Локальная информационная система БЭСТ-Маркетинг
МИС БЭСТ-Маркетинг представляет собой удобный и эффективный инструментарий, позволяющий оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции, когда информация о рыночной и конкурентной среде имеет качественный и неполный характер. Используя экспертные оценки (по принципу альтернатив «хуже/лучше», «важно/второстепенно» и пр.), система предлагает конкретные рекомендации для улучшения… Читать ещё >
Локальная информационная система БЭСТ-Маркетинг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИС БЭСТ-Маркетинг [http://www.bestnet.ru] представляет собой удобный и эффективный инструментарий, позволяющий оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции, когда информация о рыночной и конкурентной среде имеет качественный и неполный характер. Используя экспертные оценки (по принципу альтернатив «хуже/лучше», «важно/второстепенно» и пр.), система предлагает конкретные рекомендации для улучшения положения фирмы на рынке, помогает определить финансовые перспективы проекта маркетинга и проконтролировать выполнение маркетинговых планов.
Функциональные возможности системы касаются анализа рынка, конкурентов и финансового планирования (табл. 7.8).
Таблица 7.8
Возможности системы БЭСТ-Маркетинг.
Решаемые задачи | |
Анализ рынка. | Определение перспективных рыночных ниш; анализ конкурентоспособности товара; анализ рекламы, рекомендации по повышению ее эффективности; рекомендации по стимулированию продаж. |
Анализ конкурентов. | Степень присутствия конкурентов на рынке; сравнительный анализ по товару; сравнительный анализ рекламных компаний. |
Финансовое планирование маркетинговой деятельности. | Прогноз продаж; бюджет рекламы; сводный бюджет; подготовка бюджета затрат по продвижению продукции и контроль за его исполнением. |
В системе реализованы методики, базирующиеся на традиционных методах маркетинг-контроллинга — стратегия 4Р, SWOT-анализ, стратегическая матрица Анзоффа, модель Розенберга (см. 5.2.3).
Как уже отмечалось, БЭСТ-маркетинг — программа, ориентированная в основном на обработку экспертных оценок. При этом вводимые качественные (экспертные) данные преобразуются системой в количественные, что позволяет проводить соответствующие расчеты. Но даже для метода экспертных оценок в ней есть ряд серьезных недостатков (например, она не предполагает экспертное оценивание с участием нескольких экспертов). Соответственно, она также не предполагает подключения к ИС предприятия, и все данные необходимо вносить вручную.
Отметим особо, что в системе нет динамического анализа (анализа происходящих изменений), что очень важно в маркетинге.
Основным блоком в системе БЭСТ-Маркетинг является проект маркетинга, который представляет собой совокупность информации:
- — о товаре (услуге), которые продвигаются на рынок;
- — рынке, на котором предполагается работать;
- — конкурентах;
- — рекламных мероприятиях и т. п.
Программа позволяет сформировать проект маркетинга по любому товару, услуге, по каждому направлению бизнеса. Количество проектов в программе неограниченно. Все проекты обрабатываются независимо и связаны через пополняемые справочники. Пополняемость справочников означает, что любая информация, введенная в каком-либо проекте (например, новый конкурент), становится доступной для выбора и использования в любом другом проекте.
Справочники в программе разбиты на два типа — предустановленные (сегментов рынка, характеристик товара, мероприятий по поддержке сбыта, производственных расходов) и заполняемые пользователем «с чистого листа» (конкурентов, каналов сбыта), но все они являются пополняемыми.
Типовая работа с проектом состоит в последовательном прохождении всех пунктов вертикального меню, состоящего из четырех взаимосвязанных секций: рынок, товар, поддержка сбыта и бюджет.
- 1. Секция РЫНОК служит для описания рыночной ситуации и конкурентной среды проекта и включает следующие пункты:
- — КОНКУРЕНТЫ — для отбора в проект конкурентов из пополняемого справочника;
- — СЕГМЕНТЫ РЫНКА — для разделения рынка на сегменты (возможна двухуровневая сегментация). Предусмотрено графическое изображение сегментов рынка;
- — ПРИСУТСТВИЕ НА РЫНКЕ — для определения «веса» каждого конкурента на каждом сегменте рынка (качественная оценка: высокое/низкое).
