Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных УУД на уроках литературного чтения при работе со сказками о животных и баснями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качества средства проверки уровня сформированности УУД использовали составленные нами диагностические работы: № 1 (содержит задания, связанные с теорией сказок о животных и басен), № 2 (включает задания на работу с конкретной русской народной сказкой о животных), № 3 (состоит из заданий, направленных на умение работать с конкретной басней о животных) (материалы диагностических работ… Читать ещё >

Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных УУД на уроках литературного чтения при работе со сказками о животных и баснями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание опытно-экспериментальной работы и анализ её результатов

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми, в 3 «В» классе. Количество учащихся — 22 (10 девочек и 12 мальчиков). Учащиеся обучаются по программе РО Д. Б. Эльконина / В. В. Давыдова.

Среди всех познавательных УУД мы выбрали умения по овладению учебными действиями анализа и интерпретации художественных действий. В диагностических работах все задания направлены на проверку уровня умения, которые подразумевают в себе действия анализа и интерпретации.

В качества средства проверки уровня сформированности УУД использовали составленные нами диагностические работы: № 1 (содержит задания, связанные с теорией сказок о животных и басен), № 2 (включает задания на работу с конкретной русской народной сказкой о животных), № 3 (состоит из заданий, направленных на умение работать с конкретной басней о животных) (материалы диагностических работ в приложениях 4, 5, 6).

Каждая диагностическая работа имеет спецификацию (приложение 7) и ключи с предположительными ответами учащихся (приложение 8).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Учащимся были выданы диагностические работы. Диагностические работы № 1 и 2 были рассчитаны на 30−40 минут, № 3 — на 20 минут. Учащиеся самостоятельно выполняли задания на приготовленных бланках с заданиями. Если затруднялись ответить, то рядом с заданием ставился знак вопроса.

После проведения диагностических работы бланки с ответами были собраны и подверглись качественной и количественной обработке. В ходе анализа результатов мы получили следующее.

По каждой диагностике представлены 2 количественных (результаты работы по каждому ученику и результаты качества выполнения каждого задания в процентном выражении) и 1 качественный (описание ответов на каждый вопрос и количество ответивших) анализы.

Результаты диагностической работы № 1.

Количество диагностируемых: 19 учащийся.

Количество баллов: 28,5; 22; 21,5; 17; 16,5 (2); 15,5; 15; 14; 13 (2); 12,2; 12; 10,5 (2); 8; 6; 5; 4,5.

В результате нами были проведены: количественный анализ (таблица 4), анализ качества выполнения (таблица 5) и качественный анализ.

Таблица 4.

Результаты диагностической работы № 1 (количественный анализ).

Номер задания / ФИ.

Блок А.

Блок Б.

Блок В.

Суммар балл.

Даша Г.

3,5.

28,5.

Кира М.

3,5.

0,5.

Полина Л.

;

1,5.

;

;

;

21,5.

Даша К.

Данил Н.

;

2,5.

16,5.

Женя У.

5,5.

;

;

;

;

;

;

16,5.

Кирилл Б.

0,5.

15,5.

Лиза З.

Ульяна З.

;

;

;

;

;

Артём П.

;

;

;

;

;

Рома Н.

Маша Б.

;

0,2.

12,2.

Коля М.

0,5.

1,5.

Матвей Л.

0,5.

10,5.

Лиза Н.

0,5.

10,5.

Варя С.

;

;

;

;

;

;

;

Андрей М.

0,5.

0,5.

;

;

;

;

;

Мира М.

Сева А.

0,5.

;

;

;

;

;

4,5.

Максимальный балл — 42 и более.

Прим. 1. «0» — ответ неверный, «-» — задание не выполнено, «?» — поставлен знак вопроса.

Прим. 2. Результаты учащихся расположены в порядке убывания.

Таблица 5.

Результаты качества выполнения диагностической работы № 1.

Номер задания.

Умение.

Процент выполнения задания.

Блок А.

Умение давать определение жанру литературы.

68,42%.

Умение классифицировать народные сказки.

52,63%.

Умение выделять отличительные признаки жанра.

39,47%.

Умение выделять персонажей сказок и их характерные признаки.

30,79%.

Умение ориентироваться в круге детского чтения.

73,68%.

Умение ориентироваться в круге детского чтения.

0,00%.

Блок Б.

Умение давать определение жанру литературы.

26,31%.

Умение выделять отличительные признаки жанра.

