Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Роль педагога в развитии творческих способностей детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В младшем школьном возрасте закладываются основы творческой учебной деятельности ребенка, умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Анализ работ Л. С. Выготского позволил сделать вывод о том, что необходимо расширять опыт ребенка, если необходимо создать достаточно прочные основы для творческой учебной деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал… Читать ещё >

Роль педагога в развитии творческих способностей детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Период младшего школьного возраста, очень ответственный путь для педагогов и родителей.

Творческая деятельность младшего школьника — это деятельность, которая создаёт принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящие к новым идеям и открытиям, живущих только в самом человеке, т. е. форма самостоятельной деятельности, которая приводит к новому. Воспитывается способность разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно и грамотно.

Взаимодействием между учителем и учеником служит педагогическая поддержка. Она направлена на развитие субьектности, саморазвития и самореализации, формирующие эмоционально-волевую сферу, стимулирующее развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

Для развития ребенка личностных качеств участвует как школа, таки семья. Задача семьи состоит в том, чтобы обратить внимание на способности ребенка, поддержать и развивать в нужном направлении.

Задача педагога — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, развить творческие способности. Педагог действует как организатор самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся, чтобы эти способности были реализованы и впоследствии будущей профессиональной деятельности. Для достижения этой цели педагог использует методы, приемы и формы работы, способствуя всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Творческие способности — синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственны склонность к творчеству и фантазированию; повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познавать все новое и умение радоваться жизни; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира. Творческие способности у младших школьник — это некая помощь, саморазвития, восприятия окружающего мира, познания себя и своих способностей.

В начальной школе можно встретить детей, которые сами подбирают дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят ответы в различных областях знаний. В этом возрасте у них развита способность к умозаключениям с помощью игровой деятельности и легко относятся к окружающему миру. Педагог преподносит детям интересно знания, а ученики легко усваивают эти знания. Такая форма работы дает возможность разглядеть творческие способности учащихся, обратить внимание на них и подбирать методы формы работы в поддержке и развитии этих способностей. Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно эта главная задача, которая стоит перед современным педагогом.

Младшим школьникам характерно добровольно совершать самостоятельно творческие действия, например, изображать, лепить, рисовать, конструировать и т. д. Такая активность позволяет учителю улаживать наиболее трудные задачки, обнаруживать творческие личностные особенности. Педагог ориентируется на собственные исследования процессов и явлений, стремление учеников к доказательности решаемых задач, упорство в достижении активной творческой деятельности.

Так же важна коллективная работа детей. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

Из выше изложенного следует, что для формирования творческой активной личности, способной к саморазвитию, учителем используется следующее:

развитие творческой активности;

включение учащихся в творческую деятельность;

использование методов проблемного обучения;

развитие качеств творческого мышления:

самостоятельность, критичности ит.д.

В качестве педагогических условий развития творчески способностей детей выделяется организационно-ориентационная среда:

создание ориентационного поля развития;

Обогащение среды, как следствие стимулирования общего развития школьника;

возбуждение в ребенке интереса как фактора стимулирования его активности;

творческое участие школьника в деятельности, дающее возможность самопознания, самореализации;

организация и самоорганизация ребенка.

У каждого учителя свой педагогический стиль, ориентированный на темп учебной деятельности учащихся, ее результативность, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных и производственных ситуациях.

Для творчески активного учителя характерны:

высокий уровень организации занятий;

бережное отношение к своему времени и времени учащихся;

целесообразный подбор учебно-производственных работ;

высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный дух, нацеленность на качество результатов труда;

деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью;

строгая требовательность к соблюдению правил техники безопасности труда.

Одним из важных критериев педагогического мастерства, умение устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения сучащимися и с членами педагогического коллектива. Такие отношения являются условием нормального педагогического процесса. И еще важнейшим критерием является педагогический такт — чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что делает учитель. Он основывается на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивости, и доброжелательном отношении к ним[9].

Существуют некоторые критерии педагогического такта:

Доверие (без попустительства);

рекомендации и совета — без навязчивости;

простота в общении;

воздействие в форме предложения, советов;

не подавляя самостоятельности действовать внушением и требованием;

требовательность тона, доброта и доброжелательность, но настойчиво;

ирония и юмор;

настойчивость, но без упрямства;

требовательно, но без придирки;

последовательность требований — не колеблясь и без отмены своих решений;

быстрота принятия решения;

внимательность к учащимся — без лишней опеки, без подчеркнутого наблюдения за ними;

спокойная уравновешенность и сосредоточенность.

