Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Общая характеристика развития речевого общения у детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким характеристикам, как развитый речевой слух; четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание); знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма… Читать ещё >

Общая характеристика развития речевого общения у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

  • * Нормально развивающийся ребенок данного возраста активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми;
  • * Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными;
  • * Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека.

Развитое восприятие, наличие познавательных интересов дает серьезный толчок для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Основной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах данной области. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в здоровой, культурной обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие. Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. Но семья по-прежнему играет главную роль в воспитании ребенка, и от ее настроя зависит, насколько эффективным будет педагогическое воздействие дошкольного образовательного учреждения на речевое развитие ребенка.

Родителям на данном этапе речевого развития не хватает специальных знаний. Педагоги владеют всеми необходимыми методиками для успешного развития речи каждого ребенка и подготовки его к школе.

Только согласованные действия родителей, воспитателей и логопедов (если такой специалист есть в детском саду) могут привести к блестящему результату в речевом развитии детей. А для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения.

Уровень речевого развития старшего дошкольника позволяет ему приступить к серьезному этапу — овладению письменными формами речи (чтением и письмом).

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким характеристикам, как развитый речевой слух; четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание); знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма; сформированные пространственные представления и ориентировки (что особенно важно для овладения письмом) и др. Необходимо помнить, что умение читать и писать не является показателями развития ребенка. Чтение и письмо — это сложные навыки, которыми ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути. Они обеспечивают успешное и полноценное последующее развитие.

Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

Задумываясь о будущем ребенка, взрослые стремятся как можно раньше познакомить его с буквами и научить читать, наивно полагая, что умение читать способствует интеллектуальному развитию, раннему накоплению знаний и будущему успешному определению жизненного пути человека. На наш взгляд, крайне важно понять: умение читать, сформированное в дошкольном возрасте, постоянные упражнения в технике чтения, призывы, а то и приказы самостоятельно читать книги дают обратные результаты. Необходимо не техническое, а психологическое формирование читателя в дошкольнике. Общение ребенка с книгой нужно организовать как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы, многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Развитие интереса к книге должно стать приоритетом в системе образования дошкольников.

Если ребенок научился читать, взрослый не должен оставлять его наедине с книгой, он по-прежнему читает ему и вместе с ним беседует о прочитанном, обращает внимание на художественные особенности текста, учит ребенка ориентироваться в мире литературы.

Входя в жизнь человека в раннем детстве, будучи правильно понятой грамотным читателем, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений, не давая воспитанию исчезнуть из системы развития личности, ибо эстетически воплощенные педагогические идеи воспринимаются глубже, терпимее, осознаннее. Самостоятельное размышление над поступками героя, их оценка, подражание им как метод педагогического воздействия для ребенка привлекательнее и интереснее, нежели иные, отвлеченные, словесные методы формирования нравственных убеждений. Задумываясь о будущем ребенка, взрослые стремятся, как можно раньше познакомить его с буквами и научить читать, наивно полагая, что умение читать способствует интеллектуальному развитию, раннему накоплению знаний и будущему успешному определению жизненного пути человека. На наш взгляд, крайне важно понять: умение читать, сформированное в дошкольном возрасте, постоянные упражнения в технике чтения, призывы, а то и приказы самостоятельно читать книги дают обратные результаты. Необходимо не техническое, а психологическое формирование читателя в дошкольнике. Общение ребенка с книгой нужно организовать как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы, многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Развитие интереса к книге должно стать приоритетом в системе образования дошкольников. Если ребенок научился читать, взрослый не должен оставлять его наедине с книгой; он по-прежнему читает ему и вместе с ним беседует о прочитанном, обращает внимание на художественные особенности текста, учит ребенка ориентироваться в мире литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой