Коллектив как объект и субъект воспитания
Стимулирующая — коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни; Нравственная — коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся. Первая стадия характеризуется наличием сплачивающего средства — требования педагога к учащимся; Организаторская — коллектив становится субъектом воспитания и управления… Читать ещё >
Коллектив как объект и субъект воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Коллектив (от латинского «colligo» — «объединяю») — объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы отношений:
- 1) деловые — основываются на совместной деятельности по решению социальных задач;
- 2) личные — основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.
Главными признаками коллектива являются:
- 1) наличие прочных и действенных деловых отношений;
- 2) наличие зависимостей между членами коллектива.
Воспитательный коллектив — объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.
Выделяют три стадии в развитии коллектива:
- 1) первая стадия характеризуется наличием сплачивающего средства — требования педагога к учащимся;
- 2) вторая стадия характеризуется развитием этого требования, созданием группы учащихся, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину;
- 3) третья стадия характеризуется достижением определенного результата, при этом работа воспитателя становится более точной и организованной.
Функции воспитательного коллектива:
- 1) стимулирующая — коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни;
- 2) организаторская — коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью;
- 3) нравственная — коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.
В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.
В общешкольный коллектив входят:
- 1) первичные коллективы (классы);
- 2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности);
- 3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет);
- 4) неформальные коллективы (неформальный лидер).
Важнейшие средства воспитания ученического коллектива:
- 1) учебная работа;
- 2) внеклассная работа;
- 3) трудовая деятельность;
- 4) общественная деятельность;
- 5) культурно-массовая деятельность учащихся.
Для создания и воспитания ученического коллектива необходимо соблюдать следующие принципы:
- 1) воспитание ученического актива — позволит создать систему, при которой педагогические требования поддерживаются всеми учащимися;
- 2) правильное предъявление педагогических требований — позволит организовать успешную воспитательную работу со школьниками, закладывает основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива;
- 3) организация перспективной учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности — оказывает большое влияние на развитие и личностное формирование всех членов коллектива;
- 4) формирование здорового общественного мнения — при наличии здоровых отношений между учащимися любое воздействие на коллектив является воспитательным для каждого ученика и для всего коллектива в целом;
- 5) создание и поддержание положительных коллективных традиций — позволяет повысить содержательность коллективной жизни, расширяет границы деятельности учащихся, укрепляет сплоченность коллектива.