Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Социально-нравственные аспекты мировоззрения А. И. Герцена

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации утверждается и доказывается, что определяющей внутренней интенцией философских и социальных размышлений Герцена была этическая направленность. Сознавая в полной мере всю сложность взаимоотношений социалистического идеала с действительностью, Герцен полагал, что главной трудностью на пути осуществления социализма является не недостаточное развитие экономических отношений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ в 30−40-Х ГОДАХ 19 ВЕКА
    • 1. Проблема теоретического оформления национального самосознания
    • 2. Проблема теоретического обоснования социалистического идеала — основная тема русской и европейской социальной мысли 30−40-х годов 19 века
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ «ФИЛОСОФСКОГО РЕАЛИЗМА» ГЕРЦЕНА
    • 1. Проблема соединения теории и практики
    • 2. Проблема формирования философии реализма
  • ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГЕРЦЕНА
    • 1. «Духовная драма»: столкновение личности и истории
    • 2. «Русский социализм»: гармоничное сочетание личного и общественного
    • 3. Соотношение нравственности и революции

Социально-нравственные аспекты мировоззрения А. И. Герцена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Выдающийся представитель русской культуры, деятель революционно-освободительного движения, убежденный интернационалист и гуманист, философ, социальный мыслитель и блестящий писатель — Александр Иванович Герцен является ключевой фигурой в истории русской общественной мысли XIX века. Это его положение подтверждается тем обстоятельством, что он был одной из центральных фигур «замечательного десятилетия» русской истории XIX века, создателем концепции «русского социализма», положившим начало народничеству. Полемика вокруг его творчества, начавшаяся в 30−40-х годах XIX века, продолжается по настоящее время. От осмысления и понимания специфики его мировоззрения во многом зависит, восприятие общего характера и особенностей русской философской мысли XIX века в целом.

Творческое наследие Герцена сложно и разнообразно, оно включает в себя теоретико-методологические построения, размышления о революции и идею особого пути России к социализму, утверждение необходимости внутренней нравственной свободы личности и предупреждение об мещанстве как выражении духовного оскудения человека и упадка культуры.

Многообразное содержание его творчества определило формирование различных исследовательских подходов, а в различные исторические периоды на первый план выдвигались те или иные пласты герценовских размышлений, что предопределило широкий спектр его использования в общественно-политической истории России и ее общественной мысли: приверженцы самых разных школ и течений — либералы и радикалы, народники и анархисты, социалисты и коммунисты, религиозные и экзистенциально настроенные мыслители — все пытались сделать из Герцена своего предшественника.

Между тем, взятое в целом, наследие Герцена не устраивало никого. Одни критиковали его за социализм и «революционные выпады», другие — за либеральные колебания, третьих коробило его отношение к религии и они пытались представить его атеизм как форму религиозных исканий, четвертые полагали его теоретические размышления недостаточно теоретичными, многим он представлялся фигурой противоречивой и даже двусмысленной.

И, действительно, можно легко обосновать, что Герцен был революционером и так же легко можно привести цитаты, доказывающие, что он был противником революционного насилияпронесший через всю жизнь мечту о социалистическом идеале, он не раз высказывал сомнения в его осуществимостион западник и непримиримый противник европейской цивилизациион русский патриот, популяризатор русской общины и «гражданин мира» (Ф.Достоевский), превыше всего ставящий свободу личности.

Противоречивость герценовских размышлений порождала и противоположность общих оценок его мировоззрения, одни упрекали его в непоследовательности и эклектичности, другие, наоборот, видели в нем человека меры, золотой середины.

Думается, что объяснением такого феномена является то обстоятельство, на которое указывает А. И. Володин, отмечающий, что «антиномичность герценовских размышлений порождена глубоким пониманием субстанционально противоречивого характера действительности и принципиальным антидоктринерством», а также и тем, что Герцен «умел видеть проблему там, где многие предполагали ее решение» .1.

В каком-то смысле можно сказать, что Герцен является одинокой фигурой в истории русской мысли (это обстоятельство не раз отмечалось исследователями его творчества, в частности, H.A. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, А. Гизетти) — современный исследователь А. И. Володин подтверждает это устоявшееся мнение, отмечая, что «если мы можем говорить о единомышленниках и последователях Чернышевского, о бакунистах и лавристах, о ткачевцах и нечаевцах, то „герценистов“ ни в России, ни за рубежом не было»).2 Другой современный исследователь называет творчество Герцена «самым проблемным событием русской культуры 19 века» (Кантор В.К.).

1 А.Володин. Неудобный мыслитель //" Свободная мысль". М., 1993, № 7, с. 73.

Так как все попытки «подогнать» Герцена под какую-то определенную рубрику оказываются непродуктивными, то следует предположить, что выявление аутентичного Герцена возможно лишь через определение некой ведущей интенции его творчества, основного побудительного мотива его философских и социальных исканий.

В диссертации утверждается и доказывается, что определяющей внутренней интенцией философских и социальных размышлений Герцена была этическая направленность. Сознавая в полной мере всю сложность взаимоотношений социалистического идеала с действительностью, Герцен полагал, что главной трудностью на пути осуществления социализма является не недостаточное развитие экономических отношений, не отсутствие внешних политических свобод, а незрелость сознания людей (будь то сознание народных масс или представителей революционного движения). Согласно Герцену, ни экономическая реформа, ни политическая революция не способны генерировать эффективные связи между индивидами, которые возможны лишь на основе нравственных отношений.

Герцен понимает социализм не просто как экономически развитое общество, имеющее свободные политические учреждения, а как совершенно новую ступень культурного развития, новый мир, где люди будут объединены прежде всего нравственными отношениями и где внутренняя свобода и независимость личности станет основой «братства», всечеловеческой солидарности между людьми. Поэтому Герцен утверждает" конец политических революо ций и восхождение нового мировоззрения", в основе которого была идея полного социального переустройства.

С точки зрения Герцена для свободной общественной организации необходимо полностью стереть всякую грань между народом и правительством, поэтому социальная республика должна нуждаться лишь в наличии социаль.

