Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Философская мысль русской эмиграции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бердяев Николай Александрович (1874−1948 гг.). Родился в Киеве в дворянской семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, затем на естественном и, через год, — юридическом факультете Киевского университета им. Святого Владимира, где начал предметно заниматься философией. Увлекался марксизмом, примыкал к «легальному марксизму», включился в социал-демократическую деятельность в «Союзе борьбы… Читать ещё >

Философская мысль русской эмиграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русская эмиграция — особый социальный слой в мировом цивилизационном пространстве, сложившийся в странах Европы, Азии, Америки, Австралии в первой четверти XX в. Говорить об этих людях вне их прежней деятельности, без оценки, присущих им, мировоззренческих позиций, служения Отечеству, было бы некорректно. Однако объективный подход к этой диаспоре россиян за рубежом в советское время не культивировался и отношение к эмигрантам прививалось однозначно негативное, с жёстким партийно-идеологическим подтекстом. Российские люди вне Отечества представлялись советскими официальными органами только как его предатели, идеологические враги и отщепенцы. Нам же надо иметь в виду, что они, прежде всего, — русские люди, не по своей вине попавшие в прокрустово ложе политических событий в мире и в стране и, в силу этого, вынужденно покинувшие её. Осуждать их или сочувствовать им непросто, да это и не прямая философская, а гражданско-нравственная задача, основанная на оценке социального бытия того непростого этапа международной и внутренней истории. С гражданской, правовой, православной точки зрения эти русские люди заслуживают всемерного уважения и почитания, так как они не предавали Родину, а это, изменившееся после Октябрьского 1917 г. переворота государство, отвернулось от них. Они же безмерно любили своё Отечество, гордились им и защищали его так, как этого требовали их долг и честь, мечтая вернуть своей стране, отчизне, Родине её достойное место в мире. Возвратиться при жизни на Родину огромному большинству русских мучеников-эмигрантов было не суждено. Поэтому знаково для нации, что, хотя бы после своей кончины, некоторые из них были удостоены чести возвращения на Родину и упокоения в своей земле. Однако такое возвращение отдельных россиян — единичные национальные акты исторического покаяния, патриотически инициированные гражданскими и конфессиональными организациями, государственными институтами современной России, считающими великой социальной несправедливостью и трагедией большевистское пренебрежение к соотечественникам. Так, в октябре 2005 г. в Москве — столице Российской Федерации, в некрополе Донского мужского монастыря были перезахоронены, доставленные с кладбищ из-под Цюриха в Швейцарии и Касвилла штата Нью-Джерси в США, останки русского философа Ивана Александровича Ильина (1882—1954 гг.) и русского генерала, четырежды Георгиевского кавалера Антона Ивановича Деникина (1872−1947 гг.).

Есть акты гражданского покаяния по отношению и к другим известным истории русским людям и сохранения памяти о них: 13 января 2007 г. там же в монастырской земле перезахоронили останки русского дворянина, генерал-лейтенанта генерального штаба В. О. Каппеля. В 2008 г. правительство России перечислило муниципалитету города Сен-Женевьев-де-Буа во Франции 692 000 евро для продления концессии по уходу за захоронениями россиян, эмигрировавших из страны в годы Октябрьского (1917 г.) переворота и Гражданской войны (1918;1920 гг.). Многие из этих людей, представляли элиту отечественной культуры, государственной власти, иерархии православной церкви конца XIX — первой четверти XX столетий. Всего было захоронено на французском кладбище более пятнадцати тысяч наших соотечественников.

С точки зрения развития философии, науки, общественной мысли русская эмиграция сыграла весьма значительную роль в мировой истории, хотя мировоззренчески и социально выглядела весьма неоднородно. В аспекте оценки русской эмиграции предметна точка зрения русского учёного, известного мыслителя и общественного деятеля, генерала корпуса инженеров-механиков флота, профессора Г. Н. Пио-Ульского. Он разработал проекты возрождения Российского императорского флота после Цусимского сражения — паровые 32 500-тонные турбины для крейсеров-дредноутов «Кинбурн» и «Измаил», а впоследствии провёл многие годы жизни в эмиграции. По его мнению русская эмиграция подразделялась на «квалифицированную» и «неквалифицированную» .

Пио-Ульский Георгий Николаевич (1864−1938 гг.), учёный, мыслитель, ведущий инженер флота российского. Родился в Пскове в интеллигентной дворянской семье директора губернской гимназии. Окончил Морское инженерное училище в Кронштадте затем Николаевскую морскую академию. С 1906 г. работал преподавателем, был избран профессором Института инженеров путей сообщения имени Императора Александра I. В нём он основал первую в России лабораторию для испытания паровых машин. После Октябрьского переворота 1917 г. преподавал в Донском политехническом институте в Новочеркасске, один год в Екатеринбурге, где организовал политехникум. С 1920 г. в возрасте 56 лет находился в эмиграции в Югославии в Белграде, где сразу был приглашен «гонорарным профессором» на технический факультет Белградского университета. Принялся конструировать газовые турбины, первым в мире теоретически обосновав их двойное преимущество — скорость и бесшумность. Создал в Югославии Союз русских инженеров, подобный которому возник и во Франции, где осела основная часть эмигрировавших россиян, был в числе основателей Русского научного института.

Похоронен в Белграде. Правительство Югославии в день похорон распорядилось почтить его память отданием воинских почестей. 15 августа 1938 г. за фобом Георгия Николаевича Пио-Ульского шёл весь русский эмигрантский Белфад — учёные, преподаватели, студенты.

