты ВИ СВО второго года обучения, офицеры курсантских подразделений в качестве экспертов и мы. Это объясняется тем, что у курсантов первого года обучения этап начала обучения психологически самый сложный. Он является периодом адаптации к военному образу жизни, мыслей и действий. Основная помощь преподавателей и командиров курсантам первого года обучения необходима в создании организационно-педагогических условий адаптации. Курсанты второго года обучения уже имеют определенный опыт учебной и служебной деятельности, знакомы с общевойсковыми дисциплинами и многими функциональными обязанностями военнослужащего [4]. Исходя из этого мы считаем целесообразным вести опытно-педагогическую работу по развитию профессионально значимых качеств с курсантами второго года обучения.
В состав контрольной группы вошли курсанты учебной группы 27 численностью 30 человек, в состав экспериментальной группы — курсанты учебной группы 28, также численностью 30 человек.
Для обеспечения репрезентативности выборки соблюдались следующие условия:
- · курсанты были одного года обучения;
- · все курсанты были инженерных специальностей;
- · в экспериментальной и контрольной группах было одинаковое количество человек — по 30;
- · уровень успеваемости и возраст существенно не различались;
- · на занятиях по профилирующей дисциплине «РЭО ЛА» использовались одни и те же учебно-методические и учебные пособия и материалы.
В ходе опытно-педагогической работы использовались учебные материалы, разработанные нами и преподавателями кафедры эксплуатации радиоэлектронного оборудования (РЭО) ВИ СВО. При этом на занятиях по дисциплине «РЭО ЛА» в экспериментальной группе акцент делался на применение интерактивных методов обучения с целью развития профессионально значимых качеств курсантов, а не только как средства повышения мотивации учебной деятельности курсантов.
В контрольной группе на определенных занятиях также использовались интерактивные методы обучения, но лишь с целью повышения мотивации учебной деятельности. То есть, в контрольных группах, в отличие от экспериментальных, работа на занятиях по дисциплине «РЭО ЛА» проводилась по типовому учебному плану, без целенаправленной отработки обобщенных способов профессионального мышления, без целенаправленного развития профессионально значимых качеств.
Диагностический инструментарий был реализован на бумажном носителе и предполагал полуавтоматическую обработку полученных результатов. После подведения итогов «входного» замера была создана база данных, позволившая познакомиться с содержательными характеристиками учебной деятельности на занятиях с использованием ИМО, мнениями курсантов о ее целесообразности и пользе внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза и условиях организации деятельности курсантов на занятиях с использованием ИМО, способствующих процессу их профессиональной подготовки, уточнить мнения курсантов о степени важности профессиональной подготовки.
В ходе констатирующего эксперимента нами были обобщены суждения курсантов о целесообразности использования ИМО не только на учебных занятиях по дисциплине «РЭО ЛА», но и во внеучебное время и на самоподготовке (табл. 1).
Таблица 1 Мнения курсантов специальности «АРЭО» о целесообразности применения ИМО на занятиях по дисциплине «РЭО ЛА» (в процентах).
№ п/п. | Целесообразность применения ИМО. | Виды учебных занятий. | |||
Аудиторные. | Внеаудиторные. | Самоподготовка курсантов. | |||
«Да, целесообразно». | 75,6. | 31,5. | 22,3. | ||
«Нет, не целесообразно». | 10,5. | 32,4. | 48,3. | ||
«Затрудняюсь сказать». | 13,9. | 36,1. | 29,4. | ||
При анализе полученных результатов мы не смогли однозначно ответить на вопрос, почему около трети курсантов считают нецелесообразным использование ИМО во внеаудиторное время и почти половина всех опрошенных — на самоподготовке. Этот недостаток информации был восполнен в ходе индивидуальных бесед с курсантами в группах, где мы работали. Большинство курсантов так аргументировали свои суждения: большой объём заданий на самоподготовку, проведение тренажей и консультаций во второй половине дня, перегруженность расписания четвертыми парами. Курсанты считают, что в силу этих обстоятельств у них не будет достаточно времени для качественной и регулярной подготовки к занятиям с применением ИМО, это возможно только эпизодически. Этот момент был учтен нами далее при планировании занятий с использованием ИМО. Так, игры типа КВН, конкурсы, викторины организовывались нами один раз в семестр, а поручения по разработке игр для их реализации на учебных занятиях давались хорошо успевающим курсантам в качестве задания на самоподготовку.
