Управление и формирование ассортимента
Рынок требует, чтобы в каждом звене движения товара, и особенно на предприятиях оптовой и розничной торговли, был представлен рациональный ассортимент товаров. Добиться этого весьма сложно, поэтому первоначально надо стремиться иметь обязательный ассортимент (ассортиментный минимум). Постоянное наличие в продаже товаров обязательного ассортимента в определенной мере может служить гарантией… Читать ещё >
Управление и формирование ассортимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каждое предприятие должно иметь ассортиментный перечень товаров, который должен обеспечивать бесперебойность торговли. При этом наличный ассортимент товаров должен быть шире, чем фактически сложившийся спрос на них. Каждый товар должен быть ориентирован на конкретного потребителя. В основе этого важнейшего рыночного принципа лежит так называемая ассортиментная концепция: управление ассортиментом.
Управление ассортиментом представляет собой направленное построение рациональной ассортиментной структуры товарного предложения. За основу принимаются:
- — потребительские требования конкретных субъектов рынка;
- — обеспечение наиболее эффективного использования финансовых, материальных, технологических и трудовых ресурсов.
Основная цель управления ассортиментом — разработка ассортиментной политики, направленной на приведение ее в соответствие с объемом и структурой рыночного спроса и товарного предложения по конкретным видам, номенклатуре и группам товаров.
Управление ассортиментом выражается в виде системы обобщенных показателей, характеризующих: возможности рационального развития товарного ассортимента, уровень и соотношение цен на конкретные товары. Рациональному формированию ассортимента товаров способствует и ассортиментная политика субъектов рынка.
Ассортиментная политика в области товарного обеспечения рынка строится на основе долгосрочных программ развития ассортимента товаров, направленных на оптимизацию номенклатурной структуры товаров, коммерческо-хозяйственных связей торговли с производством с учетом: спроса разных групп потребителей; имеющихся материальных и финансовых ресурсов для производства разнообразных товаров, уровня и соотношения цен на них; основных потребительских параметров изделий для разных групп потребителей.
Все это служит отправным пунктом развития производства и реализации определенной продукции, необходимой рынку.
Управление ассортиментом представляет собой систему взглядов и комплекс мер ассортиментной политики товаров на всех уровнях в интересах отдельных субъектов рынка и государства в целом. Ассортиментная политика не является чем-то постоянным, а изменяется по мере роста производства товаров, развития оптовой и розничной торговли, повышения социально-экономического уровня потребителей товарной продукции.
Успешная коммерческо-хозяйственная деятельность субъектов рынка требует оптимизации товарного ассортимента. В связи с этим большое внимание уделяется его формированию.
Термин «формирование ассортимента» означает подбор разных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъектов рынка. Другими словами, формирование ассортимента представляет собой разработку и установку в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих их совокупность для производства или торговли на данном объекте. Формирование ассортимента способствует решению важных взаимосвязанных задач в сферах производства и обращения. Объем и структура производимой продукции, оптового и розничного товарооборота, качество коммерческо-хозяйственных показателей предприятий находятся в прямой зависимости от формирования ассортимента товаров и обеспечения его относительной стабильности.
Формирование ассортимента товаров является одновременно и одним из средств его управления: формируя ассортимент, включая или исключая из него те или иные товары, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением. Формирование ассортимента тесно связано с образованием товарных запасов, их хранением. В результате возникает сложная задача по рационализации этих запасов. Ее решение направлено на более полное удовлетворение потребительского спроса субъектов рынка при минимальных издержках производства и обращения товара.
Рынок требует, чтобы в каждом звене движения товара, и особенно на предприятиях оптовой и розничной торговли, был представлен рациональный ассортимент товаров. Добиться этого весьма сложно, поэтому первоначально надо стремиться иметь обязательный ассортимент (ассортиментный минимум). Постоянное наличие в продаже товаров обязательного ассортимента в определенной мере может служить гарантией обеспечения потребителей соответствующей продукцией. В то же время обязательный ассортимент должен носить переменный характер и периодически пересматриваться.
Ассортимент товаров должен формироваться с учетом следующих принципов:
- — отражение в ассортименте особенностей спроса обслуживаемых и потенциальных потребителей товаров;
- — обеспечение комплектности в выборе и закупке товаров покупателями;
- — соблюдение установившегося для торгового предприятия ассортиментного профиля;
- — обеспечение достаточной полноты и стабильности ассортимента товаров постоянного спроса;
- — составление простого ассортимента, списка товаров незаменяемых и труднозаменясмых;
- — определение круга взаимозаменяемых товаров;
- — обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от уровня специализации торгового предприятия; расширение ассортимента за счет новых товаров;
- — достижение путем рационального подбора товаров условий, способствующих росту товарооборота торгового предприятия, ускорению товарооборачиваемости, повышению прибыли.
Главная цель формирования ассортимента товаров — наиболее полно удовлетворить покупательский спрос, что является важнейшим элементом рыночного механизма. В процессе формирования ассортимента товаров надо уделять внимание функционально-потребительскому признанию товара, особенно его назначению, участию в функциональных процессах, связанных с деятельностью субъекта рынка. Далее на основе группирования товаров по функционально-потребительским признакам разрабатывается так называемый потребительский комплекс, т. е. перечень разновидностей групп товаров, направленных на формирование ассортимента и удовлетворение комплексного спроса.