5,26%.

Умение выделять основные части произведения.

10,52%.

Умение ориентироватся в круге детского чтения.

13,69%.

Умение выделять характерные признаки персонажей.

16,84%.

Умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

31,57.

Блок В.

Умение соотносить произведение и жанр

50,00%.

Результаты диагностической работы № 1 (качественный анализ)

Блок А.

Задание 1. Задание направлено на умение давать определение жанру «народной сказки». 14 учащихся ответили, что народная сказка — это сказка которую придумал (написал, сочинил) народ. У пяти человек нет конкретного определения, иногда слова не связаны друг с другом.

Задание 2. Учащимся необходимо было дать классификацию народных сказок. Разделение сказок на волшебные, бытовые, о животных сделали 9 учащихся. По двое учеников ответили, что народные сказки делятся на народные, бытовые, фантастические; о животных и о людях.

По одному человеку выделяют народные, бытовые, волшебные, русские; народные и авторские; волшебные, житейские; былина и волшебная; о животных. Один учащийся не ответил на вопрос.

Задание 3. В задании требовалось назвать отличительные признаки народной сказки о животных от других видов народных сказок. Главным признаком, по мнению учащихся, является наличие животных в качестве главных героев. Так ответили 8 учащихся. 3 человека отметили, что в таких сказках используется олицетворение.

Один ученик указал, что в сказке о животных героями чаще всего являются животные; в волшебной присутствуют волшебные предметы; в бытовых сказках описывается реальная история.

5 человек оставили этот вопрос без ответа и ещё 5 ответили неверно.

Задание 4. В задании необходимо было заполнить таблицу: персонаж сказки — качества, которыми он обладает. Ответами на этот вопрос были следующие животные и их качества:

  • — Лиса (хитрая, обманщица — не всегда; умная);
  • — Волк (жадный, доверчивый, голодный; беспощадный; глупый; злой);
  • — Заяц (добрый, доверчивый и трусливый; быстрый);
  • — Медведь (тяжёлый; косолапый; злой; мудрый; глупый, добрый, неуклюжий; сильный);
  • — Журавль (хитрый; умный; догадливый);
  • — Петух (гордый, задиристый; добрый);
  • — Белка (прыгает);
  • — Курочка (умная).

Назвали в качестве героя Лису и указали одно или несколько качеств (либо не указали качества) 15 учеников; Волка — 13; Зайца — 11 учащихся; Медведя — 10; Журавля — 4; Петуха — 4; Курочку — 1; Аиста — 1; Белку — 1; Тетерева — 1 ученик.

Один учащийся указал только персонажей, не перечислив их качества. Это были следующие животные — Лиса Патрикеевна, Серый Волк, Заяц Длинные Ушки, Медведь, Аист, Тетерев; Кот в сапогах (неверно). Последнего героя написали 2 ученика, не указав качества героя.

Несколько учащихся среди животных-персонажей народных сказок указали Колобка (хитрое, но наивное хлебобулочное изделие; умный) — 3 человека;

2 ученика написали Царевну-Лягушку; 1 — Крокодила и Чебурашку; 1 — Ниф-Нифа, Наф-Нафа, Нуф-Нуфа; 1 — Финиста-Ясного Сокола. Это неверные ответы, так как приведённые в пример герои не являются героями-животными.

Двое учащихся не ответили на данный вопрос.

Задание 5. Требовалось привести примеры русских народных сказок о животных. Среди перечисленных сказок учащиеся отметили «Теремок» — 11 учеников, «Лиса и Журавль» — 8, «Колобок» — 6, «Лиса и Заяц» — 4, 3 учащихся написали «Лису и Волка» и «Репку», по 2 человека написали «Цапля и Журавль», «Заюшкина избушка», «Кот и Петух», «Кот и Лиса», «Лиса и Кувшин», по одному ученику вспомнили сказки «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Волк, лиса и баран», «Лиса и Рак».

3 ученика не ответили на этот вопрос. Среди неверных ответов были следующие: по 2 ученика — «Золотой Петушок» и «Царевна-Лягушка», по одному ответу — «Лев и Мышь», «Аист и Журавль», «Серый Волк и Иван Царевич».

Задание 6. На вопрос задания о народных сказках о животных других народов попытался ответить только один учащийся. Но, к сожалению, его ответ был неверным. Все остальные поставили рядом с вопросом знак сомнения.

Блок Б.

