Работа по изучению морфологии
Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глаголов, отвлеченные (абстрактные) существительные, степени сравнения прилагательных (в программах углубленного изучения). Первый этап — эмпирический — предполагает выделение и называние важнейших признаков и свойств языкового явления… Читать ещё >
Работа по изучению морфологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение морфологии является длительным и постепенным процессом.
Так, Львов выделяет три этапа формирования грамматических понятий:
Первый этап — эмпирический — предполагает выделение и называние важнейших признаков и свойств языкового явления, первичное обобщение накопленного эмпирического материала, выделение главных, наиболее существенных, признаков и свойств.
Второй этап — теоретический. На этом этапе происходит введение термина, вывод определения понятия.
Третий этап — дальнейшее углубление понятий, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия. В начальных классах далеко не все понятия в процессе их формирования проходят все три этапа; третий этап, а иногда и второй, могут осуществляться в последующих классах средней школы.
Обучение морфологии в начальной школе строится, учитывая психологические особенности детей: у детей возраста 6−7 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.
Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.
В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в программах углубленного изучения русского языка — с именами числительными.
Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол — представлены в каждом из I — IV классов. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во II классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи, в III и IV классах — склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. По программам углубленного изучения вводятся наклонения — повелительное, сослагательное и пр.; местоимения — притяжательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия. Предлоги в начальных классах изучаются в связи со склонением имен существительных и личных местоимений, а также в плане противопоставления, при различении приставок и предлогов. Союзы — в связи с изучением однородных членов предложения и сложных предложений. Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия. Модальные слова, частицы, междометия используются без их грамматического осознания.
В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями:
- * лексическое значение слова — предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;
- * роль в предложении, или синтаксическая функция;
- * наличие тех или иных категориальных признаков; признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности/неодушевленности — только имени существительному;
- * изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи — характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.).
Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глаголов, отвлеченные (абстрактные) существительные, степени сравнения прилагательных (в программах углубленного изучения).