Методологические основы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Согласно части 4 данной статьи, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей — либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями… Читать ещё >
Методологические основы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственная образовательная политика в отношении воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Из взаимосвязанных положений ст. 19 Конституции РФ и ст. 43 Конституции РФ вытекает, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование в том виде и объеме, в каком этим правом в соответствии с Конституцией РФ обладает каждый. Особенности образовательно-правового статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья предопределены не содержанием или объемом предоставляемого им права на образование, а взаимосвязью следующих характерных признаков [14, с. 55]:
- 1) наличие недостатков (ограничений, отклонений) в физическом и (или) психическом развитии;
- 2) объективно существующая связь между ограничениями здоровья психофизического характера и особыми образовательными потребностями рассматриваемых субъектов, выражающаяся в том, что освоение лицом с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ без создания специальных условий невозможно или затруднено;
- 3) необходимость создания дополнительных государственных гарантий равноправия и недискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования. При этом к категории таких лиц необходимо относить как инвалидов, так лиц с ограниченными возможностями здоровья, не признанных в установленном законом порядке инвалидами, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, реализующих право на профессиональное образование.
Гарантии права на получение образования закреплены в следующих нормативных актах: в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», Федеральных законах «О Высшем и послевузовском профессионалном образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ряде других законодательных актов.
Одним из основных принципов, на которых основывается государственная политика России в области образования, являются общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
С целью оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России в 2008 году направило в регионы рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06), содержащие ряд важных ориентиров для организации деятельности в этой сфере.
На местах, с учётом Рекомендаций Минобрнауки России, разрабатываются и реализуются региональные программы, направленные на развитие образования детей с недостатками в физическом или психическом развитии, включая их интеграцию в обычную образовательную среду.
Активизации этой деятельности во многом способствовало внедрение в 2006 году в практику работы органов и учреждений образования разработанной Минобрнауки России модельной методики введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования (письмо от 3 сентября 2006 г. № АФ-213/03). Согласно указанной методике обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении финансируется по нормативу, установленному для коррекционного учреждения соответствующего вида.
В Российской Федерации интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья имеет различные модели. Первая, наиболее распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях общего типа. Этой модели уже более 40 лет, с тех пор как появились при общеобразовательных школах специальные классы для детей с недостатками интеллектуального развития.
В рамках работы по разработке федеральных государственных образовательных стандартов обеспечивается совершенствование требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ при организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Так, в утвержденном Минобрнауки России федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования закреплена необходимость разработки и реализации образовательным учреждением программы коррекционной работы, направленной на обеспечение коррекции недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи в освоении образовательной программы. Эта программа должна предусматривать специальные условия обучения и воспитания таких обучающихся, а также систему их комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Закон об образовании в Российской Федерации дает спектр базовых определений, в частности [1]:
- — обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- — инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- — адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Таким образом, есть два возможных варианта обеспечения права — либо создание отдельного стандарта, либо включение особых требований в «общий» стандарт.
Основными статьями закона, регулирующими вопросы образования лиц, имеющих проблемы в сфере здоровья, являются ст. 41 и 79 закона.
Ст. 41 регулирует ситуацию, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию.
Частью 5 данной статьи установлена следующая гарантия. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.
Обучение на дому или в медицинской организации по форме получения образования является обучением в образовательной организации, данные лица входят в контингент образовательной организации, однако место их обучения находится вне места нахождения образовательной организации. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации ив письменной форме обращение родителей (законных представителей). Если такое заключение имеется, и родители обратились с заявлением, муниципальное образование обязано обеспечить организацию такого обучения.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.
Статья 79 посвящена непосредственно регулированию особенностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ч. 6 ст. 79 Закона, особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно первой части данной статьи, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Данные два документа — адаптированная образовательная программа и индивидуальная программа реабилитации инвалида — составляют основу организации образования.
Согласно части 4 данной статьи, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей — либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, т. е. в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ч. 11 ст. 79, при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством РФ.
Очевидно, что в условиях недостатка финансовых и материально-технических, а также квалифицированных для такой работы кадровых ресурсов организация обучения лиц с определенными проблемами здоровья возможна лишь в рамках отдельных классов либо отдельных учреждений. В этом смысле массовая ликвидация коррекционных образовательных учреждений не отвечает интересам обучающихся, т.к. зачастую именно обучение в специальном коррекционном учреждении способно максимально обеспечить реализацию прав человека на получение образования.
Частью 5 ст. 79 Закона предусмотрено, что отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В Законе нашло также отражение увеличение финансирования оказания образовательной услуги для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
На данный момент нормативная база для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирована не в полной мере. Отдельные положения урегулированы при установлении на уровне Минобрнауки России особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. Вместе с тем, необходимых изменений в ФГОС еще не произведено, в связи с чем у многих организаций возникают вопросы, как им продолжать свою деятельность.
Например, пояснения требуют вопросы работы с обучавшимися в коррекционных учреждениях различных видов, в частности, восьмого вида, в том числе в части завершения освоения образовательной программы и выдачи документов об образовании. Эти учреждения считаются общеобразовательными организациями, которые работают по адаптированным образовательным программам. Все нормы в отношении общеобразовательных программ на них распространяются. И, действительно, возникают сложности с вопросами государственной аккредитации (и, следовательно, социальными гарантиями обучающимся).
Вместе с тем, вопрос выдаваемых документов решен статьей 60 закона однозначно. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Данная система учреждений, несомненно, сохраняется, учреждения вправе сохранить в своем наименовании слова «коррекционный» и подобные им.
При этом подзаконные нормативные акты, принятые ранее, сохраняют свое действие в отношении особенностей работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья вплоть до коррекции федеральных государственных образовательных стандартов и до принятия дополнительных подзаконных нормативных актов, при соблюдении двух условий. Во-первых, акт специально не отменен. Во-вторых, он не содержит прямых противоречий новому Федеральному закону.
Согласно целевым индикаторам Федеральной целевой программы развития образования на 2011;2015 гг. доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30% до 71% в 2015 г. Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В частности, предусмотрено создание специальных условий обучения и воспитания таких обучающихся, также их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение во время образовательного процесса, а главное — создание индивидуального учебного плана для детей с ограниченными возможностями здоровья [14, с. 72].
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы к 2016 г. доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20%. Сейчас их только 2,5%.
Таким образом, государственная политика образования детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, которая реализуется через создание адаптивной среды.