Обратимся к анализу одного из основных показателей, выделенного нами в оценочно-результативном критерии успешности влияния интерактивных методов обучения на развитие профессиональных качеств курсантов — обученности.
Нами получены следующие данные, характеризующие уровень обученности курсантов по параметру — знания, умения, навыки (табл. 2).
Средний балл Х был вычислен по формуле 1:
X = (А n + B n2+ C n3+ D n4) / 30, (1).
где: X — средний балл; nbn2, n3, n4 —число курсантов соответствующего уровня; (А=2 условных балла) — ниже минимального уровня; (В=3 условных балла) — минимальный уровень; (С=4 условных балла) — средний уровень; (D=5 условных баллов) — продвинутый уровень; 30 — количество курсантов в контрольной и экспериментальной группах соответственно.
Таблица 2 Сравнительные данные курсантов контрольной и экспериментальной групп по уровню обученности на констатирующем этапе эксперимента.
Группа. | Кол-во чел. в группе. | Уровни обученности курсантов. | Х. | ||||||||
А. | В. | С. | D. | ||||||||
Кол-во. | %. | Кол-во. | %. | Кол-во. | %. | Кол-во. | %. | ||||
КГ. | 20,0. | 30,0. | 40,0. | 10,0. | 3,4. | ||||||
ЭГ. | 16,7. | 23,3. | 50,0. | 10,0. | 3,53. | ||||||
Примечание. КГ — контрольная группа; ЭГ — экспериментальная группа; А — ниже минимального уровня; В — минимальный уровень; С — средний уровень; D — продвинутый уровень; Х — средний балл На рисунке 1 наглядно представлены сравнительные данные среза по уровню обученности курсантов контрольной и экспериментальной групп.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что проведенное экспертное оценивание результатов исследовательской работы позволяет сделать выводы о том, что выявленные нами педагогические условия применения интерактивных методов обучения значительно повышают уровень обученности курсантов. В экспериментальной группе проверялась совокупность всех условий.
Рис. 1 Сравнительный данные курсантов КГ и ЭГ по уровню облученности на констатирующем этапе эксперимента, %
За время эксперимента количество курсантов, находящихся на уровне обученности:
- · ниже минимального — сократилось на 3,3%, что составляет 16,7% от общего количества курсантов данной группы;
- · минимальном — сократилось на 6,7%, что составляет 23,3% от общего количества курсантов данной группы;
- · среднем — повысилось на 10%, что составляет 50%.
Выдвинутая нами гипотеза, что образовательный процесс в военном вузе станет более эффективным средством процесса профессиональной подготовки курсанта, если ведущими станут интерактивные методы обучения, подтверждается.
профессиональный курсант интерактивный обучение.
- 1. Джамангараев Е. С., Кайпанов Б. А. Проблемы использования ИТО преподавателями ВИ СВО // Актуальные вопросы военного образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы 2-й межведомственной науч.-практ. конф. — Актобе: ВИ СВО, 2008. — С. 111−115.
- 2. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности. — Ярославль: ЯрГУ, 1979. — 91 с.
- 3. Шадриков В. Д. Проблемы системного анализа деятельности. — М.: Наука, 1982. — 185 с.
- 4. Давыдов В. П. Воспитание курсантов высших пограничных училищ в процессе обучения. — М.: МВПУ, 1988. — 279 с.