2 Там же, с. 75. о.

А.И.Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, М., 1954;1965, Т.23, с. 188. (в дальнейшем все ссылки на это издание будут даны в тексте с указанием тома и страницы). ной связи между людьми.

Герцен был убежден, что только через обретение индивидуальной свободы возможен переход к новому «гражданскому состоянию». Вместе с тем личная свобода не мыслится Герценом в отрыве от «общественной солидарности». Свобода, по Герцену, предполагает не только реформирование личности, но и создание новых общественных отношений.

Полагая самой трудной социальной задачей проблему гармоничного сочетания личных и общественных интересов, Герцен выступает критиком как казарменного коммунизма, так и индивидуализма, приводящего к атоми-зации общества.

Понимание социализма в конечном счете как глубокого нравственного преобразования обусловило критику Герценом мещанства как главной угрозы социализму. Мещанство для Герцена, с одной стороны, синоним нравственного оскудения личности, а с другой формально-рациональной организации жизни, нивелирующей личность и создающей препятствие для развития культуры.

Поставив вопрос о внутренней и внешней свободе как личности, так и народа, Герцен выступает как противник тоталитаризма в любых формах, будь то диктат личности или коллектива.

Защита конкретной личности сочетается у Герцена с ощущением бессмысленности мира, а утверждение нравственной независимости «лица» с отрицанием религиозного и рационалистического обоснования морали — все это позволяет говорить об экзистенциальной направленности его поисков.

Таким образом, собственно социально-нравственная проблематика занимает главное место в идейном наследии Герцена, но именно эта сторона его творчества оказалась менее всего исследованной и изученной, так как Герцен зачастую воспринимался, прежде всего, как мыслитель революционный и социалистический. Данное исследование представляет собой попытку в какой-то степени восполнить этот пробел.

Степень разработанности темы.

Вопрос о приоритете этического момента в социальных и философских воззрениях Герцена впервые поставили и обосновали мыслители религиозно-почвеннического направления. (Н.Страхов, Ф. Достоевский). Так, Н. Страхов впервые указал на то обстоятельство, что социализм для Герцена, по существу, представлял собой идеал нравственный.

Однако, по мнению Н. Страхова, Герцен не смог разрешить своих нравственных поисков так как был атеистом и нигилистом, в чем повинно, прежде всего, увлечение западными системами — гегельянством и фейербахианством. Заблуждения Герцена обусловили его духовную драму. Н. Страхов делает вывод, что Герцен своими идейными противоречиями показывает всем бесплодность поисков решения нравственных проблем, если они оторваны от религии, другими словами, решение последних возможно лишь в рамках религиозного возрождения. Н. Страхов оправдывает Герцена тем, что последний «искренне заблуждался и вообще был наивным человеком» 4 С теми или иными вариациями «схему», заданную Н. Страховым, повторили С. Булгаков, В. Зеньковский, Г. Флоровский. Пожалуй, наиболее прямолинейно связывает теоретические поиски Герцена с нравственной проблематикой В. Зеньковский, который подчеркивает, что «подлинный философский опыт» Герцена был сосредоточен как на теме личности, так и на социально-этической теме" .5.

Вместе с этим, для мыслителей религиозного направления характерно стремление представить Герцена типично русским мыслителем, в размышлениях которого воплотились черты русского способа философствования и мировоззрения, то есть «русской идеи» .

Так, В. Зеньковский указывая «на связь теоретического и оценочного момента» в размышлениях Герцена, полагает, что эта особенность его творчества является также характерной особенностью русской философии вообще, и в этом смысле Герцена можно назвать типично русским мыслителем.6.

Н.Бердяев, отмечая, что Герцен первый выразил русское восстание против мещанства Запада, полагает, что это была «обще-русская идея, связанная с.

4 Н.Страхов. Борьба с Западом в нашей литературе. Спб, 1882.

5 В.Зеньковский. История русской философии. //1991, с. 101.

6 Там же. п русским мессианизмом". С. Франк, называя Герцена и Белинского «удивительными духовными фигурами», считает, что за их социально-политическими и историко-философскими высказываниями «таятся сильные, типично русские религиозные устремления и идеи» .8.

Косвенным образом указывают на приоритет нравственной проблематики в творчестве Герцена те мыслители, которые полагают, что главной проблемой в философском мировоззрении Герцена была проблема личности. (Р.В. Иванов-Разумник, Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, Г. Г. Шпет, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. Гизетти). И те, кто считал, что главным в размышлениях Герцена является критика мещанства как главной угрозы развитию культуры (К.Н. Леонтьев) и духовному развитию личности (Н.К. Михайловский, Р.В. Иванов-Разумник).

На приоритет нравственной проблематики в творчестве Герцена указывали и те авторы, которые находили общие черты в размышлениях Герцена и Ф. Достоевского: — Г. Флоровский, А. Долинин (1922), С. Лшцинер (1972), Е. Дрыжакова (1990), В. Страда (1996).

Примерно с 1960;х годов на Западе появляются работы, авторы которых трактуют Герцена как мыслителя экзистенциального направления, близкого к Кьеркегору, Бергсону, Ницше. Это исследования И. Берлина, Е. Ламперта, Р. Дэвисона, Э. Эктона, В. Вендемейера, В. Страды9.

Так, известный славист, профессор Венецианского университета Вит-торио Страда, также полагает, что проблема осуществления социализма связана у Герцена с проблемой сохранения свободы личности. Актуальность размышлений Герцена заключается, по мнению Страды, в том, что Герцен понял, что «социальная свобода, бросающая на свой жертвенный алтарь свободу личную, является свободой ложной и фальшивой, каким бы ни был тот идол,.

7 Н.Бердяев. Русская идея. М., 1987, с. 107.

8 С.Франк. Духовные основы общества. М., 1992, с. 495.

9 Berlin Ysaiah. Yntroduction in: Herzen A, My Past and thoghts, London, 1968. Acton Edward. A. Herzen and the Role of the Yntellectual Revolutionry. Cambudge, 1979. Lampert E. Studies in Rebellion. London, 1957. Weidemeier W. Herzen and Hietsche. Russian Review, 1977, Vol.34, N4. которому приносится жертва" .10.

Философская позиция Герцена, полагает В. Страда, выражает новый вид разума, не просветительский и не диалектический, а полицентрический. Этот вид разума утрачивает уверенность прежнего вида разума, основанного на научных аргументах и находится на границе не-разума" .11 По мнению В. Страды, Герцен является «субъективным мыслителем социализма, экзистенциально переживавшим философию и историю» и потому правомерно говорить о близости взглядов Достоевского и Герцена в смысле одинаковой экзистенциальной направленности их творчества. Определяя же политическую позицию русского мыслителя, Страда полагает, что Герцен, наряду с Карамзиным, веховцами и Солженицыным, представляет ту линию русской интеллигенции, которая преодолела радикализм в направлении либерально-демократическом" .12.

Большой вклад в изучение творческого наследия Герцена внесли советские исследователи, однако, в силу ряда причин идеологического и теоретико-методологического характера социально-нравственный аспект мировоззрения Герцена, как правило, не был предметом специального исследования.

Безусловное воздействие на интерпретацию мировоззрения Герцена советскими учеными оказали работы Г. В. Плеханова и В. И. Ленина, в которых взгляды Герцена оценивались в целом как ненаучный, утопический социализм.

Г. В. Плеханов, высоко оценивая настойчивые поиски Герценом научного подхода к обоснованию социалистического идеала, полагал, что Герцен не смог дать научного обоснования социализма, так как у него не было достаточно уважения к теории, в частности он не усвоил диалектический метод Гегеля. Таким образом Г. Плеханов впервые поставил вопрос о зависимости социальной теории Герцена от его философских взглядов, точнее от его метода, обо.

10 В.Страда. В свете конца, в предвестии начала. В кн. В раздумьях о России (19 век). М, «Археогр. центр», 1996, с. 38.

11 Там же.

Там же, стр. 40. значив логико-сциентистский подход к интерпретации герценовского наследия.

В. Ленин, напротив, полагал, что Герцен освоил диалектику Гегеля и «остановился перед историческим материализмом». Однако, по мнению В. Ленина, главная беда Герцена была в том, что он не сумел преодолеть свой дворянский аристократизм и мелкобуржуазные иллюзии и сознательно встать на точку зрения «классовой борьбы пролетариата». Таким образом в работах В. Ленина наиболее четкое выражение получил классовый, идеологический подход.

Концептуальные исследования Г. В. Плеханова и В. И. Ленина как бы создали интерпретативный вектор, по которому осуществлялось исследование творчества Герцена в советский период.

Можно отметить, что в 1920 году вышли статьи В. В. Воровского, A.B. Луначарского, брошюры Ю. М. Стеклова, М. Н. Покровского. В 1930;х гг. появились фундаментальные исследования Л. Пипера, Д. Чеснокова. В 1940;60-е гг. вышли работы Г. Васецкого, М. Иовчука, Б. Козьмина, И. Новича, Л. Эльс-берга. В 1960;70-е гг. наибольший вклад в изучение творчества Герцена внесли исследования А. И. Володина, З. В. Смирновой, А. Т. Павлова, A.B. Мали-нина. В 1980;90-х гг. появились крупные работы о Герцене В. Прокофьева, В. Семенова, Н. Пирумовой, в которых отмечались социально-нравственные аспекты духовных поисков Герцена, но эта проблематика не разрабатывалась как первостепенная. В середине 90-х гг. появляются статьи А. И. Володина, В. К. Кантора, и других, в которых творчество Герцена рассматривается через призму социально-нравственной проблематики.

Так, согласно А. Володину, самой «дорогой идеей» для Герцена была идея внутренней свободы личности: «Обращаясь к ней. он пытался нащупать решение дилеммы — «общественность и эгоизм» .

По мнению Володина «идея внутренней свободы личности, составлявшая альфу и омегу герценовской историософии, была органически связана у него идеей внутренней свободы народа». Отмечая романтизм и утопизм социальных размышлений Герцена, Володин подчеркивает, тем не менее, что «вера Герцена в громадную силу нравственных начал, а также резонные рекомендации и обоснованные предостережения, как не следует устанавливать в России новый строй ставят Герцена исторически первым в ряду тех мыслителей, чье творчество и сегодня тревожит разум человечества. В этом ряду Достоевский, Чехов, Толстой» 14.

Близкий к точке зрения А. Володина взгляд обосновывается В. Кантором, полагающим, что Герцен понимал революцию «не только политически и социально, но и культурно, как смену ценностей, утверждение прав свободной личности» .15 По мнению Кантора, основным направлением социальных поисков Герцена является проблема соединения свободной личности с идеалом социализма. В. Кантор полагает, что Герцен понял, что «подлинной революцией, преобразующей общество, является накопление духовных ценностей свободы» и поэтому размышления Герцена не являются утопическими.

В заключение можно отметить, что «новый» подход к определению мировоззрения Герцена содержится в монографии профессора Питтсбургского университета Е. Дрыжаковой и в полемических статьях Р. Хестанова (Швейцария).16 Так, Е. Дрыжакова убедительно трактует Герцена как противника насилия, жестокости, критика тоталитаризма и нетолерантности. Согласно Р Хес-танову Герцен является одним из самых последовательных критиков «рационалистической парадигмы либерализма», которая отождествлялась им с социальным доктринерством и фундаментализмом в теории. Р. Хестанов также.

13 А.Володин. Неудобный мыслитель. //" Свободная мысль". М., 1993, № 7, с. 28.

14 А. И. Володин Герцен и Запад. //Герцен и Запад. Литературное наследство. т.96,М., 1985.

15 В.Кантор. «Есть европейская держава.». М, «Росспен», 1997, с. 115.

