Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психолого-педагогические особенности организации трудового воспитания и профориентационной работы с младшими школьниками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основываясь на результатах исследования развития и воспитания личности младшего школьника в целях ориентации на профессию педагога, строителя и работника сельского хозяйства, можно сделать определенные заключения. Подготовка учеников к выбору профессии педагога является одной из сложных задач во всей системе профессиональной ориентации. Прежде всего, учитель должен выявить учеников… Читать ещё >

Психолого-педагогические особенности организации трудового воспитания и профориентационной работы с младшими школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В младшем школьном возрасте основное воздействие на развитие и воспитание личности ребёнка оказывают жизненный опыт, родители, учителя начальных классов и его собственная активная деятельность. Педагоги, психологи и врачи, признавая важность раннего детства для развития и воспитания личности ребенка, исходят из того, что в любой период жизни, возможно, оптимально развить ребенка и преодолеть возникшие у него ранние недостатки. Если что-то упущено в дошкольном возрасте, когда семья выступает как центральный фактор воспитания малыша, то восполнить упущенное можно в школьные годы. Но все, же необходимо учитывать, что каждый возраст предоставляет оптимальные возможности для становления определенных свойств личности. Исследования по проблемам выбора школьниками профессии свидетельствуют, что дошкольное развитие и воспитание личности ребенка в семье влияет на выбор технических профессий, поэтому большинство школьников выбирают технические профессии уже в детстве. Особенно сильно изменяется личность в возрасте 5−6-7 лет [18].

Развитие и воспитание младшего школьника происходит в основном в учебной деятельности. Главные организационные формы развития и воспитания личности младшего школьника: учебный урок; предметные, технические, художественные кружки; общественная и общественно полезная работа. Именно на уроках раскрываются и развиваются интересы и способности, свойства психических процессов, характер и темперамент, нравственные качества, ценностная ориентация, отношение и направленность каждого ученика. Дети учатся работать, приобретают знания, умения, навыки, развивают все свойства личности.

У младшего школьника совершенствуются все психические процессы и функции: развивается привычка выполнять любую работу внимательно, происходит перестройка в приемах и способах наблюдения, обогащаются представления, память приобретает логический характер, интеллектуальные операции становятся более абстрактными и сложными. Укрепляется относительная уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Закрепляется вторая сигнальная система, которая способствует непосредственному и опосредованному познанию действительности и логическому мышлению. В процессе учебной деятельности у младшего школьника формируются черты характера: организованность, систематичность, целеустремленность, дисциплинированность, трудолюбие [22].

На развитие познавательных и профессиональных интересов, способностей, нравственных и волевых свойств личности младшего школьника влияет работа в предметных, технических, спортивных и художественных кружках и секциях. Занятия в кружках и секциях помогают младшим школьникам определить и развить свои интересы и способности, оценить значение полученных на уроках знаний, умений и навыков. Развитию практических и организаторских способностей, становлению жизненной позиции способствуют общественная и общественно полезная работа. На классных часах младшие школьники учатся выражать свои мысли, оценивать общественную работу свою и товарищей. Ученики ремонтируют учебно-наглядные пособия, ухаживают за парком и посадками, летом работают на пришкольном участке. Многообразная общественная и общественно полезная работа углубляет интересы учеников, возбуждает положительные эмоции, расширяет возможности практически ознакомиться с разными профессиями.

Действенное средство воспитания личности младшего школьника в начальной школе — личный пример учителя начальных классов, который воспитывает у своих учащихся трудолюбие, дисциплинированность, четкость в работе, идейность, принципиальность, честность, патриотизм, целенаправленность, самоотверженность, требовательность, уважение к товарищам и взрослым и другие положительные качества личности. Особой задачей учителя начальных классов является развитие и формирование любознательности, познавательных интересов ученика, создание условий для упражнений, работы, способствующих всестороннему развитию личности учащегося.

Большую роль в развитии и воспитании младшего школьника играет коллектив. Очень важно, чтобы дети с первых лет обучения испытывали радость и интерес в школьной среде. В младших классах учитель не только учит детей на уроке, он организует игры на перемене, проводит беседы, определяет цель, задачи и стиль работы школьного коллектива, выявляет среди детей лидеров и направляет их воздействие на других членов коллектива с целью активизации учащихся младших классов в учебной и общественной работе. В коллективе формируется идейная направленность ученика, организуется его деятельность и поведение, воспитывается характер [18].

Полноценное трудовое воспитание детей невозможно без тесной взаимосвязи школы с родителями. В семье младшеклассник проводит большую часть времени, и особую роль в его развитии и воспитании играют родители. Учитель должен регулярно общаться с родителями ученика и через них оказывать необходимое влияние на воспитанника. Очень важно, чтобы не было расхождений между требованиями родителей и учителей начальных классов. Большое значение в трудовом воспитании младшего школьника имеет его работа в семье. Ребенок должен помогать членам семьи, учиться выполнять различные поручения, это поможет ему приобщиться к общественно полезному труду.

