Неуспеваемость у учащихся как педагогическая проблема
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин. Исследований посвященных данной проблеме достаточно много, но при этом «Психологи почти не читают медицинских журналов, врачи… Читать ещё >
Неуспеваемость у учащихся как педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «неуспеваемость» и причины её появления
Проблема трудностей изучения иностранного языка уже была изучена некоторыми психологами (Зимняя И.А., Клычникова З.И.) и методистами (Бим И.Л., Гез Н. И., Ляховицкий М.В.).
Что бы говорить о причинах неуспеваемости у учащихся, необходимо дать определения встречающимся в литературе терминам, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость, школьная дезадаптация.
Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе [16; 87]. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а так же к снижению успешности обучения.
По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости.
Под неуспеваемостью обычно имеют ввиду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
Неуспеваемость может спровоцировать возникновение дезадаптации, т. е. такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.
По данным Н. Н. Заваденко (1999), дезадаптация отмечается у 31,6% детей. Из них 42% составляют мальчики и 18,6% - девочки.
Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. По мнению Л. А. Регуш «в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют ввиду ее психологические причины, которые являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т. д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом» .
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.
Существуют различные концепции и теории неуспеваемости. Так, представители биологизаторской теории считают, что главная причина возникновения неуспеваемости — врожденные факторы, которые не изменить при обучение. Согласно социогенетическому подходу, неуспеваемость является следствием влияния неблагоприятной среды.
Проблеме школьной неуспеваемости в истории педагогики и психологии уделялось и уделяется много внимания (Ананьев Б.Г., Божович Л. И., Выготский Л. С., Менчинская Н. А., Славина Л. С. и др.).
В разные исторические периоды эта проблема трактовалась по-разному. В 1940;50-е годы М. А. Гельмонт, М. А. Данилов, Э. И. Моносзон, С. М. Риверс и др. уделяя внимание данной проблеме, считали главной причиной неуспеваемости недостатки процесса обучения, подчеркивали значимость уровня педагогического мастерства учителя.
1960;1970;е годы можно охарактеризовать как время усиления внимания к личности учащегося, к сформированности его как субъекта обучения и воспитания (Бабанский Ю.К., Божович Л. И., Калмыкова З. И. и др.). В целях предупреждения и преодоления неуспеваемости предлагается оптимизация учебно-воспитательного процесса.
В работах 1980;х годов (Борисов П.П., Калмыкова З. И., Матюхин М. В.) главными причинами неуспеваемости считаются нарушения основных компонентов психологической структуры учебной деятельности — мотивационного, целевого, операционального. Кроме того, отмечается влияние индивидуально-типических и возрастных особенностей личности детей на успешность их обучения.
В настоящее время для научной мысли характерна теория двух факторов, то есть принятие как биологических, так и социологических теорий (Дембеле Бабой).
М.М. Безруких отмечает, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование.
Исследований посвященных данной проблеме достаточно много, но при этом «Психологи почти не читают медицинских журналов, врачи не интересуются психологической литературой, а школьные учителя не читают, ни того, ни другого» (Гарольд Леви).
Критерием для определения неуспеваемости является фиксированные педагогом неудовлетворительные оценки в конце четверти.