Творческое развитие отвечает принципам гуманизации школы, как одному из направлений модернизации образования на современном этапе. Творческая деятельность учащихся протекает эффективней при хороших взаимоотношениях с педагогом.

Характер и формы сотрудничества учеников и педагогов отталкивается следующих факторов:

  • — содержание творческой деятельности;
  • — целенаправленность творческой деятельности;
  • — методы и средства обучения.

Основой для развития творческой деятельности может и служить проектно-исследовательская работа. Она является одной из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Тем самым она расширяет горизонты в педагогической практике и открывает путь, показывающий, как перейти от теории к практике.

Педагог, правильно понимающий проектную деятельность, осознанно наводит учащихся реализовывать свой творческий потенциал:

заявляет общий замысел, создает положительный настрой;

определяются темы и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности с максимальной помощью учителя позднее с нарастанием ученической самостоятельности.

Реализация творческого процесса проходит с помощью определенных умений и навыков, которые ребенок получает на занятиях по изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, на занятиях познавательного цикла, при наблюдении детей за окружающей жизнью. Развитие на специально организованных занятиях способов «вслушивания» в образный мир искусства, в звуки краски природного и предметного мира — это есть путь, по которому развивается творчество. В. А. Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка.» [40].

Педагогическое мастерство формируется в процессе активного творческого педагогического труда. Основой являются глубокие и разносторонние знания в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения. Обладающий высоким педагогическим мастерством, педагог правильно и рационально должен организовывать учебный процесс: применять разнообразные методы обучения в комплексе, сочетать различные формы обучения, учитывать индивидуальные способности учащихся.

Психологическая направленность и педагогические приемы учителя самое главное в педагогическом мастерстве. Наиболее важным является понимание тех трудностей, испытывающие учащимися, где они больше всех ошибаются и воздействовать таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки. Любое действие должно находить справедливую оценку. Важным проявлением педагогического мастерства является умение побуждать к правильным действиям, поведению, активной сознательной деятельности.

Для правильного восприятия воспитанников той или иной операции, они для начала должны представить итог данного задания. Демонстрируя готовый результат, педагог рассказывает историю данного образа с помощью интересной презентации, его назначение, тем самым стимулируя воспитанников на творческую работу. Детям воочию дается видеть результат образа творческой деятельности для стимуляции в ответ их активного творческого действия. Одним из важных аспектов является участие детей со своим творчеством на выставках. С помощью выставки ученики сопоставляют свои возможности и чувствуют атмосферу, вдохновляющую на создание новых оригинальных изделий.

В младшем школьном возрасте закладываются основы творческой учебной деятельности ребенка, умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств [14]. Анализ работ Л. С. Выготского позволил сделать вывод о том, что необходимо расширять опыт ребенка, если необходимо создать достаточно прочные основы для творческой учебной деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях его будет учебная деятельность. Современные исследования показывают, что обучение младших школьников в игровой форме, особенно если оно осуществляется при умелом руководством взрослых, способствует развитию у них творческого воображения. В игровой деятельности раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Педагог, наблюдающий в этой деятельности за ребенком, получает для себя богатый материал и помощь найти правильный подход к каждому ребенку [3]. Игры составляются таким образом, чтобы в них было и содержание, и воспитывающий эффект. В этих играх дети знакомятся с определенным кругом явления из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности. Существенный фактор, который влияет на направленность обучения и воспитания младших является художественная литература и произведения изобразительного искусства.

Эстетические переживания детей неизменно связаны с внешним действием. Предложенный автором образ, ребенок мысленно его просматривает, принимает участие в его жизни, т. е. все действия он постигает через внешние действия. С помощью своего воображения, ребенок превращает в реальность все, что происходит с образом, сопровождая книгами, картинками и другими внешними стимулами. В связи с этим особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в рисовании, в драматизации, а также в поисках самостоятельных решений [4]. Такие художественные произведения по-разному влияют на учебную деятельность. Одни вызывают желание сразу развернуть беседу по сюжетам, другие подсказывают новые образы, эпизоды, которые вплетаются в прежний опыт учащихся, третьи помогают детям правильно передать внешний вид изучаемых образов. Индивидуальные особенности и проявляются в произведении действительности, как ребенок их воспринимает, создается образ в зависимости от этих особенностей, а также сказываются особенности его личности и художественного воображения [5]. Творчество детей делает богаче художественная и документальная литература, а также способствуют развитию креативности [14]. У учащихся появляется устойчивый интерес к определенным дисциплинам. Вспоминая образы определенного художественного произведения, ребенок сосредотачивает и пускает в действие свою мысль. Качественно новая информация, которая поступает через знакомство с произведениями искусства, ее закрепление в учебной деятельности в форме игры расширяет кругозор детей, обогащает знаниями о реальной деятельности. Художественные и документальные произведения, изделия изобразительного искусства служат подспорьем педагогу для сознательного отношения детей к изучению необходимого материала, устойчивого, глубокого интереса к нему[6].