В 1938 г. в Белграде Г. Пио-Ульский сделал доклад в Союзе русских инженеров, посвященный анализу русской эмиграции, которая насчитывала сотни тысяч человек, разбросанных по всему свету. В докладе звучал пафос гордости за русских людей и одновременно обида за своих соотечественников, обладавших огромным интеллектуальным и профессиональным потенциалом, который мог бы служить Отечеству, но оказался вне его. В Чехословакии и Югославии, во Франции и Великобритании, в Болгарии и Сербии, в Германии и США, в Китае и Австралии оказались многие известные в российском государстве и мировом культурном сообществе граждане. В частности, СП. Тимошенко (занимался проблемами вибрации сооружений), В. П. Аршаулов (открыл новую эру дизельных двигателей), A.C. Ломшаков (разрабатывал новейшие паровые котлы), О. И. Ядов (занимался электротехникой), А. И. Игнатовский (новации в медицине), H.A. Пушин (исследовал химическую природу металлических сплавов), М. А. Кедров (инженер, адмирал), И. И. Сикорский (авиаконструктор, создатель первых в мире 4-моторных самолётов «Русский витязь», «Илья Муромец», а позднее основатель школы вертолётостроения в США), А. И. Бунин (лауреат Нобелевской премии по литературе), Л. А. Тарасов (писатель, лауреат французской премии «При попюлист», полученной уже в эмиграции), H.H. Кедров (музыкант, руководитель знаменитого квартета), а также Д. С. Мережковский, А. И. Куприн, СВ. Рахманинов, Н. К. Рерих, С. Ф. Лифарь, Г. М. Баланчи, Ф. Ф. Юсупов, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавина, О. И. Преображенская. Кроме того, страну вынужденно покинули кадровые офицеры и их семьи, многочисленное разночинное сословие. Ответственность за такое положение вещей Г. Н. Пио-Ульский возлагал как на большевиков, совершивших государственный переворот в стране, так и на верховных представителей держав, воевавших на одной стороне с Россией во Второй мировой войне, и, кроме того, на тех, ради чьей защиты была объявлена эта война.

Русская философия конца XIX — начала XX в. в лице её многих представителей тоже попадает в круговорот этого тяжёлого исторического периода. Трагично знаменитый " философский пароход" в русской общественной жизни 1922 г. — публичная высылка из страны по решению СНК РСФСР, утверждённого В. Лениным, маститых учёных и мыслителей, писателей и общественных деятелей, не разделявших большевистских взглядов и эйфории от государственного переворота октября 1917 г. Высылка интеллектуалов негативно отразилась на развитии российского общества как в общенаучном, так и в философском плане. 31 августа 1922 г. в газете «Правда» была опубликована официальная статья под названием «Первое предупреждение», в которой были определены так называемые " опорные пункты буржуазной интеллигенции"  — высшая школа, издательская деятельность, художественная литература, публицистика, философия, медицина, кооперация, агрономия. В связи с этим под домашний арест попали несколько сотен известных в стране «враждебно настроенных интеллигентов». Все они прошли через ВЧК, были допрошены и дали подписку с обязательством выехать из России за границу (многие за свой счёт), в том числе и без права возвращения на Родину. В конце сентября поезда с изгнанниками пошли в Ригу и в Берлин. А 29 сентября 1922 г. на зафрахтованном немецком пароходе «Обер-бургомистр Хакен» из Петрограда в Штеттин отправилась первая партия московских и казанских интеллигентов, позднее — 19 ноября на пароходе «Пруссия» была отправлена вторая партия изгоев — петроградских профессоров.

Среди высланных из страны летом-осенью 1922 г., наибольшее количество представляли преподаватели вузов и в целом люди гуманитарных профессий: педагоги, писатели, журналисты, экономисты. Из 224 человек их было 126: шестьдесят восемь педагогов, двадцать девять литераторов, двадцать два были экономистами, агрономами, кооператорами, семь — юристами. Анализируя репрессии, проведённые в 1922 г. в отношении профессоров гуманитариев, историк Стюарт Финкель сделал вывод, согласно которому, высылка из страны профессоров гуманитарных и социальных наук не облегчила полную коммунизацию высшего образования из-за сохранившейся малочисленности учёных-коммунистов. Сосредоточив внимание, прежде всего, на административном контроле, большевистское руководство достигло главной цели — вырвало образование из рук коллективной профессуры и подчинило его общегосударственной политике.

В дальнейшем жёсткая идеологизация в области образования целенаправленно довела до конца начатое большевиками — научная составляющая социально-гуманитарного знания была выхолощена коммунистическими лозунгами и надуманными постулатами «научного коммунизма», «политэкономии социализма» и «философии марксизма-ленинизма». Общеисторический итог такой «науки» в России известен.

Имена же мыслителей, философов, педагогов, вынужденно находящихся в эмиграции, таких как H.A. Бердяев (1874−1948 гг.), Б. П. Вышеславцев (1877−1954 гг.), И. А. Ильин (1882−1954 гг.), Л. П. Карсавин (1882−1952 гг.), Н. О. Лосский (1870−1965 гг.) и его сын В. Н. Лосский (1903;1958 гг.), П. А. Сорокин (1889−1968 гг.), СЛ. Франк (1877−1950 гг.), Г. В. Флоровский (1893−1979 гг.), Л. И. Шестов (1866−1938 гг.), Ф. А. Степун (1884−1956 гг.), A.A. Кизеветтер (1867−1933 гг,)) В. В. Зеньковский (1881—1962 гг.) и многих, многих других были у нас под запретом или представлялись как религиозно-реакционные представители и проповедники чуждой советским людям западной идеологии. В силу чего они были широко известны в зарубежных, а не в советских научно-педагогических кругах, так как там они реализовывали в практику социально значимые для общества проекты, создавали новаторские школы философского и в целом гуманитарного знания, развивали ценностные позиции как западного, так и дорогого им российского социума. Там же издавались и их многочисленные философские и иные научные труды, которыми могла бы по праву гордиться Россия.

Типологически основные проблемы, которые были представлены в работах представителей русской общественно-философской мысли в эмиграции можно представить следующим образом:

  • — во-первых, историческая судьба России;
  • — во-вторых, размышление о роли христианства и, особенно, православия в развитии духовной культуры и национального самосознания русского народа;
  • — в-третьих, роль русской интеллигенции в историческом развитии и формировании общественно-политического настроения в России;
  • — в-четвёртых, своеобразие русской философской культуры XIX—XX вв.

