Факторы формирования первого впечатления о преподавателе у студентов вуза
Подобными негативными особенностями для большинства студентов являются: недостаточность знаний и знание основ на уровне учебника (75% выборов), скучно объясняет (70% выборов), произносимые слова не понятны (65% выборов), не занимается практической деятельностью и наличие слов-паразитов (60% выборов), неопрятный внешний вид и не следит за собой (55% выборов), отсутствие жизненного опыта (30… Читать ещё >
Факторы формирования первого впечатления о преподавателе у студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В статье представлены результаты исследования факторов, влияющих на формирование первого впечатления о преподавателе у студентов вуза. Полученные данные показывают, что наиболее значимы в формировании благоприятного первого впечатления о преподавателе его профессиональная компетентность и соответствие внешней презентации социальному статусу.
Ключевые слова: первое впечатление, социальная перцепция, социальная установка преподаватель впечатление статус презентация В процессе межличностного общения всегда осуществляется социальная перцепция — восприятие и оценка людьми друг друга, на основе анализа поведения и особенностей внешнего вида, делаются выводы о внутренних психологических свойствах собеседника, формируется определенное отношение к нему [1].
Проблему познания людьми друг друга в ходе общения исследовали в разное время и в разных аспектах такие авторы, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, Б. А. Еремеева, В. Н. Панферов, и др.
Эффективность деятельности преподавателя вуза, успешность в общении со студентами во многом зависит от понимания того, как его воспринимают и оценивают, какие его действия или личностные особенности вызывают положительную и отрицательную реакции, соответствует ли его поведение ожиданиям студентов [2, с. 94]. Только в этом случае педагогу удается установить личностный контакт с обучающимися, вовлечь их в интенсивное взаимодействие в ходе образовательного процесса, адекватно донести до них свои требования, влиять на формирование профессиональных компетенций [3].
В формировании отношения студентов к преподавателю большое значение имеет первое впечатление о нем [4, с. 604]. В этой связи, важно выявить, какие факторы влияют на формирование первичного представления о педагоге высшей школы, какие особенности его поведения и общения воспринимаются студентами как значимые и незначимые и как они связаны с оценкой его профессионализма.
С целью изучения факторов, влияющих на формирование первого впечатления о преподавателе, нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты второго курса физико-математического факультета, в количестве 20 человек, в возрастной категории от 18 до 20 лет. Основной диагностический метод — письменный опрос.
Согласно полученным данным, респонденты отметили следующие качества, которые, по их мнению, влияют на формирование положительного образа преподавателя вуза на этапе первичного знакомства с ним (рис. 1).
Рис. 1 — Качества, влияющие на формирование положительного образа преподавателя при первичном восприятии
Из этих данных видно, что на первое впечатление студентов наибольшее влияние оказывают следующее качества педагога высшей школы: знания в различных областях и грамотность (80% выборов), четкая дикция (70% выборов), аккуратность и ухоженность (65% выборов), глубокие теоретические знания (65% выборов), большой практический опыт (60% выборов), большой педагогический опыт (55% выборов), богатый жизненный опыт и наличие ярких примеров (50% выборов), уверенная походка (20% выборов), знание специальный терминов и понятий (15% выборов), носит деловой костюм (10% выборов).
Таким образом, у студентов формируется положительный образ преподавателя, если он демонстрирует на занятиях эрудированность, обширные знания, умеет грамотно излагать свои мысли, обладает четкой дикцией, способен доступно, с помощью ярких примеров, пояснить суть изучаемого явления.
Во внешнем облике педагога наиболее важны ухоженность и аккуратность. В соответствии с результатами опроса, для студентов не имеет большого значения, насколько одежда преподавателя модна, важнее, чтобы она соответствовала деловому или классическому стилю. На восприятие студентов также влияют и невербальные средства общения. Более четверти студентов ответили, что они обращают внимание на уверенную походку и прямую осанку.
В исследовании мы выявили и то, на какие негативные особенности обращают внимание студенты при формировании первого впечатления о преподавателе (рис. 2).
Рис. 2 — Качества, влияющие на формирование негативного образа преподавателя при первичном восприятии
Подобными негативными особенностями для большинства студентов являются: недостаточность знаний и знание основ на уровне учебника (75% выборов), скучно объясняет (70% выборов), произносимые слова не понятны (65% выборов), не занимается практической деятельностью и наличие слов-паразитов (60% выборов), неопрятный внешний вид и не следит за собой (55% выборов), отсутствие жизненного опыта (30% выборов), отсутствие педагогического опыта (25% выборов), одинаковая одежда каждый день (15% выборов), шаркает ногами (10% выборов), носит джинсы, свитер (5% выборов).
Таким образом, у студентов формируется негативный образ преподавателя, если он демонстрирует слабую теоретическую подготовку по своему предмету, у него недостаточно развиты речевые навыки общения (нечеткая дикция, неграмотная речь, неумение доступно и интересно объяснить и т. п.). Немаловажным аспектом является презентация внешнего облика преподавателя, который, по мнению студентов, обязан быть опрятным и ухоженным.
Нас интересовало также влияние установки на формирование первого впечатления о преподавателе. С этой целью респондентам был задан вопрос «Слышали ли вы отзывы о преподавателях от других студентов? Если да, то подтвердились ли они?». Данные опроса представлены на рис. 3.
Рис. 3 — Влияние установки на восприятие преподавателя студентами
По данным, полученным в ходе опроса, можно сделать вывод, что большинство студентов, а именно 80%, интересуются мнением других студентов о преподавателе. 45% респондентов отметили, что эта информация не всегда подтверждается, т. е. продемонстрировали склонность к более точному, не стереотипному восприятию педагога. В то же время, 25% студентов продемонстрировали подверженность влиянию установки, указав, что узнавали мнение о педагоге от других студентов и впоследствии оно полностью подтвердилось, причем оказало влияние на их поведение. Например, узнав, что данный преподаватель придерживается авторитарного стиля взаимодействия, при личном общении с ним испытывали страх и тревогу.
Обобщая полученные данные, отметим, что в формировании благоприятного первого впечатления о преподавателе для студентов наиболее значимыми факторами являются его профессиональная компетентность (проявляющаяся в свободном владении материалом, умении ярко, доступно, в грамотной речевой форме преподнести его) и внешняя презентация, основанная на аккуратности, ухоженности, соответствии одежды статусу педагога.
Библиографический список
- 1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
- 2. Трухманова Е. Н. Влияние профессионального выгорания учителя на стиль педагогического управления // Психология обучения. № 4, 2012. — М.: Издательство СГУ, 2012. С. 92−99.
- 3. Трухманова Е. Н. Технология работы со студентами-первокурсниками по оптимизации адаптации к вузу (в рамках деятельности психолого-педагогической службы АФ ННГУ) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75244(дата обращения: 11.03.2017).
- 4. Трухманова Е. Н., Хохлова В. А. Гендерные различия в формировании первого впечатления о преподавателе у студентов вуза // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов; ответственный редактор А. В. Коричко. — 2016. — С. 604−606.