На сознательное отношение к учебной деятельности влияет творческое воображение. Оно становится более целенаправленным и богатым.

Выдвигался тезис о непрерывном единстве творческого и интеллектуального развития ребенка и делает предположение, что определенный уровень развития интеллекта является непременным условием для творчества. Данная гипотеза была доказана в исследованиях, что младшие школьники более восприимчивы к специальному обучению, направленному на творческий потенциал. Они передают отдельные действия, внешний вид героя, его чувства, эмоции, характер и глубину отношений, общественного смысла деятельности. На эстетическое воспитание детей большое влияние оказывает знакомство с книгами и картинами. Это проявляется через устойчивое внимание, сопровождается эмоциональными реакциями, возникает потребность в новых знаниях, которые и познаются через художественные произведения. Это отражается в учебной и внеурочной деятельности и проявляется в способности детей творчески подходить к решению задач и выполнению различных упражнений [7]. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать обучение увлекательным, насыщенным действиями. В игровом обучении детям представляется возможность комбинировать подражания и выражения своих мыслей и чувств, что способствует развитию самостоятельности, непосредственности. Очень важно давать детям простор детской инициативе. Учитель, обучая и воспитывая, должен помнить, что нужно сохранять детскую непосредственность, поддерживать и развивать инициативу, развивать радость к обучению. Из приемов обучения и воспитания следует исключить всякого рода принуждение, не придумывать за него способы и решения. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. В творческом обучении важно наблюдать за каждым учеником в отдельности. Порой только в наблюдении можно разглядеть свои склонности, переживания, личностные особенности и возможности.

В педагогике существует метод, который разработан иапробирован в исследованиях — развитие и обучение в игровой форме.Л. С. Выготский, рассматривая игру как творческуюдеятельностьвоображения, подчеркивал, что ребенок в игре создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому[5].

Игровой вид деятельности способствует формированию психических свойств и способностей, которые для него необходимы, без которых не могут быть усвоены и реализованы специфические для него мотивы, задачи, средства и операции [21]. Совместные игры педагога с детьми направлены на передачу жизненного опыта. Современное изменение предметно-обучающей среды с учетом обогащающего жизненного и учебного деятельности. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в обучении новых знаний, способов решения задач, способствующего вступать детей в контакт. Эти компоненты способствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства обучением. Авторы отдают предпочтение косвенным методом, утверждая. Что учеба с самого начала организуется как самостоятельная деятельность детей. Особой значение уделяется постановки учебной задачи (связан с развитием способности актуальности опыта, имеющийся у ребенка, полученный как в учебной, так и внеурочной деятельности), когда дети упражняются в придумывании для себя новых задач и решений. Метод создания ситуаций «мозгового штурма» — это метод, который предполагает совместное обсуждение с детьми возникшей в процессе обучения проблемы путем постановки вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем. Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческий потенциал ребенка[32].

Следовательно, педагог использует методы на развитие творческого мышления, учит нестандартно подходить к решению проблемы, тем самым развивая творческие способности. Творческие способности не даются от рождения на пустом месте. Для них нужны соответствующие условия. Необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей. Важную роль играет систематичность и последовательность. Отрывистая, несистематическая работа не может привести положительному результату. Творчески работающий учитель может воспитывать творчески мыслящих учеников. Беря во внимание способности разных уроков для развития творческой деловитости, педагог по возможности воплощает принцип реализации межпредметных связей.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам рассматривать творческую активность младшего школьника как высшую ступень познавательной деловитости, владеющими некоторыми чертами: подневольность от степени развития репродуктивной деловитости и познавательных действий, индивидуальный нрав. Творчество при обучении возможно, если инициатива в обучении принадлежит ребенку. Меньший школьный возраст является классической парой нравственных идей и верховодил. Учащийся способен сформировывать свои личные нравственные идеи и жаждет конкретно к тому, что нужно делать. И в этом должен принимать участие педагог, обучая младших школьников с помощью различных методов, тем самым не разрушая инициативу и свободу выбора.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой