Характеристика понятия «географические представления»
Географическое представление как образы не воспринимаемых в данный момент географических объектов и явлений, воспроизводимые в сознании в соответствующий момент. Представление — это зрительный образ ранее воспринятого объекта или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением, это высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного… Читать ещё >
Характеристика понятия «географические представления» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Н.Ф. Виноградова рассматривает географические представления как сведения из физической географии (горные породы, поверхность, водоемы, полезные ископаемые, физическая карта и др.), и из экономической (использование воды, воздуха человеком; охрана природы). Очень важным является материал о географических открытиях (тема 4 класса «Человек-путешественник»); ребенок не только знакомиться с тем, как расширились границы нашей родины, но и получает представления о возникновении первых научных географических знаний о различных континентах Земли, природных зонах и т. д. (например, экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, Н. П. Пржевальского и др.) [Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1−4 классы. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 240 с.; 26].
Географическое представление как образы не воспринимаемых в данный момент географических объектов и явлений, воспроизводимые в сознании в соответствующий момент. Представление — это зрительный образ ранее воспринятого объекта или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением, это высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В процессе учебной деятельности формируется два вида представлений: представление памяти и представление воображения. Представление памяти — это зрительный образ, который формируются в результате непосредственного наблюдения объекта или явления или восприятия его с помощью различных средств наглядности. Представление воображения — это образы географических объектов или явлений созданные продуктивным воображением без непосредственного их наблюдения и восприятия. Представления в таком случае формируются в процессе яркого образного рассказа учителя, чтения учащимися дополнительного текста о географических открытиях, путешествиях, исследованиях.
Главная идея в цикле формирования географических представлений — неразрывная связь человека, природы и общества и определяющая роль общественного бытия в формировании личности человека. Занимаясь в этом направлении, дети получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картой и наблюдениям на местности. Учащиеся на уроках окружающего мира получают представления простейших способов ориентации на местности и элементарные географические представления о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Главные задачи, которые ставятся при формировании географических представлений это расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребенка. На уроках по формированию первоначальных географических понятий развивается мышление ученика, умение его самостоятельно работать, культура его речи. Примеры деятельности людей за преобразование природы родной страны, а также примеры самоотверженной жизни путешественников и исследователей воспитывают в детях упорство в достижении цели, мужество и твердость характера. Занятие географией, как на уроках, так и на экскурсиях воспитывают в ребенке активность и любознательность, наблюдательность и живость воображения.
Восприятием и созданием правильных представлений необходимо руководить. Встречаясь много раз с объектами ближайшего географического окружения, часто затрудняются рассказать о них. Так, учащиеся сельских школ, расположенных недалеко от реки с хорошо выраженной речной долиной, нередко затрудняются рассказать о характере берегов, если предварительно не были проведены экскурсии на реку под руководством учителя. школьник географическое представление окружающий мир Л. В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека — гражданина. Они содействуют формированию широкого охвата явлений мира в его многообразии, учат воспринимать факты и явления окружающего мира о времени и пространстве. Е. В. Бондаревская отмечает: «Следует ли соглашаться с тем, что физика — наука о неживой природе, география — наука о Земле, а химия — о химических веществах и процессах? А человек? Где его место в этих науках?» И только относительно географии отвечает: «Еще Ушинский говорил, что география — наука о жизни Человека на Земле…» [Ефимов В. Ф. Личностно ориентированный подход к изучению географии // География в школе. — 2009. — № 8. — С. 37 — 39.; 37].
Таким образом, чтобы у детей сформировались географические представления необходимо значить условия их формирования у младших школьников.