Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В тоже время знание детьми правил не влечет за собой совершение ими нравственных поступков. Ребёнку должен быть понятен смысл поступка, умение видеть его последствия, представлять… Читать ещё >
Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее система образующий признак — нравственное воспитание. Как считает он педагог сердцевина нравственного воспитания — развитие нравственных чувств личности. Рассмотрим более подробно понятие «нравственное воспитание».
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу (Н.И. Козлов) Нравственность — внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. То, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое (Н.И. Козлов).
Нравственное воспитание — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. (Коджаспирова Г. М.) [8].
Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. Нравственное воспитание подрастающего поколения зависит от демонстрации взрослыми ведущих морально-этических принципы, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно-образный эталон, на который ему хотелось бы равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер. Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях. В работах Л. В. Запорожца, В. К. Котырло, Я. 3. Неверович, Р. Б. Эльконнна, С, Г. Якобсон и других доказали, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений.
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В тоже время знание детьми правил не влечет за собой совершение ими нравственных поступков. Ребёнку должен быть понятен смысл поступка, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в которую он попадет если поступит так или иначе.
В исследовании Л. А. Порембской предметом изучения становится процесс воспитания у детей самостоятельности, рассматриваемой как нравственное качество. Средством ее воспитания является, по мнению автора, бытовой труд, ибо именно в нем ребенок становится в условия выполнения несложных обязанностей. Овладение навыками бытового труда способствует развитию стремления к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности. З.Н.Борисова[7] исследует возможности воспитания у детей ответственности. Для решения этой задачи использует труд детей, организованный в форме дежурств: выполнение обязанностей дежурных ставит детей в условия ответственности перед группой и партнерами по деятельности. Очень важно в работе с детьми помочь им не только осознать смысл и значимость своих действий, но и вызвать у них эмоциональные переживания, чувство удовлетворении от выполненной работы.
Н.В.Мельникова[6] изучает проблему формирования у детей организованного поведения и его регуляции посредством правил. Показывает, что вначале ребенок действует по подражанию поступкам, которые одобряет воспитатель, позднее правило, его выполнение связывается с авторитетом педагога, и лишь еще позже правило отделяется от взрослого и становится требованием ребенка к себе. При этом условии организованное поведение характеризует воспитанность. В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А. В. Запорожец, А. Ю. Кошелева, Я. 3. Неверович как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности — игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей у ребёнка.