16 Е. Дрыжакова. Герцен на Западе. СП, 1999. Р.Хестанов. Церковь и «республика ученых» //Логос, 1999, № 2.

Р.Хестанов Герцен в интерпретации почвенников. //Логос, 1999, № 4. Р.Хестанов. И остановился перед ироническим либерализмом. //Логос, М., 1996, № 8. полагает, что Герцен «интересен своими интенциями и догадками, в которых можно разглядеть отчетливые контуры той новой парадигмы либерализма,.

17 становление которой мы наблюдаем в наши дни" .

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является всесторонний анализ социально-нравственной проблематики мировоззрения А. И. Герцена в контексте взаимосвязи философских и социальных идей в творчестве русского мыслителя. В этой связи решаются следующие исследовательские задачи, определенные этой главной целью исследования:

— анализ социокультурных особенностей эпохи 30−40-х годов XIX векавремени формирования взглядов Герцена;

— анализ философских взглядов Герцена в их сопоставлении с теоретическими источниками его философских воззрений;

— определение особенностей социальных взглядов Герцена в сравнении с социалистическими идеями как русских, так и западноевропейских мыслителей.

— исследование философских, социально-политических и иных аспектов мировоззрения Герцена с учетом доминирующего положения социально-нравственной проблематики в его теоретических построениях.

Методологической основой диссертационного исследования является метод историзма, опирающийся на диалектико-методологические принципы и на соответствующую культурологическую традицию. В работе использованы также сравнительный и генетический методы. Сравнительный метод позволяет более точно уяснить специфику социальных размышлений Герцена с учетом содержания других социальных теорий. Понять постановку проблем в ходе идейной эволюции Герцена позволяет генетический метод.

Теоретической базой диссертации выступает представление о многообразной обусловленности историко-философского процесса в России социально-культурными обстоятельствами жизни страны первой половины XIX века. В работе используется опыт исследования творчества Герцена в русской.

17 Там же. дореволюционной литературе, в литературе советского периода, а также в современной.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что при исследовании собственно социальнонравственного аспекта философского мировоззрения Герцена как доминанты его социо-культурных, социально-политических, национально-культурных построений получены следующие результаты, которые и выносятся на защиту:

— для философской позиции Герцена характерно отношение к философии как к методу: с одной стороны, изменения социальной действительности, с другой стороны, как к методу познания для «частных наук» ;

— на всех этапах своей идейной эволюции Герцен понимает социализм, прежде всего, как «нравственное преобразование», призванное решить проблему гармоничного сочетания личного и общественного;

— решая проблему путей изменения общества, Герцен впервые, в России, ставит вопрос о соотношении революции и нравственности;

— характерной чертой творчества Герцена является экзистенциальная направленность, которая выразилась в противопоставлении нравственной свободы конкретной личности бессмысленности жизни и истории.

Теоретическая и методическая значимость исследования. Методологические подходы, выводы и материалы диссертационной работы открывают новые возможности для интерпретации философского наследия Герцена.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской философии и социологии, а также при подготовке учебных материалов и программ.

Апробация работы.

Основные концепции и положения исследования изложены в следующих публикациях:

1. Проблема соотношения философского метода и общественной теории у Герцена. //" Философия и духовная жизнь общества". Сборник. Л, «Наука», 1989. -0,1 п.л.

2. «Герцен об особенностях общественного прогресса» //" Противоречия современного общественного прогресса". Сборник. Гродно, 1989. — 0,1 п.л.

3. «Модель демократии и ее реальность» //" Противоречия современного демократического процесса". Сборник. Алма-Ата, 1992. — 0,1 п.л.

4. «Философская мудрость» // «Пути восхождения к мудрости», под ред. Зорина В. И., Акмола, 1997 — 1 п.л.

5. «Духовная атмосфера 30−40-х годов 19 века как основа формирования русской интеллигенции». // «Феномен русской интеллигенции: история, философия, психология». Материалы научной конференции. СПб, 2000. — 0,25 п.л.

6. Экзистенциальные размышления А. И. Герцена //Наука и гуманизмпланетарные ценности третьего тысячелетия. Тезисы конференции. СПб, 2000, 0,1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное выше исследование позволяет утверждать следующие положения и выводы.

Прежде всего, следует отметить, что собственно философская позиция Герцена характеризуется следующими моментами: во-первых, отсутствием интереса к чисто теоретическим, логическим построениям. В этой связи можно сказать, что у Герцена, в сущности, никогда не было строгого теоретического отношения к философиипо его собственным словам он ненавидел абстракции и не мог долго в них пребывать. Его больше интересуют вопросы о смысле истории (т.е. социальные) и вопросы о смысле жизни (экзистенциальные) — во-вторых, отношением к философии как к средству, методу. Для философской позиции Герцена характерно отношение к философии как к методу. С одной стороны, это понимание философии как социальной теории, опираясь на которую можно изменить действительность. С другой стороны, понимание философии как метода познания для частных наук. С таким пониманием задач философии собственно связан и стиль Герцена — философская публицистика.

Такое отношение к философии предопределило и характер отношения Герцена к западноевропейским философским системам, послуживших источниками его философского мировоззрения. Важнейшим из таких источников может быть названа философия Гегеля.

Существенными «недостатками» философии Гегеля Герцен считает, во-первых, неразработанность проблем практики, во-вторых, панлогизм и идеализм.

Свою собственную философскую позицию Герцен называет «реализмом» и в ней он пытается преодолеть эти «недостатки» гегелевской философии. Основными чертами «философии реализма» можно назвать:

— стремление соединить философию с жизнью (понимание философии как социальной теории);

— стремление создать философию как предметную науку, не оторванную от конкретных наук;

— стремление преодолеть односторонности материализма и идеализма.

Герцен не признает философию как отдельную науку — «на место философии должно быть поставлено соединение всех ныне разрозненных наук» .

Таким образом, поиски единой науки, преодолевающей односторонности как идеализма, так и эмпиризма, приводят Герцена к такому понятию философии, которое имеет сильную тенденцию к позитивизму. Герцен, по существу, «снимает» вопрос о различии между методом (спекуляцией) и содержанием опытных наук (эмпирией). Позивистские тенденции методологии Герцена обнаруживаются в его стремлении установить аналогии между природными и историческими процессами.

По существу, в дальнейшем методология Герцена представляла собой полупозитивизм: с одной стороны, он требует подвергать все существующие суду разума, с другой — призывает считаться только с данными опыта и наблюдения. Не случайно такая методологическая позиция приведет Герцена в дальнейшем к «отходу» от философии вообще.

Если же говорить о влиянии, которое оказала гегелевская философия на мышление Герцена, то необходимо признать, что это влияние связано, прежде всего, с диалектикой.

Характерной особенностью мышления Герцена является антиномич-ность, в каждом вопросе, в каждом явлении он старается обнаружить противоположности и «снять» их в конкретном единстве, которое он называет «примирением». Тем не менее, метод самого Герцена нельзя назвать диалектическим, это скорее метод взаимодействия противоречий, знаменитой «круговой поруки» .

Что касается социальных взглядов Герцена, то исследование показало, что сферой преимущественного интереса Герцена в этой области являются вопросы нравственные. С одной стороны, эти вопросы нравственного основания бытия личности, с другой — нравственный аспект осуществления социалистического идеала.

Основополагающие идеи герценовского социального воззрения сформировались в 30−40-е годы 19 века под определяющим воздействием французских социальных теорий и гегелевской философии.

Собственно, из «переплетения» влияния сен-симонистского социального учения и гегелевской философии возникает основная идея социального воззрения Герцена — социализм — это, прежде всего, радикальная нравственная революция, призванная разрешить проблему личности и общества. Проведенное исследование показало, что этой идее Герцен останется верен на протяжении всей своей идейной эволюции.

Собственные оригинальные социальные взгляды Герцена формируются в период после 1848 года. Причем, необходимо отметить, что проблема личности выходит на первый план. Несмотря на усиливающиеся натуралистические тенденции в объяснении исторических процессов, все-таки, идеалистическое просветительское отношение к истории остается у Герцена приоритетным.

В самом общем виде проблема, которую стремится разрешить Герцен, может быть названа проблемой соотношения социализма и нравственности. На разных этапах идейной эволюции Герцена эта проблема принимает различные вариации. В период «духовной драмы» она принимает форму проблемы так называемого столкновения личности и истории. В связи с этим Герцен ставит вопрос о нравственной цене исторического прогресса.

В период формирования концепции «русского социализма» перед Герценом встанет проблема нравственных, духовных основ развития личности. В самом общем виде эта проблема может быть сформулирована следующим образом: как развить в человеке личностное начало (без которого невозможна свобода) и избежать мещанского индивидуализма и самодовольства. Характерно, что в этот период Герцен полагает, что мещанство — главная угроза для социализма.

В последний период своего идейного развития Герцен размышляет о соотношении революции и нравственности. Герцен отвергает революционный насильственный путь изменения общества, потому что:

— насильем можно только «расчищать место» ;

— построить общество с «каторжным равенством» ;

— надолго запугать людей;

— и, главное, если не изменится сознание людей, то на «обломках старого мира» возникнет мир, в общем, сходный с ним, ибо «взять неразвитие силой» невозможно, поэтому обречены и «цивилизация кнутом» и «освобождение гильотиной» .

Революции Герцен противопоставляет духовное, нравственное просвещение как всего народа, так и задачу нравственного освобождения отдельного человека. Он по-прежнему остается идеалистом в понимании истории, переоценивая значение волевых и нравственных начал в социальном движении. Тем не менее, оставаясь идеалистом в понимании истории, Герцен все же сумел избежать утопизма, «потому что не возводил определенного строя в неизменный и вечный идеал, постоянно считаясь со сложностью фактического сплетения исторических сил и с требованиями личности» .

И еще одно обстоятельство необходимо отметить. Исследование показало, что между философскими взглядами Герцена (т.е. его методом) и социальными воззрениями не существует прямой зависимости. По существу, самые глубокие мысли Герцена всегда стоят как бы вне метода, вне логики.

По ряду интенций, содержащихся в творчестве Герцена, можно сделать вывод о наличии в его мировоззрении экзистенциальных тенденций. Так, например, можно отметить, что:

— вопросы о смысле жизни и истории всегда были для Герцена самыми важными;

— и Герцен понимает, что эти вопросы не решаются на путях рационального и научного познания;

— Герцен, в сущности, отрицает наличие закономерности в истории и смысла в жизнинапротив, он склонен подчеркивать роль случая;

— согласно Герцену, единственной опорой человека в мире является его нравственная независимость и свобода. В сущности, проблема свободы личности является центральной всего творчества Герцена;

— по своему мировоззрению Герцен — пессимист, скептик и больше всего его поражает невозможность счастья в той области, которую следует по преимуществу назвать областью счастья — в сфере личных отношений. И Герцен не думал, подобно утопистам, что можно устранить эти страдания иным устройством общества. Беды прямо пропорциональны счастью, так полагает Герцен.

Сфера общих интересов не отвлекает от катастроф личной жизни, а наталкивает на них, т.к. тоже не может удовлетворить человека. Небольшая повесть «Доктор Крупов» задумывалась как шутка, но шутка вышла страшная: люди всю жизнь стремятся к целям несущественным и упускают цели действительные: «История есть родовое хроническое безумие» .

Герцен ставит поистине неразрешимые вопросы. Так, в романе «Кто виноват» он пишет: «Есть случаи, есть положения, которые хуже всего, что обыкновенно считается самым худым на свете — хуже греха и преступления. В грехе можно раскаяться, преступление искупается самим сознанием виновности, но мучиться самому и мучить других, не чувствуя себя ни в чем виноватым — вот горе самое тяжкое» .

Экзистенциальные мотивы пронизывают все творчество Герцена, но особенно характерны в этом отношении литературные произведения «Кто виноват», «Доктор Крупов», а также серия философско-публицистических статей «С того берега» .

Проведенное выше исследование позволяет определить место Герцена в истории русской мысли.

Мировоззрение Герцена, сложившееся в русле общеевропейского философского и социального движения, в сущности, воплотило в себе черты, присущие русскому способу философствования. Такими чертами являются:

392 А. Гизетти. Мировоззрение А. И. Герцена. А. И. Герцен. 1870 — 21 янв.

— отсутствие интереса к чисто логическим, гносеологическим построениям;

— отношение к философии как к средству, оправдание примата жизни, действия над познанием;

— преимущественный интерес к проблемам этики и философии истории;

— соединение теоретического и оценочного момента в познании действительности, приоритет должного над сущим.

Герцен — первый в России социалист, осознавший, что самой трудной социальной задачей является построение общества подлинного равенства, т. е. такого общества, где «действительная воля народа» будет опираться на «свободу лица» .

Решая проблему осуществления социалистического идеала, он, по существу, первый ставит вопрос о соотношении нравственности и революции. Одним из первых среди деятелей русского освободительного движения Герцен понял неоправданность революционного насилия без преобразования народного сознания. Позже эта тема будет развита в творчестве Ф. М. Достоевского, JI.H. Толстого, H.A. Бердяева, СН. Булгакова и многих других.

Идеи Герцена о верховной ценности личности послужили одним из толчков к развитию и обоснованию «социологического субъективизма», в последствии развитого П. Лавровым и Н. Михайловским.

Герцен также является основателем концепции «русского социализма», которая, в сущности, представляла для него возможность «немещанской цивилизации». В этой связи можно отметить, что Герцен первый начинает критику «мещанства» как симптома духовного, нравственного оскудения личности и упадка культуры. Позже эта тема будет развита в творчестве К. Леонтьева, Н. Михайловского, Ф. Достоевского и Н.Бердяева.

Большинство советских и западных исследователей прямым наследником Герцена называют народническое движение. Едва ли можно оценить насколько справедлива или несправедлива установлена эта линия наследования.

1920. Пг., 1920 с. 53.

Обычно, когда ставится вопрос о подлинных правопреемниках идейного наследия мыслителя, подразумевается, что речь идет о том, кто усвоил его в наиболее полной адекватной форме. Представляется убедительной точка зрения И. Сухих, полагающего, что «подлинными наследниками Герцена можно считать Короленко (в его письмах к Луначарскому), Бердяева, всех, кто видел и защищал органику национальной жизни и ставил права личности выше любых теоретических и социологических абстракций» .393.

Теоретические искания Герцена характеризуются незавершенностью. У него больше вопросов, чем ответов. Размышления Герцена носят открытый, поисковый характер, поэтому невозможно выстроить систему его взглядов. Да и сам Герцен признавал, что у него никогда не было какой-либо строгой системы или концепции, говоря, что единственным его стремлением было стремление к истине и стремление быть последовательным в истине: «Тот, кто истину — какая бы она ни была — не ставит выше всего, тот, кто не в ней и не в своей совести ищет нормы поведения, тот не свободный человек.» .394.

393 И.Сухих. Спрашивая Герцена //Нева. СПб 1992, № 4, с. 56.

394 А. И. Герцен. Т. 10, с. 345.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Собрание сочинений и писем. T. I-IV. М., 1934−35.
  2. В.Г. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. М., 1953−59.
  3. Д.В. Избранное. М. Гослитиздат, 1956, 299 с.
  4. Г. Ф. Сочинения в 14 т. М., «Соцэкгиз», 1929−58.
  5. А.И. Собрание сочинений в 30 т. М., 1954−65.
  6. К.В. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., изд. «Правда», 1989, 654 с.
  7. И.В. Избранные статьи. М., «Современник», 1984, 382 с.
  8. М.М. Шеллингианство и гегельянство в России. «Вестник Европы», № 11. 1915.
  9. А.И. «Записки», М., «МГУ», 1991, 295 с.
  10. Маркиз де Кюстин. Записки о России. М., СП Интерпринт, 1990, 132 с.
  11. A.B. Дневник. Т. 1−3. М., 1955−56.
  12. Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения в 2-х томах. М., 1952−56.
  13. В.Ф. «Русские ночи». Ленинград. Наука. 1975, 317 с.
  14. Сен-Симон А. Избранные сочинения в 2-х томах. М., 1948.
  15. Русское общество 30-х годов 19 века. М., «МГУ», 1989, 446 с.
  16. Н.В. Переписка. М., 1914, 240 с.
  17. JI. Избранные философские произведения в двух томах. М., 1955−56.
  18. А. Пролегомены к историософии, отрывки. Антология мировой философии в 4-х томах. Т.З. М., 1971.
  19. П.Я. Статьи и письма. М. «Современник». 1989, 620 с.
  20. Н.Г. Избранные философские сочинения в трех томах. М., 1939−53.
  21. .Н. «Воспоминания». М., МГУ, 1991, 250 с.
  22. .Н. Несколько современных вопросов. М., 1862, 115 с. 1. Исследования.
  23. Г. Смысл истории и идеалы прогресса. М., 1885, 180 с.
  24. М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (18 -первая половина 19 в.). М., «Наука», 1985, 270 с.
  25. А.Г.Айрапетов. А. И. Юдин. Западно-европейский и русский утопический социализм Нового времени. М., «Высшая школа», 1991,204 с.
  26. И.Л. Рукописная страница истории марксизма. М., 1985,205 с.
  27. Е.В. Две струи русской общественной мысли. Герцен и Чернышевский в 1862 году, в кн. «Записки русского научного института в Белграде». Вып.1, Белград, 1930, 105 с.
  28. Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994, 204 с.
  29. В.И. Герцен, его друзья и знакомые. Спб, 1904, 170 с.
  30. В.Я. Три западника 40-х годов. Пг, 1919, 217 с.
  31. В.Я. Герцен. СПб, 1912, 105 с.
  32. В.Я. Столкновение двух течений общественной мысли. «Мир божий». Ноябрь, 1901.
  33. A.K. Славянофильство Герцена и Тютчева. СПб, 1902, 110 с.
  34. М.А. К вопросу о предмете и методе истории социалистических идей. М&bdquo- 1985, 300 с.
  35. К.С. Система и метод Гегеля. Тбилиси, 1958, 200 с.
  36. Н. Славянофилы, западники и Герцен. «Вестник Европы». 1898, ноябрь.
  37. И. Четыре эссе о свободе. Лондон. 1992, 395 с.
  38. С.Н. Труды по социологии и теологии в 2-х томах. М., «Наука», 1997, 330 с.
  39. Ф.И. Исторические очерки. СПб, 1887, 85 с.
  40. Блюм Рэм. Поиски путей к свободе. Таллин, 1985, 340 с.
  41. Бур М., Штайгервальд Р. Отречение от процесса, истории, познания и истины. М., Мысль, 1984, 280 с.
  42. H.A. Русская идея. Москва, 1997, 300 с.
  43. А. Судьбы философии в России. М., 1968, 120 с.
  44. А.И. Герцен. М., «Мысль», 1970, с. 215.
  45. А.И. Начало социалистической мысли в России. М., 1966, 150 с.
  46. А.И. Гегель и русская социалистическая мысль 19 в. М. Изд-во «Мысль», 1973, 300 с.
  47. А.И. Утопия и история. М., «Политиздат», 1980, 270 с.
  48. А.И. Об историософии Герцена //Вопросы философии. 1996, № 9, с. 23 -32.
  49. А.И. Неудобный мыслитель //Свободная мысль. М., 1993, № 7, с. 35 48.
  50. И. Крестьянский социализм Герцена и славянофильство //Диалог. М., 1998, № 1, с. 15 27.
  51. С.А. Эпоха Белинского. Пг. «Светоч», 1919, с. 61.
  52. ВетринскийЧ. В сороковых годах. М., 1899, с. 388.
  53. ВетринскийЧ. Герцен. СПб, 1908, 160 с.
  54. В раздумьях о России (19 век). М., «Археографический центр». 1996, 440 с.
  55. Р. Гегель и его время. СПб, 1861, 210 с.
  56. A.A. Никандров П. Ф. Русская философия IX XIX вв. 2-е изд. Ленинград, 1989.
  57. А.И. Герцен в русской критике. Сборник статей. М., 1953, 315 с.
  58. А.И. Герцен в воспоминаниях современников. М., ГИХЛ, 1956,400 с.
  59. М.О. Социально-политические взгляды Герцена. СПб, 1907, 100 с.
  60. М.О. Образы прошлого. 1912, 200 с.
  61. М.О. История молодой России. СПб, 1908, 120 с.
  62. Гун А. История революционных движений в России. Изд-во Солда-тенкова, 1906, 150 с.
  63. Гурвич-Лищинер. Творчество Герцена в развитии русского реализма с середины Х1Хв. М., «Наследие», 1994, 190 с.
  64. E.H. Герцен на Западе. СПб «Академический проект» 1999, 300 с.
  65. Дюкло Жак. Бакунин и Маркс. Тень и свет. Москва, «Прогресс», 1975, 460 с.
  66. A.A. О философии в России. СПб. 1998, 115 с.
  67. А.Н. История и диалектика. Ростов, 1985, 215 с.
  68. А.Ф. История русской философии. СПб «СПбГУ». 2000, 305 с. 78. «Западники 40-х годов». Сборник материалов. Сост. Ф. Ф. Нелидов. М., 1910,300 с.
  69. В.В. История русской философии. Т. 1−2, Ленинград, «Эго», 1991.
  70. В.В. «Русские мыслители и Европа». М. 1997, 368 с.
  71. Иванов-Разумник Р.В. А. И. Герцен. 1870−1920. Пг, 1920, 110 с.
  72. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мыслив 2-х т. изд. З, СПб, 1911.83. «Изложение учения Сен-Симона». М., 1961, 150 с.
  73. З.А. Московский кружок любомудров. М., «Наука», 1980, 322 с.
  74. З.А. Русская философия начала 19 века и Шеллинг. М., «Наука», 1980, 325 с.
  75. В.К. Западничество как проблема русского пути //Вопросы философии. 1993, № 4, с. 40 56.
  76. «author»>Кантор В.К. ". Есть европейская держава". Россия: трудный путь к цивилизации. М., «Роспэн», 1997, 479 с.
  77. В.К. Феномен русского европейца. М., 1999, 383 с.
  78. Д.Ю. Пьер Жозеф Прудон. «Историко-философский сборник». М., 1968.
  79. Ю. О А.И.Герцене и Н. Г. Чернышевском. Пг, 1916, 65 с.
  80. В.В. Тютчев. М. «Молодая гвардия». 1988, с. 495.
  81. М. История русского самосознания. СПб, 1884, 274 с.
  82. Р.П. К.Маркс и революционная Россия.М., 1985,200 с.
  83. О. К.Маркс и Ф.Энгельс. Жизнь и деятельность. Т.1. М., 1959, 240 с.
  84. A.M. Философия истории Гегеля. МГУ, 1988, 270 с.
  85. .П. Из истории революционной мысли в России. М., 1961, 320 с.
  86. A.A. Общественное движение при Александре II. М., 1909, 249 с.
  87. A.A. Молодые годы Бакунина. М., 1915, 200 с.
  88. Г. С. Сен-симонизм в общественной мысли 19 в. М., 1975, 190 с.
  89. A.A. Т.И.Грановский в русском общественном движении. М., «МГУ», 1989, с. 240.
  90. М.А. «Читая Герцена». Собрание сочинений в 3-х томах. Т. З, М., «Изобразительное искусство», 1988, 557 с.
  91. Я.И. Революционная борьба Герцена и Огарева и «Земля и воля» 1860-х. М., 1964.
  92. Ю4.Лосский Н. О. История руской философии. М., «Высшая школа», 1991, 560 с.
  93. В.А. История русского утопического социализма. М., 1977, 280 с.
  94. Г. Разум и революция. СПб, «Владимир Даль», 2000, с. 535.
  95. А.Н. История русской социологии. М., «Высшая школа», 1993, 319 с.
  96. П.Н. «Очерки по истории русской культуры». Т.З. «Национализм и европеизм». СПб., 1905.
  97. П.Н. Из истории русской интеллигенции. СПб, 1902,210 с.
  98. В.А. Из истории русского общества. СПб., 1900, 180 с.
  99. П. «А.И.Герцен». //"Образование". 1900, № 7 -9.
  100. П.И. Об общественном идеале. М. «Пресса», 1991, 635 с.
  101. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. Курс лекций. М., «Аспект-Пресс». 1999, 400 с.
  102. И. Молодой Герцен. М. «Советский писатель». 1986, 383 с.
  103. Овсяннико-Куликовский Д. И. Герцен. СПб, 1908, 160 с.
  104. Д.И. Классическое российское западничество. М., 1996,135 с.
  105. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, исследования., выпуск № 11, М., «Гуманитарный центр», 1993, 165 с.
  106. Очерки реалистического мировоззрения. СПб, 1904, 230 с.
  107. С.И. Концепция «пересоздание"общества в социальной философии А.И. Герцена. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб, 1996.
  108. И. К. Социалистическая мысль в России, преход от утопии к науке. М., 1973.
  109. И.К., Е.Г.Плимак, В. Г. Хорос. Революционная традиция в России. М., „Мысль“. 1986, 326 с.
  110. Л. Мировоззрение Герцена. Историко-философский очерк. М-Л. Соцэкгиз, 1935, 280 с.
  111. Т.П. „Из далеких лет“. Воспоминания. М-Л, 1931, 280 с.
  112. К.А. Развитие социалистических идей в России. Т.1, 2. Изд-во „Былое“, Пг, 1924.
  113. А.Н. У истоков русского философствования: шеллингиан-ские таинства любомудров //Вопросы философии. 1994, № 5, с. 45 -59.
  114. М.Я. В.Белинский. Личность идеи — эпоха. М., „Госиздат“, 1960, 396 с.
  115. М.Н. Александр Герцен. М, „Мысль“, 1989, 255 с.
  116. М.Н. Бакунин. М, 1970, 320 с.
  117. Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти томах. М, 1956−58, т.4.
  118. В. Герцен. М, „Молодая гвардия“, 1987, 400 с.
  119. Проблемы русской философии и культуры. Сборник научных трудов. Калининград, „КГУ“, 1999, 180 с.
  120. Революционный радикализм в России: век 19. М., „Археогр. центр“. 1997, 441 с.
  121. Россия и Германия: опыт философского диалога. М., 1993, 400 с.
  122. Россия и Европа. Опыт соборного анализа. М., „Наследие“, 1992, 562 с.
  123. Рудницкая E. J1. Русская революционная мысль: Демократическая печать 1864−1873. М, 1984.
  124. E.JI. Н.П.Огарев в русском революционном движении. М, 1969.
  125. E.JI. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999, 200с.
  126. Н. „Западный социализм и русский социализм Герцена“. Русское богатство. 1909, № 7, 8.
  127. Н.Русанов. Влияние европейского социализма на декабристов и молодого Герцена. „Минувшие годы“. 1908.
  128. И.Русанов. Энгельсон и его письма к А. И. Герцену. „Всемирный вестник“. 1907, № 1.
  129. Скабичевский. „Три человека 40-х годов“. Соч. T.I. СПб, 1890, 80 с.
  130. Ю.А. А.И.Герцен. (1812−1870). Л, 1930, 45 с.
  131. В.С. Александр Герцен. М, „Современник“. 1989,385 с.
  132. Смирнова 3.В. Социальная философия Герцена. М, 1977, 300 с.
  133. В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе //Вопросы философии. 1993, № 7, с. 35−43.
  134. Струве П.Б.Patriotica. Политика. Культура. Религия. СПб, 1911, 516 с.
  135. Е. Герцен и Запад. Пг, 1918, 320 с.
  136. В. Историко-философские этюды Чернышевский и Герцен. Пг, 1919, 80 с.
  137. Д. Гегель в России. Прага, 1939, 355 с.
  138. Д.И. Мировоззрение Герцена. М, 1948, 310 с.
  139. Н.Я. „Герцен против самодержавия“. М, 1973, 180 с.
  140. Н.Я. „Революция сверху“. М., 1989, 320 с.
  141. Эрн В. Ф. Сочинения. М. „Правда“, 1991, 575 с.
  142. Г. Г. Очерк развития русской философии. М. „Правда“, 1989, 380 с.
  143. Г. Г. Философское мировоззрение Герцена. Пг, 1921, 125 с.
  144. И.Я. Философия и социология русского народничества. М&bdquo- 1983, 310 с.
  145. Философия реализма. Из истории русской мысли. СПб, „СПбГУ“, 1997, 146 с.
  146. Г. В. Из прощлого русской мысли. М., 1998, 280 с.
  147. Г. В. Герцен в 40-е годы //Вопросы философии. 1995, № 4, с. 25 37.
  148. Франк C. J1. Духовные основы общества. М, „Республика“, 1992, 510 с.
  149. Философия и освободительное движение в России. Ленинград, „ЛГУ“, 1989, 223 с.
  150. Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли 19 века. М., 1986, 265 с.
  151. Р. И остановился перед ироническим либерализмом. //"Логос», М., 1996, № 8, с. 92 116.
  152. Р. История о блудном сыне, рассказанная отцом и братом (Герцен в интерпретации почвенничества) //"Логос", М., 1999, № 4, с. 34 -47.
  153. Р. Церковь и «республика ученых» (И. Киреевский и Герцен) //"Логос", М&bdquo- 1999, № 2, с. 111 122.
Заполнить форму текущей работой