Биография и педагогические взгляды Адольфа Дистервега
Принцип культурности означает, что воспитания нужно согласовывать еще и с конкретными социально-историческими условиями жизни ребенка, с духовной жизнью общества. Ребенка нужно воспитывать для данного времени и в соответствии с условиями жизни данного народа, учитывать всю культуру в широком смысле и, особенно, культуру страны, которая является родиной для ребенка. Принцип соответствия воспитания… Читать ещё >
Биография и педагогические взгляды Адольфа Дистервега (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принцип соответствия воспитания рассматривал как главный и объяснял его как необходимость осуществлять воспитание в строгом соответствии с естественного развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип культурности означает, что воспитания нужно согласовывать еще и с конкретными социально-историческими условиями жизни ребенка, с духовной жизнью общества. Ребенка нужно воспитывать для данного времени и в соответствии с условиями жизни данного народа, учитывать всю культуру в широком смысле и, особенно, культуру страны, которая является родиной для ребенка.
Принцип самодеятельности заключается в необходимости развития детской творческой активности, инициативности, предусматривающий свободное самоопределение личности, способствует развитию всех задатков ребенка.
Опираясь на эти принципы, Дистервег создал дидактику развивающего обучения, сделав следующий шаг в развитую начатой Песталоцци идеи развивающего обучения.
В своем «Руководстве для образования немецких учителей» Дистервег сформулировал целую систему дидактических принципов и правил, отражающих в целом его взгляды на умственную образование школьников.
Главной задачей обучения, за Дистервега, является развитие умственных сил и способностей детей. Но, предпочитая формальной образовании над материальной, он не исключил второй, а тесно их связывал. По его мнению, разрыв формальных и материальных целей обучения ведет к потере смысла последнего. Роль развивающего обучения тем больше, чем младше ребенок, причем начальная преимущество формального образования над материальной с возрастом учеников постепенно утрачивается.
Дистервег предложил и обосновал развивающий (элементарный) метод обучения, который ориентирован на активность и самостоятельность учащихся. При таком методе учитель ведет занятия в диалогической форме, когда вопросы задаются как со стороны самого учителя, так и со стороны учащихся. Этот метод учит ребенка свободно мыслить. «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».
Среди дидактических методов, как утверждает Дистервег, хорошие те, которые побуждают учеников к самодеятельности. Но, переоценивая роль беседы при обучении, он недооценивает при этом роль повествования.
Большое значение в обучении Дистервег придавал наглядности, что выражено в сформулированных им правилах идти в обучении от чувственного восприятия к понятиям, от единичного к общему, от конкретного к абстрактному. Принцип наглядности тесно связан у него с последовательностью и непрерывностью обучения. Это требование отражено в правилах идти в обучении от близкого к далекому, от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Чтобы знания учащихся были основательными, Дистервег советует чаще обращаться к уже изученного и его повторения. Большое внимание он также уделяет сознательному обучению. Показателем такого обучения является способность учащихся ясно и четко излагать суть дела. Поэтому Дистервег ставит высокие требования к языку школьников: «принуждает ученика больше говорить, чем слушать» .
Успешное обучение, по мнению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.
Методика Дистервега также предусматривает осуществление обучения увлекательным, интересным. Для этого у учеников необходимо пробуждать интерес к нему. Все это можно достичь через: 1) разнообразие, 2) энергичность, 3) личность учителя. педагогический дистервег обучение В деле обучения и воспитания руководящую и решающую роль отводит учителю. Дистервег популяризировал учительскую профессию и поставил ряд требований к личности учителя:
- — Досконально знать свой предмет, любить свою профессию и детей;
- — Быть решительным, энергичным, иметь твердую волю и характер, все время вести детей вперед, не отступая от своих принципов;
- — Иметь гражданское мужество и свои собственные убеждения;
- — Никогда не останавливаться — все время работать над собственной образованием;
- — Быть носителем высоких моральных качеств и всегда быть примером для своих воспитанников: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя» .