- 2. Секция ТОВАР предназначена для проведения SWOT-анализа характеристик товара с учетом конкурентной среды, определенной в секции РЫНОК, и включает следующие пункты:
- — ХАРАКТЕРИСТИКИ — для отбора характеристик из общего справочника с целью дальнейшего сравнения с конкурентами, а также для пополнения справочника;
- — ВАЖНОСТЬ — для ввода оценки важности характеристик товара или организации продаж для потребителей, принадлежащих к различным сегментам рынка (фактически определяется «вес» характеристики на каждом сегменте рынка);
- — СРАВНЕНИЕ С КОНКУРЕНТАМИ — для ввода оценки характеристик товара или организации продаж по сравнению с конкурентами с точки зрения потребителей;
- — АНАЛИЗ — для автоматического выполнения расчетов по секции ТОВАР и представления результатов обработки. При этом результаты обработки включают:
- 1) положение на всех исследованных сегментах рынка и на рынке в целом с выдачей значения преимущества и оценкой конкурентоспособности в трех градациях — удовлетворительная, неустойчивая, неудовлетворительная;
- 2) сводные результаты сравнений по каждому конкуренту с выдачей значения преимущества над конкурентами по шкале +100 % … -100%;
- 3) наиболее привлекательный сегмент рынка (сегмент с максимальным значением преимущества и удовлетворительной конкурентоспособности);
- 4) рекомендации по ведению рекламной деятельности (до пяти характеристик, набравших максимальные положительные баллы);
- 5) рекомендации по повышению конкурентоспособности (до пяти характеристик, набравших максимальные отрицательные баллы);
- 6) значение баллов, набранных каждой характеристикой на каждом сегменте рынка и на рынке в целом по шкале +100% … -100%.
- 3. Секция ПОДДЕРЖКА СБЫТА предназначена для проведения SWOT-анализа мероприятий по продвижению товара на рынке (реклама, стимулирование продаж, связь с общественностью) с учетом конкурентной среды, определенной в секции РЫНОК. Включает следующие пункты:
- — МЕРОПРИЯТИЯ — для отбора мероприятий из пополняемого общего справочника для дальнейшего сравнения с конкурентами, а также для пополнения самого справочника;
- — СТОИМОСТЬ И БЮДЖЕТ — для ввода оценки стоимости отобранных в проект мероприятий по продвижению вашего товара на рынок, а также для формирования перечня статей расходов для бюджета вашей рекламной деятельности, фактически при этом формируется «вес затрат» мероприятия для определения соотношения «эффективность/стоимость»;
- — ЭФФЕКТИВНОСТЬ — для ввода оценки эффективности воздействия мероприятий по поддержке сбыта на потребителей, принадлежащих к различным сегментам рынка, фактически при этом определяется «вес» мероприятия на каждом сегменте рынка;
- — СРАВНЕНИЕ С КОНКУРЕНТАМИ — для ввода оценки мероприятий по продвижению на рынок вашего товара по сравнению с конкурентами с точки зрения потребителя;
- — АНАЛИЗ — для автоматического выполнения расчетов по секции ПОДДЕРЖКА СБЫТА и представления результатов обработки, которые включают:
- а) положение на всех исследованных сегментах рынка и на рынке в целом с выдачей значения преимущества и оценкой поддержки сбыта в трех градациях — удовлетворительная, неустойчивая, неудовлетворительная;
- б) сводные результаты сравнений по каждому конкуренту с выдачей значения преимущества над конкурентами по шкале +100%… -100%;
- в) наиболее привлекательный сегмент рынка (сегмент с максимальным значением преимущества и удовлетворительной степенью поддержки сбыта);
- г) рекомендации по ведению рекламной деятельности (до пяти характеристик, набравших максимальные положительные баллы);
- д) рекомендации по повышению конкурентоспособности (до пяти характеристик, набравших максимальные отрицательные баллы);
- е) значение баллов, набранных каждой характеристикой на каждом сегменте рынка и на рынке в целом по шкале +100%… -100%.
- 4. Секция БЮДЖЕТ служит для детального финансового планирования и анализа проекта маркетинга и включает следующие пункты:
- — ПАРАМЕТРЫ — для установки общих параметров бюджета маркетинга (финансовый период, денежная единица, финансовое состояние на начало периода);
- — КАНАЛЫ СБЫТА — для заполнения справочного «Канала сбыта» с целью определения в дальнейшем прогноза продаж (две закладки: Оптовые и Розничные);
- — ПРОГНОЗ ПРОДАЖ — для ввода плановых и фактических выручек по выбранным каналам сбыта;
- — БЮДЖЕТ РЕКЛАМЫ — для ввода плановых и практических расходов на мероприятия по поддержке сбыта;
- — ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — для отбора статей производственных расходов из предустановленного пополняемого общего справочника для разработки сводного бюджета, а также для пополнения самого справочника;
- — СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ — для ввода плановых и фактических производственных расходов, а также для анализа плановых и фактических результатов деятельности с учетом всех компонентов бюджетирования — прогноза продаж, бюджета рекламы и производственных расходов.