Задание 1. Задание состояло в необходимости дать определение понятию «басня». 6 учащихся не ответили на этот вопрос.

Среди остальных ответом следует посчитать верными: Это произведение, которое учит читателей не совершать поступки, которые совершаются в произведении; Произведение, которое учит читателя не совершать подобных поступков, описанных в произведении; Это поучительный рассказ; Произведение, которое обязательно поучает.

Частично верные ответы: Житейский или маленький рассказ; Рассказ, в котором употребляется чувство юмора.

Среди неверных ответов были следующие: Это сказка, которая чему-то учит; Это то, чего не может быть на самом деле; Это то, что может случиться на самом деле; Длинный рассказ — 2; Это стихотворение или литературное произведение; Маленький рассказ.

Задание 2. В задании требовалось назвать отличительные признаки басни от сказки о животных.

Не ответили на этот вопрос либо поставили знак вопроса 13 учеников. По одному человеку указали, что в басне есть мораль и чувство юмора.

Среди неверных ответов 3 человека отметили, что «В басне главные герои люди, а в сказке о животных — животные» и один указал, что «сказка о животных ничему не учит».

Задание 3. Необходимо указать составные части басни. 14 учащихся не ответили на этот вопрос, 1 ответ оказался неверным (из добра и зла). И только 2 человека ответили верно: Рассказ и мораль; повествование и поучение.

Задание 4. В задании необходимо было заполнить таблицу: название басни и её автор. Ответы на вопрос были следующие:

Басню «Слон и Моська» (Крылов И.А.) назвали большее количество учеников — 8. 4 ученика ответили «Ворона и Лисица» (Крылов И.А.) и «Мартышка и очки» (Крылов И.А.).

2 человека написали басни «Лиса и Журавль» и «Лебедь, Рак и Щука» (Крылов И.А.). По одному разу указали следующие басни Крылова И. А.: «Волк на псарне», «Кот и повар», «Обезьяна и Очки», «Лиса и Рак», «Мужик и мыши» и Михалкова С. В.: «Заяц и черепаха», «Слон-живописец», «Кукушка и скворец».

Не ответили вообще на этот вопрос 4 ученика.

Среди ответов была указана русская народная сказка о животных «Лиса и кувшин». 2 ученика решили, что это басня.

Задание 5. Требовалось определить черты героев басен и дополнить перечень героев (с чертами).

Нет ни одного учащегося, который бы ответил верно на все пункты этого задания. Шесть учащихся не ответили совсем на этот вопрос.

Указывали, что Лисица — хитрая, умная, коварная, недобрая, болтливая.

Волк — бескорыстный, коварный, неблагодарный, хитрый, жадный. Тетерев — трусливый, молчаливый. Журавль — спокойный, догадливый, выдержанный, вредный, умный и т. д.

Дополнительно написали героев басен только 5 человек. Ученики отмечали, что героями басен могут быть заяц (трусливый, догадливый, добрый, весёлый, умный), медведь (глупый, но коварный, косолапый, добрый), белка (весёлая, всё время прыгает), Моська (самоуверенная), Слон (спокойный, большой).

Задание 6. Необходимо было привести примеры недостатков людей, осуждаемых в баснях. Не ответили на этот вопрос 10 учеников. 2 человека отметили, что осуждаются плохие качества. По три раза указали хитрость и злость, жадность — 2, по одному — доверчивость, злопамятность, болтливость, самоуверенность, рассеяность, глупость.

Блок В.

Задание: состояло в соотнесении произведения и его жанра Верно ответили, что «Лиса и рак» — сказка о животных 9 учеников, «Лев и мышь» — басня — 7, «Теремок» — сказка о животных — 16, «Журавль и аист» — сказка о животных — 14, «Лиса и кувшин» — сказка о животных — 5, «Муравей и голубка» — басня — 6.

Результаты диагностической работы № 2.

Количество диагностируемых: 21 учащийся.

Количество баллов:14; 12; 11; 10,5; 9; 8; 6, 75; 6,5; 6, 25; 5,5; 5; 4,5; 4,25; 4 (2).

В результате нами были проведены: количественный анализ (таблица 6), анализ качества выполнения (таблица 7) и качественный анализ.

Таблица 6.

Результаты диагностической работы № 2 (количественный анализ).

ФИ учащегося.

Номер задания.

Суммарный балл.

Даша Г.

1,5.

1,75.

1,75.

Полина Л.

1,5.

2,5.

0,5.

12,5.

Женя У.

1,5.

2,5.

Даша К.

0,5.

1,5.

Кира М.

1,5.

10,5.

Данил Н.

1,5.

1,5.

Мира М.

1,5.

0,5.

Лиза З.

1,5.

0,5.

1,5.

1,2.

0,5.

8,2.

Андрей К.

0,5.

0,5.

Сева А.

0,5.

1,5.

1,5.

0,5.

;

Серёжа П.

1,5.

0,25.

0,5.

0,5.

6,75.

Ульяна З.

1,5.

1,5.

0,5.

6,5.

Артём П.

1,75.

0,5.

1,5.

1,5.

0,5.

6,25.

Лиза Н.

0,5.

0,5.

0,5.

0,5.

Коля М.

1,5.

0,5.

0,5.

5,5.

Андрей М.

Варя С.

0,5.

0,5.

0,5.

0,5.

Кирилл Б.

1,5.

0,5.

0,5.

4,5.

Матвей Л.

1,25.

1,5.

0,5.

4,25.

Маша.

0,5.

;

0,5.

;

;

;

Андрей Р.

0,5.

;

0,5.

0,5.

0,5.

Максимальный балл — 24 и более.

Прим. 1. «0» — ответ неверный, «-» — задание не выполнено, «?» — поставлен знак вопроса Прим. 2. Результаты учащихся расположены в порядке убывания Таблица 7.

Результаты качества выполнения диагностической работы № 2.

Номер задания.

Умение.

Процент выполнения задания.

Умение определять стилевую принадлежность текста, жанровые особенности.

50,00%.

Умение определять основные события и устанавливать их последовательность.

76,19%.

Умение понимать содержание текста, находить информацию, данную в явном виде.

51,98%.

Умение пояснять прямое и переносное значение незнакомых слов.

4,55%.

Умение определять качества главной героини текста, аргументировать свой выбор

48,29%.

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде (работа с пословицами).

38,52%.

Умение определять собственные чувства по отношению к героине текста, аргументировать свою позицию.

21,59%.

Умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

19,31%.

Умение ориентироваться в круге детского чтения.

17,46%.

Умение создавать собственный текст на предложенную тему.

21,43%.

Результаты диагностической работы № 2 (качественный анализ)

Задание 1. Требовалось заполнить таблицу на понимание текста, касаемо жанрово-стилистической принадлежности. В результате, ни один учащийся не ответил правильно на все 4 пункта задания.

  • — 20 учащихся верно написали заглавие произведения, 1 — не ответил.
  • — 8 учащихся указали в качестве главных героев Лису и кувшин, двое — Лису и бабу, и 11 учеников ответили верно, назвав главным героем только Лису.
  • — Верно определили жанр произведения (сказка о животных) 8 учащихся, 4 ученика ответили, что это басня, 1 — рассказ, 8 не ответили на этот пункт задания.
  • — Среди признаков жанра учащиеся выделили следующие: олицетворение (лиса разговаривает) — 4 человека, описывается животное — 3 ученика.

Неверными были ответы: описание сюжета — 2 ученика и под героем-животным высмеивается животное. 9 учащихся затруднились ответить на вопрос.

Задание 2. Необходимо установить последовательность действий, происходящих в тексте.15 учащихся ответили верно. 2 ученика составили наполовину верную последовательность действий. 4 человека ответили неверно.

Задание 3. Задание заключалось в написании ответов на вопросы.

  • — Верно определили место, где происходят события 16 человек, 5 учащихся ответили неверно.
  • — Описали поступок лисы полно, подробно или коротко, но изложив суть, — 13 учащихся; 8 учеников ответили коротко — лиса поступила плохо, хитро, нехорошо.
  • — Показали изменение настроения лисы от радостного, довольного к расстроенному, злому 14 учащихся. 7 учеников ответили односложно, без пояснений (всё злее; сначала хорошее, потом плохое; очень быстро) либо не ответили совсем.

Задание 4. Требовалось поработать с неизвестным выражением из текста. 10 учащихся не ответили на вопрос. Ответили неверно 5 учеников. И только 6 учащихся попытались ответить правильно.

В задании 5 требовалось отметить пару качеств, которые характерны для героини в тексте и объяснить свой выбор.

Не все учащиеся выделили ту пару качеств, которая требовалась (жадность — глупость). Только 11 учащихся подчеркнули эту пару и объяснили (правильно) свой выбор.

  • 7 человек посчитали, что верной будет пара беспечность — жадность (среди них были и те, кто выделил обе пары).
  • 2 человека выбрали пару хитрость — жадность; по 1 человеку хитрость — беспечность, глупость — хитрость.

Один учащийся затруднился выполнить это задание. Ещё один выбрал по одному качеству из каждой пары (хитрость, глупость, жадность, жадность, хитрость).

Задание 6. Заключается в выборе пословиц, подходящих к тексту, и их интерпретации.

Первую верную пословицу под буквой, А (На чужую кучу нечего глаза пучить.) выбрали и правильно объяснили 16 учащихся, ещё 1 ученик выбрал, но не объяснил значение.

Пословицы под буквой Б (Без беды друга не узнаешь) и В (Добро и во сне хорошо) никто не выбрал.

Вариант Г (Не зарься на чужое, свое береги!) выбрали и объяснили 8 учеников, ещё один учащийся выбрал, но не объяснил значение.

Верный вариант — пословицу под буквой Д (Чего нет, того и хочется) выбрали, но не объяснили значение 5 учащихся. И только один смог объяснить значение выбранной пословицы.

Задание 7. Задание направлено на проявление чувств в героине текста, обоснование своей точки зрения.

Не испытывают никаких чувств к лисе или затрудняются ответить 6 учащихся.

По три ученика испытывают плохие чувства, осуждают поступок лисы, перечисляют качества лисы (бесстыжая, глупая, жадная; беспечная).

Чувство жалости и объяснение, а также чувство «сердитости, злости» испытывают по двое учащихся.

Описывают возмущение и говорят о том, что «Её жаль, но поступок должен чему-то научить» по одному ученику.

Задание 8. Подтверждение ответа к заданию № 5.

Среди ответов были отмечены следующие: для лисы характерны жадность (8), глупость (7), беспечность (6), злость; для бабы (учащиеся называли эту героиню старухой) ум и наоборот, не ответственность.

9 учащихся затруднились ответить.

Задание 9. Направлено на кругозор учащихся, на соотношение поступка героини с подобными поступками в других произведениях.

Среди ответов были следующие: «Лиса и Журавль» — 5 учащихся, Волк («Лиса и Волк») — 3 учащихся, Мачеха и её дочь («Морозко») — 2 учащихся, «Журавль и Цапля»; Лиса и Колобок — 2 учащихся.

11 учащихся затруднились ответить на вопрос.

Задание 10. Определяет умение учеников давать совет в соответствии с тематикой текста.

Учащиеся дают следующие советы лисе — Подумать, а потом делать: либо не брать кувшин совсем, либо если очень хочется, то разбить кувшин и выпить молоко; разбить кувшин, но лучше вообще не брать чужое; не брать чужое молоко (не трогать чужой кувшин) — ответ 7 учащихся; можно было попросить у бабы молоко — так думают 2 ученика; не воровать, а попросить; попросить, чтобы кувшин слез вежливо; не совать голову в кувшин — мнение 2-х ребят; разбить кувшин; не надо жадничать и надо думать, что ты делаешь.

Затрудняются дать совет лисе и прокомментировать сложившуюся с героиней ситуацию 3 ученика.

Результаты диагностической работы № 3.

Количество диагностируемых: 21 учащийся.

Количество баллов: 9 (2); 8, 5 (2); 8 (3); 7,5; 7; 6,5; 6 (5); 5,5 (2); 4,5 (2); 4; 3,5.

В результате нами были проведены: количественный анализ (таблица 8), анализ качества выполнения (таблица 9) и качественный анализ.

Таблица 8

Результаты диагностической работы № 3 (количественный анализ).

ФИ учащегося.

Номер задания.

Суммарный балл.

Лиза З.

Даша Г.

Ульяна З.

0,5.

8,5.

Андрей К.

0,5.

8,5.

Даша К.

Кира М.

Полина Л.

;

Андрей М.

0,5.

7,5.

Миара М.

0,5.

0,5.

Варя С.

0,5.

0,5.

0,5.

6,5.

Лиза Н.

0,5.

0,5.

0,5.

0,5.

Серёжа П.

0,75.

0,75.

0,5.

Андрей Р.

Артём П.

0,5.

0,5.

Данил Н.

0,5.

0,5.

Коля М.

0,5.

5,5.

Женя У.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой