Критико-эмансипаторская традиция философии образования
Критическая педагогика как направление критико-эмансипаторской традиции философии образования получает свое развитие в 1970— 1980;е гг. Одним из основателей этого направления считают бразильского педагога Пауло Фрейре (1921 — 1997), автора широко известных книг «Педагогика в движении» (1970), «Педагогика угнетенных» (1971), «Образование критического сознания» (1973), «Образование как практика… Читать ещё >
Критико-эмансипаторская традиция философии образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Направления в рамках данной традиции ориентируются на франкфуртскую философию неомарксизма (Т. Адорно, Ю. Хабермаса, Г. Маркузе и др.) и призывают к образованию и воспитанию таких субъектов эмансипации, которые были бы способны к саморефлексии, высказыванию свободного независимого мнения. Такая философия образования конституирует педагогику, обязывая «воспитывать так, чтобы не повторился Освенцим» (Т. Адорно).
Критическая педагогика как направление критико-эмансипаторской традиции философии образования получает свое развитие в 1970— 1980;е гг. Одним из основателей этого направления считают бразильского педагога Пауло Фрейре (1921 — 1997), автора широко известных книг «Педагогика в движении» (1970), «Педагогика угнетенных» (1971), «Образование критического сознания» (1973), «Образование как практика свободы» (1998) и др. П. Фрейре высказывает предположение о том, что освобождение человека от закрепощающих сил еще не обеспечивает его подлинно свободную жизнь, поскольку в любой момент могут появиться новые закрепощающие силы. Поэтому человека надо нс столько освобождать, сколько укреплять, усиливать, для того чтобы он смог освобождаться сам. Образование должно быть политизированным (или деполитизированным) институциональным процессом, который ставит учащихся в условия усвоения доминирующих идеологических норм и политического признания господствующего социального строя.
В конце XX в. критическая педагогика получила свое развитие в работах К. Молленхауэра «Воспитание и эмансипация» (1968), А. Жиро «Педагогика и политика надежды: теория, культура, обучение» (1997), П. Макларена «Жизнь в школах: введение в критическую педагогику» (1994), Дж. Козола «Свободные школы» (1972), М. Эппла «Образование и власть» (1995) и др. Значительную теоретическую поддержку критическая педагогика получила благодаря работам П. Бурдье и Б. Бернштейна. Ее основными проблемами являются: связь государства и системы образования; расовое, половое и социальное неравенство в образовании; политическая экономика образования; политическая, философская и культурная интерпретация повседневной школьной жизни. Корни критической педагогики уходят в марксистский (ее лидеры часто цитируют А. Грамши) и фрейдистский анализ современного общества, во Франкфуртскую школу критического обществознания. С точки зрения критических педагогов, школа должна стать источником социальных трансформаций и эмансипации.
«Антипедагогика» А. Иллича, П. Гудмена, Дж. Холта и др. выдвигает на первый план многообразные «сети получения знаний» (неформальные образовательные структуры) и идею «дескулизации» («обеешколивания»). Как утверждал австрийский философ Айван Иллич (1926—1992) в своей книге «Освобождение общества от школ» (1971), современная школа обречена на исчезновение, гак как она является средством штамповки умов, формируя не самостоятельную личность, а конформиста, вследствие чего в обществе постоянно воспроизводятся отношения отчуждения. Прекращение подобной практики способно остановить происходящую деградацию человека и общества. Отчуждению необходимо противопоставить процесс свободного самовыражения индивидуальности.
Феминистская философия образования (М. Грин, Н. Ноддингс, Дж. Мартин, Л. Стоун и др.) обосновывает необходимость прочтения философии образования в гендерном контексте; выступает за расширение проблемного поля философии образования (гендерное образование, материнство как образовательная деятельность, этика заботы, содержание образования с учетом гендерных вопросов и др.).