Система БЭСТ-Маркетинг позволяет составить бюджет проекта маркетинга на период до пяти лет (60 месяцев). В программе предусмотрен помесячный ввод плановых и фактических значений, расчет квартальных и годовых итогов происходит автоматически.
Результаты по секции БЮДЖЕТ можно представить в графическом виде.
Маркетолог может получить дополнительную информацию по секции БЮДЖЕТ:
- — полный баланс с момента начала финансового планирования по любой интересующий месяц с учетом состояния на начало бюджетирования без него, в балансе присутствует указание на точку безубыточности рассматриваемого проекта. Причем программа предоставляет как плановые, так и фактические показатели (если они введены);
- — баланс за любой указанный пользователем период, как по плановым, так и по фактическим показателям.
Программа БЭСТ-Маркетинг позволяет осуществлять вариантное планирование, т. е. отслеживать изменения рекомендаций при различных корректировках исходной информации.
Рассмотрим пример применения экспертных оценок при разработке проекта маркетинга[1].
Пример
Проект: маркетинговый анализ предполагаемого нового направления в деятельности фирмы — оптово-розничная торговля женской одеждой канадской фирмы (предполагаются очень выгодные условия закупок).
Известные конкуренты:
- • одежда Италия (оптово-розничная торговля одеждой фирмы «Валентино»);
- • одежда Китай (оптово-розничная торговля китайским «ширпотребом»). Сегменты рынка, на которых предстоит работат, — юридические и физические лица.
Ввод экспертной информации в таблицы системы.
1. Секция РЫНОК Присутствие конкурентов на сегментах рынка:
Юридические лица.
Оптовые, 30% | Розничные, 70% | |||
Имеют сеть сбыта, 70% | Нет сети сбыта, 30% | Малые и средние, 85% | Крупные, 15% | |
Одежда Италия. | Высокое. | Низкое. | Среднее. | Очень высокое. |
Одежда Китай. | Среднее. | Очень высокое. | Высокое. | Среднее. |
Физические лица.
С высоким доходом, 30% | С низким доходом, 70% | ||
Стандартные размеры, 70% | Нестандартные размеры, 30% | ||
Одежда Италия. | Очень высокое. | Низкое. | Очень низкое. |
Одежда Китай. | Очень низкое. | Очень низкое. | Очень высокое. |
2. Секция ТОВАР (физические лица) Важность отобранных характеристик для покупателей:
С высоким доходом | С низким доходом | ||
Стандартная фигура | Нестандартная фигура | ||
Марка производителя. | Важно. | Важно. | Не существенно. |
Дизайн. | Важно. | Важно. | Не существенно. |
Престиж. | Ключевой параметр | Очень важно. | Не существенно. |
Оптовая. | Не существенно. | Не существенно. | Не существенно. |
Розничная. | Второстепенно. | Не существенно. | Ключевой параметр |
Консультирование. | Важно. | Ключевой параметр | Второстепенно. |
Складируемость. | Не существенно. | Не существенно. | Не существенно. |
Срок доставки. | Не существенно. | Не существенно. | Не существенно. |
Одежда Италия. | Одежда Китай. | |
Марка производителя. | Так же. | Гораздо лучше. |
Дизайн. | Так же. | Гораздо лучше. |
Престиж. | Так же. | Гораздо лучше. |
Оптовая. | Так же. | Хуже. |
Розничная. | Так же. | Гораздо хуже. |
Консультирование. | Лучше. | Гораздо лучше. |
Складируемость. | Так же. | Так же. |
Срок доставки. | Хуже. | Лучше. |
3. Секция ПОДДЕРЖКА СБЫТА Эффективность отобранных мероприятий по продвижению товара для покупателей — физических лиц:
С высоким доходом. | С низким доходом. | ||
Стандартная фигура. | Нестандартная фигура. | ||
В газетах. | Средняя. | Средняя. | Высокая. |
В Интернете. | Очень высокая. | Высокая. | Очень низкая. |
Витринная. | Средняя. | Средняя. | Очень низкая. |
Сезонные скидки. | Низкая. | Низкая. | Средняя. |
Фирменный стиль. | Очень высокая. | Очень высокая. | Очень низкая. |
Резюме по рассмотренному примеру экспертного оценивания, сделанное на основе расчетов системы.
- 1. Наиболее привлекательным сегментом для нового направления бизнеса будут покупатели с высокими доходами, для которых товар будет являться обыденной покупкой. Эта информация позволяет предположить, что деятельность по новому направлению необходимо строить так, чтобы в большей степени сконцентрировать свои усилия на розничной торговле.
- 2. Финансовое планирование показало, что для осуществления рассматриваемого проекта необходимо вложить около $ 70 тыс. При этом значительный экономический эффект будет достигнут уже через месяц.
- [1] См.: Лашманова Н. В. Указ соч.