Управление конкурентоспособностью товара
В любом случае, не зависимо от того, какое определение нами используется, в работе главным остается то, что конкурентоспособность «выявляется» именно потребителем. Соответствие, либо не соответствие потребительским ожиданиям становится основным критерием. Что же до соперничества с товарами конкурентами, то, следует обратить внимание на то, что зачастую, покупательский выбор представляет собой… Читать ещё >
Управление конкурентоспособностью товара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конкурентоспособность товара определяет успешность деятельности предприятия в пределах конкретного рынка и временного периода, и перспективу его дальнейшего существования. Данный показатель в концентрированном виде отражает совокупность возможностей компании выпускать и реализовывать товары, удовлетворяя потребности покупателей, и является одним из определяющих факторов эффективной коммерческой деятельности в условиях жесткой конкуренции и высокой насыщенности рынков. Это, многоаспектное понятие, означающее соответствие товара требованиям рынка, потребителя, определенным техническим и качественным стандартам, экономическим, эстетическим и эмоциональным характеристикам.
Категорию конкурентоспособности можно определить как: «комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов». Либо как: «Характеристику, отражающую его отличие от аналога как по степени соответствия конкретной потребности, так и затратам на ее удовлетворение» .
В любом случае, не зависимо от того, какое определение нами используется, в работе главным остается то, что конкурентоспособность «выявляется» именно потребителем. Соответствие, либо не соответствие потребительским ожиданиям становится основным критерием. Что же до соперничества с товарами конкурентами, то, следует обратить внимание на то, что зачастую, покупательский выбор представляет собой весьма сложное решение и сказать наверняка, что его итог был связан именно с превосходством одного товара над другим по цене, качественным и функциональным характеристикам, становится очень трудной задачей.
В теории существует несколько различных подходов к проблеме определения конкурентоспособности товара.
Первый базируется на том утверждении, что конкурентоспособность — это возможность сбыта в условиях конкуренции.
Второй — на том, что конкурентоспособность — это комплекс потребительских свойств товара безотносительно к его стоимости.
Третий же (на котором в дальнейшем будут базироваться и наши рассуждения) отождествляет данный показатель с совокупностью качественных, функциональных, экономических, организационно-коммерческих и эмоциональных характеристик, позволяющих в итоге товару удовлетворять те ожидания, которые предъявляет к нему покупатель.
Основным принципом оценки конкурентоспособности товара, безусловно, является его соответствие потребностям покупателя. Уровень конкурентоспособности продукта может быть выявлен в процессе сравнения товаров и изучения реакции покупателей — индивидуалов и организаций.
Наиболее полно понятие конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые представляют собой совокупность критериев количественной оценки, уровня конкурентоспособности изделия. Основой для построения данной системы является анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется сравнение товара и потребностей и выявляется степень их соответствия друг другу. Суммарный же полезный эффект каждого отдельно взятого товара представляет собой производную нескольких групп факторов:
Качественные показатели — делятся на две группы: Классификационные — характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Например, продукция, предназначенная для использования в условиях Крайнего Севера; оценочные показатели: регламентирующие: экологические; безопасности; патентно-правовые; взаимозаменяемости и совместимости; сопоставительные: функциональные; надежности; долговечности; безотказности; эргономические; эстетические и т. д. Экономические показатели, определяющие уровень расходов, связанных с приобретением и эксплуатацией продукта, организационно-коммерческие показатели, характеризующие условия и коммерческие затраты по формированию спроса, стимулированию сбыта, организации каналов товародвижения и сбыта.
Исследования поведения покупателей показали, что для них весьма часто в процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и эксплуатацию (если таковые являются осязаемыми) максимально по сравнению с аналогами, что является в самом приближенном виде условием предпочтения товара. Таким образом, как мы уже упоминали, определить уровень конкурентоспособности можно только путем сравнения. В этой связи рассмотрим методы определения конкурентоспособности.