В младшем школьном возрасте дети желают быть взрослыми и мечтают о различных профессиях. Исследования по проблемам выбора профессий свидетельствуют, что в начальных классах примерно 10% школьников выбирают технические и 9% —гуманитарные профессии. В 2012 г. из всех выпускников, которые предпочли профессию педагога, 80% выбрали ее до 5 класса, 9% —в детстве, 45% —в первом классе [27].

В целях профессиональной ориентации младших школьников очень важно знакомить их с разными видами труда, профессиями, наиболее распространенными в районе, городе, а также изучать и развивать учебные и профессиональные интересы и способности учащихся, создавать условия для проверки на практике интересов и способностей детей.

Наблюдения за развитием и воспитанием личности младшего школьника показывают, что на каждой возрастной ступени возникают новые свойства личности, что каждый этап ее развития и воспитания требует соответствующего уровня творческой деятельности ученика. Игра, учеба, начальный обслуживающий и общественно полезный труд — в младшем школьном возрасте.

Развитие личности — сложный и противоречивый процесс совершенствования всех ее свойств. Воспитание личности — целенаправленная деятельность, способствующая развитию личности, — зависит от определенных объективных условий и субъективных предпосылок, заключенных в самом человеке, поэтому в процессе трудового воспитания младшеклассника важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика. Младшие школьники отличаются друг от друга направленностью, отношением, моралью, опытом, психическими процессами, индивидуально-типологическими особенностями, характером, способностями. Учитель начальных классов должен знать основные, существенные индивидуальные особенности ученика, чтобы определить оптимальные условия воспитания, подход в воспитании личности [11].

Основные средства воспитания всесторонне и гармонически развитой личности объединены в системе школьной учебы и воспитания. В младшей школе на ученика оказывает влияние воспитывающее обучение, общественная деятельность, общественно полезный и производительный труд, коллектив. Основные методы воспитания: игра, практические упражнения, учеба, работа, образец, побуждение и наказание, внушение и убеждение, а также личный пример учителей и родителей.

Основываясь на результатах исследования развития и воспитания личности младшего школьника в целях ориентации на профессию педагога, строителя и работника сельского хозяйства, можно сделать определенные заключения. Подготовка учеников к выбору профессии педагога является одной из сложных задач во всей системе профессиональной ориентации. Прежде всего, учитель должен выявить учеников с педагогическими способностями, изучить их личности, развить и углубить интерес к педагогике, создать условия для проверки возможностей этих учеников в работе с младшими школьниками, привлечь их к школьному самоуправлению, чтобы развить элементарные педагогические умения.

Уже в первом классе такие личностные качества учителя, как преданность своему делу, любовь к детям, способность расположить ученика к себе, тактичность, вдумчивость, справедливость, культура и гуманность, являются образцом для ученика, а сам учитель становится его идеалом. Ориентация на профессию педагога должна быть целенаправленной с первого класса, чтобы глубже ознакомить учеников со спецификой работы учителя, ее трудностями, требованиями, создать представления о педагогике и психологии, их роли в изучении и развитии личности человека. В начальной школе, когда начинают подготовку учеников к выбору профессии педагога, выделяют группу школьников, которых привлекают к занятиям и играм педагогического характера. Например, в играх «в детский сад», «в школу» ученики попеременно исполняют роль учителя или воспитателя [12].

Современная школа является центром всей профессиональной ориентации учащихся, развития и воспитания их способностей и интересов к педагогике.

Ориентация младших школьников на профессию строителя начинается в начальной школе, где на уроках и внеклассных занятиях ученики знакомятся с соответствующими профессиями и работают с различными механическими и строительными конструкторами.

Прямая профессиональная ориентация на сельское хозяйство начинается в семье под руководством родителей, когда ребенок начинает понимать значение своего труда, видит отношение взрослых к сельскохозяйственным специальностям. Продолжается эта работа на уроках природоведения и трудового обучения в начальной школе и получает конкретное воплощение во время летней практики на пришкольном участке. Знания, умения и навыки, интересы, склонности, способности и характер школьника развиваются в его конкретной практической деятельности.

Согласно с реализуемой в начальной школе программой по профессиональной ориентации уже с первого класса на уроках, в процессе внеклассной и внешкольной работы учащихся младших классов знакомят с сельскохозяйственными профессиями, изучают их интересы и способности, формируют понимание значения развития сельского хозяйства. Все это способствует тому, что дети рано начинают думать о выборе профессии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой