Заключение.
Развитие познавательной и интеллектуальной активности учащихся
Познавательная активность (по В.И.Лозовой) — это состояние готовности, желание к самостоятельной деятельности, нацеленной на усвоение индивидом общественного опыта, добытых человечеством знаний и способов деятельности. Ею выделяются ряд критериев сформированности познавательной активности личности: инициативность, энергичность, интенсивность, добросовестность, интерес, самостоятельность… Читать ещё >
Заключение. Развитие познавательной и интеллектуальной активности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Познавательная активность (по В.И.Лозовой) — это состояние готовности, желание к самостоятельной деятельности, нацеленной на усвоение индивидом общественного опыта, добытых человечеством знаний и способов деятельности. Ею выделяются ряд критериев сформированности познавательной активности личности: инициативность, энергичность, интенсивность, добросовестность, интерес, самостоятельность, осознанность действий, воля, настойчивость в достижении цели, целенаправленность, творчество.
Показателями познавательной активности учащихся в учебной деятельности являются: вопросы учащихся к учителю; критичность; склонность к анализу допущенных ошибок в процессе выполнения учебной задачи; стремление уяснить причину изучаемого явления; выбор сложных заданий; самоконтроль, самоанализ и самооценка собственных познавательных и практичных действий; участие в коллективной работе класса (дополнение, исправление ответов одноклассников, стремление высказать собственную точку зрения); активный отдых и т. д. [9].
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала развития познавательной и интеллектуальной активности младшего школьника.
Практическая значимость работы состоит в том, что экспериментально проверен уровень познавательной и интеллектуальной активности у младшего школьника; разработанная программа может быть использована для работу учителей начальной школы и студентов педагогических отделений.
В результате выполнения работы сделаны следующие выводы:
- 1. Развитие познавательной активности младшего школьника — это:
- а) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения;
- б) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности;
- в) фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
- 2. Развитие познавательной и интеллектуальной активности младшего школьника базируется на разрешении противоречия между потребностью в познавательной активности и факторами, формирующими деструктивную мотивацию. Педагогическое воздействие, направленное на блокировку деструктивной мотивации расширяет диапазон установки и способствует процессу формирования продуктивного мышления. Критерии оценки эффективности развития познавательной активности младшего школьника включают мотивационно-потребностный, личностно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
- 3. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной и интеллектуальной активности младшего школьника, носят комплексный характер и включают:
- а) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;
- б) оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной и интеллектуальной активности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний;
- в) ориентацию учебного процесса младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;
- г) формирование рефлексивной позиции младшего школьника;
- д) подготовку педагогических кадров, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника.
- 4. Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной и интеллектуальной активности ребенка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:
- * Мнение каждого ребенка
- * Чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность, что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать.