Оценки и отметки в учебном процессе
При выставлении оценок учитель должен придерживаться следующих правил. Необходимо давать возможность ученикам несколько раз исправить оценку. С помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика; Современная система оценок имеет свои отрицательные черты. Оценка информирует ученика о его успехах и неудачах; Оценки ориентируют ученика об уровне его знаний. Есть несколько способов… Читать ещё >
Оценки и отметки в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.
Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 0 -12-балльные. Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-бальные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.
У оценки есть свои функции:
- 1) с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика;
- 2) оценка информирует ученика о его успехах и неудачах;
- 3) оценки ориентируют ученика об уровне его знаний.
Есть несколько способов выставления оценки:
- 1) нормативный, когда знания ученика оцениваются, исходя из требований стандарта образования и программных требований;
- 2) личностный, при котором ответ ученика сравнивается с его действиями и ответами в прошлом;
- 3) сопоставительный, когда учитель сравнивает действия одного ученика с действиями другого.
Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.
При выставлении оценок учитель должен придерживаться следующих правил.
- 1. Контроль знаний должен охватывать все важные элементы знаний, умений и навыков учеников.
- 2. При выставлении оценок учитель должен исходить из личностного и нормативного способа оценивания.
- 3. При выставлении оценок учитель должен объяснить, почему он именно так оценивает знания ученика.
- 4. При выставлении оценок учитель должен использовать разнообразные методы контроля.
- 5. Необходимо давать возможность ученикам несколько раз исправить оценку.
- 6. Кроме учительского контроля при выставлении оценок должен присутствовать ученический самоконтроль и самооценка.
Современная система оценок имеет свои отрицательные черты.
- 1. Для многих учеников оценка становится конечной целью их учебной деятельности, которая в конечном итоге заслоняет истинные мотивы учебно-познавательной деятельности. Поэтому ученики учатся только ради получения хорошей оценки, а не ради получения новых знаний.
- 2. На уроке контролю знаний и их оцениванию подвергается только часть учеников, поэтому учителю бывает трудно установить, как на самом деле ученики усвоили пройденный материал.
- 3. В школе главным становится оценка учителя, а самоконтролю и самооценке уделяется меньше внимания, или же вообще не уделяется.
- 4. Часто оценка ученика становится оценкой работы учителя. Если ученик получил высокий бал за свой ответ, значит учитель был настолько хорош, что смог хорошо объяснить материал, и наоборот. Такой подход мешает многим учителя объективно оценивать ответ учеников.
Большую роль играет вербальная оценка учителя, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе. Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.