Введение.
Психолого-педагогическая проблема воспитания трудных детей
В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками… Читать ещё >
Введение. Психолого-педагогическая проблема воспитания трудных детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по «Интернету» или играют в компьютерные игры.
Если в былые годы «трудными детьми» становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6−11 лет. В настоящее время даже по отношению к детямдошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок» .
Стоит ребенку однажды попасть в список «трудных детей», часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.
Постоянно претендуя на проявление «особого внимания к себе», «трудные дети» сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. «Трудные дети» всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении «трудных детей» вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
Психологи считают, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей.
Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность — избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страх. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме — хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из-под контроля чувствами.
«Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны воспитателя и детей. Я хочу помочь «трудным» детям выйти из этого состояния, так как, если ребенку не помочь в дошкольном возрасте, то отклонение от нормального психического развития перерастет в психическое заболевание.
Здесь не обойтись без помощи психолога и педагога. Отсюда целью работы — показать технологию работы социального педагога с трудными детьми. Задачи исследования, которые вытекают из цели:
- — проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,
- — определить и экспериментально обосновать социально — педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.
При решении поставленных задач использовались методы: анализ социально — психологический, педагогический методической литературы по данной теме, а так же изучение и обобщение опыта социального педагога по данной проблеме.
Объектом исследования стала профилактическая работа социального педагога с «трудными» детьми.
Предмет изучения — подростки с противоправным поведением.
Экспериментальной базой исследования являлось средняя общеобразовательная школа.