Одними из видных представителей русской философской мысли конца XIX — начала XX в., испытавших на себе всю тяжесть насильственного выдворения из Отечества, являются H.A. Бердяев и И. А. Ильин.

Бердяев Николай Александрович (1874−1948 гг.). Родился в Киеве в дворянской семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, затем на естественном и, через год, — юридическом факультете Киевского университета им. Святого Владимира, где начал предметно заниматься философией. Увлекался марксизмом, примыкал к «легальному марксизму», включился в социал-демократическую деятельность в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», за что был арестован, из университета исключён и сослан в Вологду. Под влиянием социально-философских идей Вл. Соловьёва, Ф. Достоевского, немецких мистиков (прежде всего Якова Бёме) Бердяев с интересом оценивает религиозную метафизику. Публикует свои работы в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины». Дружба с С. Н. Булгаковым и их совместная работа, а также с Д. С. Мережковским, П. А. Флоренским (1905;1908 гг.) обращает его на путь христианской философии. Итогом творческих поисков становится опубликованная в 1911 г. работа «Философия свободы». Бердяев с пониманием отнёсся к Февральскому политическому перевороту 1917 г., а вот Октябрьский большевистский переворот 1917 г. расценил как национальную катастрофу. В 1918 г. создал Вольную академию духовной культуры, где читал курсы лекций по философии, истории и участвовал в семинарах по Ф. М. Достоевскому. Избирался профессором Московского университета. В 1922 г. был выслан из Советской России без права возвращения на Родину. В 1922;1924 гг. жил в Берлине, опубликовал многие свои работы, завёл широкие знакомства. В 1925;1940 гг. издавал в Париже религиозно-философский журнал «Путь», был его редактором. В своём кабинете в Кламаре близ Парижа, где Бердяев трудился и написал основные свои работы, он на стене прикрепил два портрета — С. Кьеркегора и Л. Шестова, что знаково означало его личное и философское уважение к этим неординарным личностям. В эмиграции Николай Александрович установил хорошие, рабочие отношения со многими известными мыслителями, в частности, с К. Бартом и Г. Марселем, с А. Моруа и Р. Ролланом. Его христианский персонализм был интересен и оказал предметное влияние на философскую и социальную мысль на Западе. Основные работы: «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (вышла после смерти), «Философия свободы», «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» .

В архивном следственном отделе ГПУ сохранилось заключение в отношении Н. А. Бердяева, опубликованное в «Российской газете» 15.11.2002 г.: «По следственному делу № 15 640 о Бердяеве Николае Александровиче. По наведённым справкам о прежней судимости в Учётно-Регистрационном Отделе ГПУ сведений нет, арестован 17 августа с.г., содержится во внутренней тюрьме ГПУ. 1922 года августа — дня, я сотрудник IV Отдела СО ГПУ Бахвалов, рассмотрев дело за № 15 640 о гражданине Бердяеве Николае Александровиче, 48 лет, происхождение из бедных дворян Киева (временно проживает в Москве), нашёл следующее: с момента Октябрьского переворота и до настоящего времени он не только не примирился с существующей в России в течение 5 лет Рабоче-крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, причём в момент внешних затруднений для РСФСР Бердяев свою контрреволюционную деятельность усиливал. Всё это подтверждается имеющимися в деле агентурными материалами. А посему, на основании п. 2 литера Е Приложения о ГПУ 6/11 с.г. в целях пресечения злостной антисоветской деятельности Бердяева Н. А., полагаю выслать его из-за пределов РСФСР за границу бессрочно. Принимая во внимание заявление, поданное в Коллегию ГПУ гр. Бердяевым, с просьбой разрешить ему выезд за границу на свой счёт, освободить его для устройства личных и служебных дел на 7 дней с обязательством по истечении указанного срока явиться в ГПУ и немедленно после явки выехать за границу. Сотрудник IV отделения СО ГПУ Бахвалов. 22 августа 1922 года. Согласен: Начальник VI отделения СО ГПУ И. Решетов. Подписи: Самсонов, Уншлихт 24.08.» .

Умер Николай Александрович Бердяев 23 марта 1948 г. за рабочим столом в своём доме в пригороде Парижа, в местечке Кламар, где и был похоронен.

Николай Бердяев, ощутив на себе всю извращённость тоталитарного государственно-пролетарского давления, прочувствовав его нивелирующую человека, как личность, сущность, определил свою философию так: «Философия, которую я хотел бы выразить, есть драматическая философия судьбы, существования во времени, переходящего в вечность, времени, устремлённого к концу, который есть не смерть, а преображение. Поэтому всё должно рассматриваться с точки зрения философии истории» .

В целом философские взгляды H.A. Бердяева проникнуты экзистенциальной проблематикой, навеянной безмерной любовью к России и чувством, поруганного человеческого достоинства.

Характерным элементом его философии стало «эсхатологическое откровение». (Эсхатология — греч. eachatoa — последний: теологическое учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде). Для него, как мыслителя, было характерно стремление к подведению итогов исторического процесса, определению окончательного смысла событий мировой истории, участником которой являлся он сам, оценивая внутреннее и внешнее окружение.

Один из знаковых выводов, которые сделал Н. Бердяев, был связан с оценкой им культуры как реального, общезначимого результата исторического развития: «Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему замыслу есть великая неудача». Эта личностная оценка культуры стала одной из основ его мировоззрения на протяжении всей жизни. С годами она становилась всё более устойчивой, чему способствовали общественно-исторические события в России первой четверти XX в., свидетелем и гонимым участником которых ему пришлось стать. Однако надо иметь в виду, что оказавшись в национальном изгнании, он с трепетом и почитанием относился к Родине, к её культуре, любя её просто невероятно.

Н. Бердяев монистически выстраивал свою философию, выводил её из единого принципа, но развёртывал её как совокупность нескольких независимых идейных комплексов, каждый из которых вырастал из определённой первичной интуиции:

  • — идея свободы;
  • — идея творчества и объективации;
  • — идея личности, лежащая в основе антропологии, социальной философии и этики;
  • — идея эсхатологического смысла истории.

Общей основой этих идей служит дуалистическая картина реальности, в которой взаимно противопоставляются два ряда начал: 1) субъект (личность, «Я») и 2) объект (мир). Оба ряда характеризуют два рода реальности, взаимодействующих между собой.

В рассуждениях о свободе Н. Бердяев представляет её как первоисточник бытия, свобода не имеет основы и начала. Свобода как бы тождественна Богу.

Творчество и объективация. Мир объектов лишен духовности и свободы, его закон — страдание, рабство, зло, коренящееся в объективации; ей противостоит в мире творчество, преодолевающее отчуждение объектов человеку: творящий человек (субъект) включает мир в себя, в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы, и тем преображает его. Разнообразным проявлением зла в мировой истории противостоит прежде всего творческая активность человека.

Личность в концепции Н. Бердяева не совпадает с эмпирической индивидуальностью. Личность мыслится как сосредоточие всех духовных и душевных способностей человека, его «внутренний экзистенциальный центр» (экзистенция — ощущение), осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы. Конфликт между личностью и объективацией — главное в его учении о человеке и обществе. Объективация стремится сделать личность частью общества и тем поработить ее. Преодоление объективации предполагает примат личного начала над безлично-универсальным (родовым, коллективным) во всех его формах, что, по Бердяеву, не должно означать индивидуализма, ибо личность по самой своей природе входит в общность с другими (общество — часть личности).

Смысл истории — в избавлении от объективации. Понятие объективации у Н. Бердяева, в отличие от Г. Гегеля, в выражении идеи «падшего» характера бытия. В «падшем» мире результаты действия отчуждены от субъекта, мир объектов бездуховен. Объекты как бы мертвы и подчиняются необходимости — законам пространства и времени, причинно-следственного ряда.

Оценка истории H.A. Бердяевым имеет двойственный характер: она представлена как миф, с одной стороны, а с другой — «не есть объективная эмпирическая данность». Историософия русского мыслителя представляет собой своеобразную мифологизацию истории. Точнее, её смысла, поскольку именно определяя религиозно-метафизический смысл истории, он апеллировал к мифу о трагической судьбе человека, постоянно терпящего неудачу в своем историческом творчестве, но, несмотря ни на что, продолжающего свои усилия.

Идеи H.A. Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции «новых левых» течений во Франции 1960—1970 гг.

Ильин Иван Александрович (1882−1954 гг.), философ, представитель неогегельянства, политический мыслитель, теоретик и историк религии и культуры. Коренной москвич. В 1906 г. окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к званию профессора, в 1909 г. получил звание приват-доцента и после двухлетней зарубежной научной командировки, преимущественно в Германии, в течение 10 лет преподавал в Московском университете. В результате защиты в 1918 г. магистерской работы «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» Ильину было одновременно присуждены две учёные степени — магистр и доктор государственных наук. К этому времени относятся и первые сочинения Ильина, посвященные древнегреческой философии Платона и Аристотеля, а также философским воззрениям Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. После Октябрьского переворота 1917 г. он включился в идейную борьбу против нового строя. Шесть раз подвергался арестам, был приговорен к смертной казни, заменённой высылкой из Советской России. С 1922 г. в эмиграции. С 1923 г. профессор Русского научного института в Берлине, из которого уволен нацистами в 1934 г. с запретом на преподавание и публикации. Активно участвовал в жизни русской эмиграции, несколько лет издавал «Русский колокол. Журнал волевой идеи». В 1938 г. при финансовой поддержке СВ. Рахманинова переехал в Швейцарию и поселился в пригороде Цюриха, где одна из почитательниц его таланта купила ему домик, так как он был весьма беден. Постепенно И. Ильин вернулся к преподаванию и философским поискам. Он пишет много статей и очерков, завершает свои философские труды. В частности, «Аксиомы религиозного опыта», три книги философско-художественной прозы, 30-летний труд «О монархии и республике». Ранее вышли его работы «Религиозный смысл философии. Три речи», «Основы художества. О совершенном искусстве», «Основы христианской культуры» . Сохранился большой архивный материал И. А. Ильина, который волею судеб попал в США и хранился там в одном из университетов, в ноябре 2006 г. архив был возвращён в Россию и помещён в хранилище новой библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова.

Похоронили Ивана Александровича Ильина 21 декабря 1954 г. на кладбище в пригороде Цюриха. Перезахоронение было осуществлено в октябре 2005 г. в святую русскую землю Донского мужского монастыря в Москве.

Философские проблемы у И. А. Ильина представлены достаточно широко и отражают суть его мировоззренческих позиций:

  • — размышления о духовной свободе и христианской совести;
  • — обоснование духовных основ патриотизма;
  • — суждения о необходимых предпосылках демократии, без которых её нелепо вводить и бессмысленно поддерживать;
  • — рассуждения о хозяйственных актах, требующих свободной инициативы, собственности и братской щедрости;
  • — размышления о России, политически и духовно ставшей мощной державой при монархическом строе.

В целом мировоззрение И. Ильина религиозно, в основе его лежит православная вера, христианские традиции, присущие только русскому человеку: любовь, свобода, взаимопомощь, понимание ближнего.

Философское видение И. Ильиным России удачно отражено им в суждении о том, что Россия велика, многолюдна и многоплеменная. Она никогда не была единосоставным, простым народным массивом и не будет им. Она была и будет Империей, единством во множестве, государством пространственной и бытовой дифференциации и, в то же время, — органического и духовного единения. Она будет строиться не страхом, а любовью, не классовым произволом, а правом и справедливостью. Эта позиция подкреплена рядом положений:

  • — самобытность России, обусловлена её историей;
  • — кризис, охвативший Россию в XX в. непросто политический или экономический — это, прежде всего, кризис духовный. Чтобы преодолеть его, необходимы духовные силы, способные противостоять стихии зла и разрушения. Для обретения этих духовных сил русскому человеку надо не только знать историю своего Отечества, но и видеть в ней историю борьбы народа за самобытный собственный духовный лик. Необходимо помнить, что русский человек на протяжении всего исторического существования искал корни свои в Боге и в земных его проявлениях: правде, праведности, красоте;
  • — русская идея — это идея сердца, а любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. И. Ильин солидарен с А. Пушкиным: русскому человеку свобода присуща изначально, несмотря на многовековое монгольское иго и крепостничество — это в противовес тем, кто утверждал о рабской приниженности русского. Отечественное национальное самосознание, по утверждению Ильина, проходило «суровую школу уважения к врагам и смирения в победе». Русскому народу чуждо презрение к иной культуре и пустое отрицание её. Всё это позволило совершить творческий акт исторического значения — выработать русскую идею, утверждающую своё и сотворяющую новое, не отрицая и не презирая чужого: это «дух христианства, любви, созерцания и свободы, а не дух ненависти, зависти и завоевания»; - Россия великая миролюбивая страна. Воинственный экспансионизм России — это злое и намеренное преувеличение, выдуманное её врагами. Да, Россия постоянно вела войны, но они носили оборонительный характер, ибо все четыре стороны равнины, на которой находилась русская земля, были открыты врагам. По своим политическим убеждениям И. Ильин был сторонником монархии. В своей работе «О монархии и республике» он доказывает преимущества и целесообразность монархической формы правления, подчёркивая при этом уникальность Российской империи, в которой на протяжении веков мирно сосуществовали сотни этнических и расовых групп. Рассуждая о республике, федеральном устройстве государства, И. Ильин подчёркивает то, что «право на односторонний выход из государства или право на отложение и отпадение — непризнанно нигде, о нём не знает ни одна демократическая конституция. Найдите хотя бы одно государство, которое предоставило бы всем желающим входить в свой состав и выходить из него односторонним заявлением…». Существовали и существуют народности, неприемлющие государственное устройство (валлоны, фламандцы, цыгане). Они сохраняли свою самобытность посредством того, что примыкали к нациям, обладавшим государственностью и социальной толерантностью. А отделение таких народностей означало бы попадание их под власть конкретных завоевателей, которые либо уничтожат их, либо нивелируют их самобытную культуру и самостоятельность.

Во взглядах на Россию и Запад у И. Ильина гражданская позиция. Главное, что необходимо усвоить русскому национальному сознанию: «Мы Западу не ученики и не учителя. Мы должны искать русского видения, русского содержания и русской формы». Быть русским, приходит он к выводу, — это значит не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию сердцем, любить её душой, видеть её самобытность и понимать, что это дар Божий. И наконец, быть русским — значит «верить в Россию так, как верили в неё все великие люди, все её гении и её строители». Только на этой вере и может состояться успешная борьба за её возрождение.

Текстовые портреты других выдающихся представителей русской философской мысли, вынужденно находившихся в эмиграции.

Франк Семён Людвигович (1877−1950 гг.), русский философ. Коренной москвич. Обучался на юридическом факультете Московского университета, завершал образование в Германии в университетах Гейдельберга и Мюнхена, где изучал философию и социологию. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (1902 г.), «Вехи» (1909 г.), «Из глубины» (1918 г.), редактировал еженедельники «Полярная звезда» и «Свобода культуры» (1905;1906 гг.). С 1912 г. Франк приват-доцент Петербургского университета, профессор Саратовского (1917;1921 гг.) и Московского (1921;1922 гг.) университетов. Октябрьский переворот 1917 г. он не признал, считая его исторической ошибкой большевиков. В 1922 г. был выслан из Советской России бессрочно. Жил в Германии (1923;1937 гг.), во Франции (1937;1945 гг.) и Великобритании (с 1945 г.). От «легального марксизма» эволюционировал к идеализму, затем религиозному миропониманию в духе философии всеединства B.C. Соловьёва. Испытал также значительное влияние Платона, Я. Бёме, Н. Кузанского; в поздний период творчества создал философскую систему, во многом созвучную онтологии и гносеологии Н. Гартмана, М. Хайдеггера и Н. О. Лосского. Определяющим для мировоззрения Франка является стремление рационально выразить сверхрациональную сущность реальности, подвести под метафизику всеединства надёжный логико-гносеологический фундамент. Основные работы посвящены гносеологии — «Предмет знания. Об основах и пределах отвлечённого знания» (1915 г.); онтологии — «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (1939 г.), а также, изданная в 1964 г., фундаментальная философская работа «С нами Бог. Три размышления». Свою социально-политическую доктрину Франк называл «либеральным консерватизмом», усматривая её суть в преодолении исторических слабостей русского либерализма и консерватизма и синтезе их сильных сторон. Задача, считал он, состоит в том, чтобы показать, что свобода и социальное творчество индивида и народа не противостоят традициям и ценностям религиозной веры, но, напротив, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Умер Семён Людвигович 10 декабря 1950 г., похоронен в предместье Лондона.

Шестов Лев (1866−1938 гг.), [Шварцман Лев Исаакович (Иегуда Лейба)], философ и литературовед. Родился в Киеве в семье крупного коммерсанта-мануфактурщика. Учился в Киевской гимназии, затем на физико-математическом факультете Московского университета. Перевёлся на юридический факультет Киевского университета и окончил его в 1899 г. Диссертацию Шестова по рабочему законодательству в России цензура к защите не допустила. До 1914 г. живёт в Швейцарии, наездами бывая в России, участвует в деятельности Религиозно-философских собраний в Петербурге, Москве и Киеве. Выходят его книги «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше» (1900 г.), «Достоевский и Нитше» (1903 г.), «Апофеоз беспочвенности» (1905 г.). В начале войны (1914 г.) Шестов возвращается в Россию в Москву. Октябрьский переворот 1917 г. не принимает и характеризует власть большевиков как небывало реакционный и обманывающий народ деспотизм. С 1918 г. в Киеве, в 1919 г. эмигрировал за границу. С 1920 г. в Женеве, с 1921 г. в Париже (Кламар), позднее и до конца жизни — пригород Парижа Булонь. В эмиграции опубликовал около десятка философских работ религиозной и экзистенциальной направленности. Был знаком с Э. Гуссерлем, М. Шелером, А. Жидом. По рекомендации Гуссерля познакомился с работами С. Кьеркегора, М. Хайдеггера. Шестов читал лекционный курс в Сорбонне по русской религиозной философии, выступал с лекциями по французскому радио, печатался в журналах. Переживал события, связанные с утверждением фашистского режима в Германии, войной в Испании. По оценке В. В. Розанова Шестов неизменно оставался «беспросветно умным» .

В личной жизни у Шестова были свои человеческие моменты: его жена — Березовская Анна Елизаровна была родом из помещичьей семьи, которая состояла в родстве с семьёй князя П. А. Кропоткина (учёного, теоретика анархизма) и профессора Московского университета С. А. Муромцева (первого председателя 1-й Государственной Думы). Когда Анна училась в Швейцарии, готовясь стать врачом, она во время каникул отправилась в Рим, где и познакомилась со Львом. В феврале 1897 г. молодые втайне от родителей Шестова поженились, иначе они не получили бы благословления от его семьи — правоверных иудеев, не признававших православия. В течение 10 лет Анна и Лев жили в разных городах и встречались только во время университетских каникул.

Лев Шестов скончался в клинике Буало 20 ноября 1938 г. Его похоронили на Новом кладбище в Париже (Булонь).

Флоровский Георгий Васильевич (1893−1979 гг.), богослов, философ, историк. С 1932 г. — православный священник. Окончил историко-филологическое отделение Новороссийского (Одесского) университета со специализацией по философии. В 1919 г. приват-доцент этого университета по кафедре философии и психологии. Октябрьский переворот 1917 г. не признавал. В 1920 г. эмигрировал за границу. Преподавал в русских учебных заведениях в Софии и Праге. После защиты магистерской диссертации «Историческая философия Герцена» (1923 г.) Флоровский избирается приват-доцентом Русского юридического факультета в Праге по кафедре истории и философии права. В 1926 г. профессором патрологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Военное время 1939;1945 гг. он провёл в Югославии. С 1946 г. снова в Парижском институте в качестве профессора нравственного и догматического богословия. С 1948 г. профессор догматического богословия, в 1951;1955 гг. декан Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке; одновременно преподавал в различных университетах и богословских школах. С 1956 г. профессор истории восточной церкви богословской школы Гарвардского университета; после отставки в звании заслуженного профессора (1964 г.) до конца жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения. Был почётным доктором американских и европейских университетов, членом нескольких национальных и международных академий. Флоровский приобрёл всемирную известность благодаря активному участию в международном экуменическом движении: в 1930;е годы в деятельности Православно-Англиканского содружества святых Албания и Сергия; с 1937 г. в качестве одного из двух православных членов подготовительного комитета по организации Всемирного Совета Церквей (ВОД); избирался членом ЦК ВСЦ с момента основания в 1948 по 1961 г., а также вице-президентом Национального Совета Церквей США (1954;1957 гг.). Богословский вклад Флоровского связан с провозглашенным им проектом «неопатристического синтеза», то есть нового, современного прочтения творений Отцов и Учителей древней неразделённой церкви. Это основное движение мысли Флоровского, совершаемое под девизом: «Вперёд — к Отцам!», генетически и логически связано с другими аспектами его концепции философии истории и конкретными исследованиями русской мысли.

Похоронили Г. В. Флоровского 11 августа 1979 г. в Принстоне, США.

Лососий Николай Онуфриевич (1870−1965 гг.), философ, основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Получил образование в Петербургском университете, окончив физико-математический и историко-филологический факультеты. С 1900 г. Л о секи й приват-доцент, с 1916 г. профессор Петербургского университета. В 1922 г. подвергся аресту и высылке из страны. В эмиграции профессиональная деятельность Н. Лосского проходила главным образом в Чехословакии, где он с 1922 по 1945 г. преподавал в университетах Праги, Брно и Братиславы. С 1946 г. Лосский в США, в 1947 г. избран профессором Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Уйдя в отставку в 1951 г., он до 1961 г. продолжал вести активную научно-философскую деятельность. Лосский разрабатывал мировоззрение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности. Но вместе с тем после длительной 30-летней духовной эволюции, подобно большинству русских идеалистов, пришел к твердому убеждению в истинности христианского учения, стремясь подкрепить и дополнить его философскими аргументами. Это относится и к его персоналистской позиции. Основные разделы философской системы Лосского: учение о предмете, методе и структуре философии; гносеология интуитивизма; идеал реалистическая, персонал истекая онтология и метафизика; философская психология и антропология; логика; теория свободы воли; христианская теономная этика; эстетика; социальная философия и социальная психология; история философии. Философия в определении Н. Лосского — это особая «наука о мире в целом». Её главная задача — «установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нём» .

Похоронили Н.О. Л осе ко го в пригороде Парижа на всемирно известном русском эми фанте ком кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа 24 января 1965 г.

Лосский Владимир Николаевич (1903;1958 гг.) — сын Н.О. Лоажого, богослов, историк церкви. В 1920;1922 гг. учился в Петроградском университете, с ноября 1922 г. в эмиграции: Прага, Париж. Учёба в Сорбонне. Был одним из организаторов Французского Православного института имени святого Дионисия, где читал курсы догматического богословия и церковной истории. Во время оккупации Франции Л осе кий — активный участник Сопротивления. С 1945 г. член редакционной коллегии журнала «Живой Бог», с 1947 г. участник ежегодной конференции англо-русского содружества имени святого Албания и преподобного Сергия в Абингдоне. С 1953 г. преподаватель догматического и сравнительного богословия на пастырских курсах при Русском Западноевропейском патриаршем экзархате. Участник Августиновского конгресса в Париже в 1954 г., II Оксфордской конференции по патрологии в 1955 г. В 1956 г. Владимир Лосский посетил СССР. В своей исследовательской деятельности он сочетал изучение патристики, западной религиозной мысли и византийского богословия, а главной целью считал сохранение единства Русской Православной Церкви и защиту интересов православия на Западе.

Скончался Владимир Николаевич в Париже 7 февраля 195 В г. Как строго канонический религиозный теоретик он по сей день считается авторитетом в среде представителей православной церковной мысли.

Зеньковский Василий Васильевич (1881−1962 гг.), философ, педагог, психолог, богослов и церковно-общественный деятель. Родился в Проскурове (ныне Хмельницкий) в семье учителя математики. В 1892-1900 гг. учился в Киевской гимназии. С 1900 г. он студент, затем приват-доцент, а после защиты магистерской диссертации (Москва, 1915 г.) профессор по кафедре философии Киевского университета святого Владимира. С 1901 г. Зеньковский участвовал, а с 1907 г. руководил психологической «семинарией» Г. И. Челпанова (из неё вышли ГГ. Шпет, П. П. Блонский и др.). С 1911 г. председатель Религиозно-философского общества в Киеве, в 1914 г. основал Киевское научно-философское общество. Был министром Исповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского, участвовал в Украинском Православном соборе (1918 г.). Большевистский Октябрьский переворот 1917 г. не признал и в 1919 г. эмигрировал в Югославию, где с 1920 по 1923 г. был профессором Белградского университета. С 1923 г. в Чехословакии, где три года руководил кафедрой экспериментальной и детской психологии в Русском педагогическом университете. В 1926;1927 гг. Зеньковский, получив Рокфеллеровскую стипендию, 9 месяцев провёл в США, изучая вопросы религиозного воспитания. С 1927 г. во Франции, где до конца жизни являлся профессором Православного богословского института в Париже. В 1942 г. Зеньковский принял сан священника (протоиерей). В 1944 г., после смерти декана Православного богословского института С. Н. Булгакова, Зеньковского избирают на эту должность. С 1923 по 1962 г. он — председатель Русского студенческого христианского движения (РСХД1.

Теоретическое наследие В. Зеньковского весьма разнообразно. Он много писал по вопросам психологии, педагогики, христианской философии, апологетики, истории философии, литературы и культуры. Многообразие научных интересов Зеньковского объясняется особенностями его мировоззрения, которое можно охарактеризовать как «православный универсализм». В «Очерке моей философской системы» он так излагает суть своих взглядов: «В ранние годы я находился под большим влиянием Вл. Соловьёва и Л. М. Лопатина, но постепенно мои взгляды стали меняться — и здесь решающими были для меня размышления над понятием «личности» … Если человек зависит от природы, от социальной среды, то всё же бесспорным является в нём факт свободы. Но акты свободы, коренясь в метафизической глубине человека, получают свою творческую силу лишь при сочетании с благодатной помощью «свыше» , — без этого они бессильны и почти всегда отдают человека во власть зла. Только используя богословское понятие «первородного греха», мы можем понять одновременно наличие свободы в человеке и ограниченность её. Раз будучи принятым, понятие первородного греха неизбежно привело меня к пересмотру основных начал метафизики, а затем гносеологии. Без понятия первородного греха нельзя понять раздвоение познавательной силы в человеке (раздвоение разума и сердца). Учение отцов Церкви о необходимости восстановления утраченного единства человеческого духа через Церковь привело меня к пересмотру всех философских построений в свете христианства, и я могу дать лишь одно наименование моим взглядам: «опыт христианской философии». Центральное место «личности» в системе Зеньковского делает понятным и его интерес к русской литературе, особенно к творчеству Гоголя, Достоевского, Толстого, Пушкина, Лермонтова, Розанова и другим, и к русской философии. Он — один из немногих русских мыслителей, которые в XX в. разработали целостную ф ил ософско-п еда готическую систему. Она представлена в таких сочинениях, как «Социальное воспитание, его задачи и пути» (М., 1918 г.), «Психология детства» (Берлин, 1923 г.), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (Париж, 1955 г.), «Русская педагогика XX века» (Париж, 1960 г.). Собственная философская система Зеньковского состоит из трёх разделов: гносеологии, метафизики и антропологии. Основной труд, который сделал его известным как философа — «История русской философии» .

Скончался Василий Васильевич в Париже 5 августа 1962 г.

Карсавин Лев Платонович (1882−1952 гг.), философ и богослов, историк-медиевист, поэт и публицист; один из ярких представителей Серебряного века и первой волны эмиграции. Родился в семье известного танцовщика и балетмейстера Мариинского театра П. К. Карсавина; младшая сестра — балерина Тамара Карсавина. Закончил исторический факультет Петербургского университета (1906 г.). В 1910;1912 гг. работал в библиотеках Италии и во Франции, затем защитил магистерскую (1913 г.) и докторскую (1916 г.) диссертации «Очерки религиозной жизни в Италии в Ж11—XI11 веках» и «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв.еках, преимущественно в Италии». Октябрьский переворот 1917 г. не признал, читал проповеди в храмах, являясь профессором Богословского университета. В 1922 г. в течение нескольких месяцев был выборным ректором Петроградского университета, в котором до этого работал профессором. Участвовал в работе Петроградского философского общества и Вольной философской ассоциации (Вольфила). Арестован 16 августа 1922 г. органами ГПУ в Петрограде. 19 октября из-под стражи освобождён и постановлением 1-го спецотделения СОЧ ПГО ГПУ от 10 ноября 1922 г. выслан за границу. С 15 ноября 1922 г. в эмиграции. Жил в Германии в Берлине с 1922 по 1926 г. В этот период сближается с евразийцами (с ПЛ. Сувчинским) и переезжает во Францию (Париж, 1926;1927 гг.). Там участвует в работе «Евразийского семинара», сотрудничает в Евразийском книгоиздательстве и газете «Евразия». Были изданы его работы «Святые отцы и учители. Раскрытие православия в их теориях» (1926 г.) и «Церковь, личность и государство» (1927 г.). В 1927 г. его пригласили в Литву, где он возглавлял кафедру истории Каунасского университета до 1946 г., продолжая параллельно философское творчество: вышли его книги «Ideen zur christisichen Metaphysik» (1928 г.), «О личности» (1929 г.), «Поэма о смерти» (1931 г.). Философское мировоззрение Карсавина развивалось в русле метафизики всеединства. При этом категорию «всеединства» под влиянием святоотеческой литературы (Григорий Нисский, Максим Исповедник и др.) он дополнил понятием «триединства», представляющим сотворенное бытие как отражение божественной троичности (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой) и вместе с тем как диалектический процесс, включающий этапы «первоединства», «саморазъединения» и «самовоссоединения». Подобный подход сказался на философии истории и учении о личности — центральном в его философском творчестве. Весь мир в представлении Карсавина — это всеединая симфоническая личность или иерархическое единство симфонических личностей разного порядка (семья, социальная группа, народ). Идеи Карсавина получили развитие и преемственность в философии и богословии Владимира Лосского. В 1949 г. Карсавин был арестован и заключён в ИТЛ МГБ города Абезь Интинского района Республики Коми.

Погиб Лев Платонович, находясь в этом лагере, от туберкулёза 20 июля 1952 г.

В ноябре 2007 г. в Москве в университете им. М. В. Ломоносова была проведена международная научная конференция «Л. П. Карсавин — поиск лица и вселенскость личности», посвященная 125-летию со дня рождения мыслителя, материалы которой значительно расширили знания о личности и деятельности Льва Платоновича.

Кизеветтер Александр Александрович (1866−1933 гг.), историк, мыслитель. Профессор Московского университета. Являлся членом партии кадетов и 29 октября 1918 г. был арестован ВЧК как заложник. 5 декабря 1918 г. Президиум коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией постановил: как бывшего члена ЦК партии кадетов оставить в заключении. 11 февраля 1919 г. Коллегия юридическо-следственного отдела постановила: осужденных по данному делу освободить, дело сдать в архив. С февраля 1919 г. Кизеветтер заведует отделением Государственного архивного фонда. 25 марта 1920 г. вновь арестован секретным отделом VOO ВЧК. 24 апреля 1920 г. освобождён до суда. На основании амнистии от 1 мая 1920 г. дело прекращено. 16 августа 1922 г. его арестовывают по ст. 57 УК РСФСР, предъявив обвинение в том, что «он с момента Октябрьского переворота и до настоящего времени не только не примирился с существующей в России Рабоче-крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, причём в моменты внешних затруднений РСФСР усиливал свою деятельность». Кроме того, в ВЧК приписали, что он являлся одним из духовных лидеров правых кадетов. На момент ареста Кизеветтер работал профессором Московского университета и был заведующим Центральным архивом ВСНХ. Постановлением Коллегии ГПУ от 25 августа 1922 г. его выслали из страны за границу бессрочно.

1 февраля 1993 г. на основании п. 3 «б» ст. 5 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» Кизеветтер был реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ.

Степун Федор Августавич (1884−1965 гг.), философ, историк, культуролог, писатель. В 1900 г., после окончания реального училища — вольноопределяющийся Мортирного дивизиона Московского военного округа. В 1902;1910 гг. изучал философию в Гейдельбергском университете в Германии под руководством В. Виндельбанда, являлся убеждённым неокантианцем и одновременно «с самого начала искал путей к религиозно-мистическому дополнению трансцендентальной философии». Докторская диссертация Степун, а посвящена русской историософии (W. Solowjew. Leipzig, 1910). В 1910 г. он возвращается в Россию, печатается в философских («Логос», «Труды и дни»), общественно-политических, литературных («Русская мысль», «Северные записки») и театральных («Студия», «Маски») журналах, что определило основную тематику его исследований — отношение творчества к жизни и культуре и способы его реализации. В 1910;1914 гг. один из редакторов международного философского журнала «Логос». С октября 1914 г. по февраль 1917 г. — прапорщик 12-го стрелкового артиллерийского полка. С февраля по май 1917 г. — депутат Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов от Юго-Западного фронта. С мая по июнь 1917 г. — глава культурно-просветительного отдела при Политуправлении Военного министерства, с июня по сентябрь — начальник Политуправления при Военной комиссии Временного правительства. С мая по октябрь 1917 г. — редактор журнала «Инвалид» (осенью 1917 г. переименованного в «Журнал армии и флота Свободной России»). Его дважды арестовывали спецорганы в октябре 1917 г. и летом 1918 г., но освобождали. Благодаря содействию наркома просвещения A.B. Луначарскому, Степун смог оставить военную службу. С конца лета 1918 г. он сотрудник культурно-философского отделения газеты «Возрождение», возглавляемой И. Эринбургом. С весны 1919 г. — член трудовой коммуны в бывшем имении родственников жены. В начале 1922 г. организует литературно-философский сборник «Шиповник» (вышел только один номер). В этом же году по постановлению СНК был выслан из Советской России за границу в ряду других выдающихся представителей Отечества. В эм и фации, находясь во Франции и Германии, являлся одним из редакторов журнала «Новый фад» (1931;1940 гг.), сотрудничал во многих эмифантских изданиях — «Новый журнал», «Возрождение» и других. Во время 2-й Мировой войны занимал патриотическую позицию. В 1944 г. во время бомбардировки Дрездена союзнической авиацией были уничтожены библиотека и личный архив Степуна. С 1946 г. жил в Мюнхене и возглавлял специально созданную для него кафедру истории русской культуры в университете. Главной тематикой его исследований становится русская история и культура как выражение русской духовности («Большевизм и христианское существование», «Достоевский и Толстой: христианство и социальная революция»). Степун активно включился в жизнь второй волны русской эмиграции: руководил Русским студенческим христианским движением, был одним из организаторов «Товарищества зарубежных писателей». Публиковался в журналах «Новый журнал», «Грани», «Мосты», «Опыты», «Воздушные пути». Отмечен высшим знаком отличия ФРГ за вклад в развитие русской и европейской культуры. Главной задачей философии Степун считал «узрение» Абсолюта, который он представлял в традиции Вл. Соловьёва как положительное всеединство. Скончался Фёдор Августович 23 февраля 1965 г. в Мюнхене.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой