Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. 
Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ: ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° дошкольного дСтства Π² россии ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° Ρ…iΡ… β€” Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° Ρ…Ρ… Π²Π΅ΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π§Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ прСдставляСт собой эта тСория? Для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ вопрос, нСдостаточно ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ, ΠΈΠ·Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π²Π². Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ тСория Π½Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π»Π°. Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСорСтичСских ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ становится ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ, Ссли ΠΌΡ‹ Π·Π½Π°Π΅ΠΌ, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… условиях ΠΎΠ½ΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ: ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° дошкольного дСтства Π² россии ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° Ρ…iΡ… β€” Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° Ρ…Ρ… Π²Π΅ΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ дошкольного воспитания сказано: «ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚уплСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ являСтся, ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ спСциалистов всСго ΠΌΠΈΡ€Π°, возрастом Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ физичСского ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ формирования физичСских ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСских качСств, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ всСй ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, качСств ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π², Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ»[1]. Π’ Ρ€ΡΠ΄Ρƒ прСдусмотрСнных Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ€ ΠΏΠΎ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ российского дошкольного образования — гуманизация Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π° ΠΈ ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, пСрСстройка содСрТания пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ дошкольников. ΠœΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ содСрТания воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ, насыщСниС ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° яркими, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, интСрСсными событиями, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ качСства воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ, пСрСсмотр ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ дошкольного образования с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΈΡ… ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствия трСбованиям ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ прогрСсса.

УспСх Π² ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ этих ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ€ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ зависит ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚атСля, Π΅Π³ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ эрудиции, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ мастСрства, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ тСорСтичСской подготовлСнности. Никакая практичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ воспитатСля Π±Π΅Π· Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Π°. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ Π±Π΅Π· Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π΅Ρ‰Π΅ К. Π”. Ушинский сравнивал со Π·Π½Π°Ρ…арством Π² ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½Π΅. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ тСорСтичСской ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ сущСствуСт связь ΠΈ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ.

Π’ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ российского дошкольного образования Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ тСорСтичСского знания возрастаСт. Располагая ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΌ арсСналом Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° пособий ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСских срСдств, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ вмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ испытываСт ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ цСлостной Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ дошкольного воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ, которая Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ мСтодичСскиС Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ, слуТила Π±Ρ‹ для Π½Π΅Π³ΠΎ руководством ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΌΠΎΠ³ Π±Ρ‹ Π±Π΅Π· Π»ΠΈΡˆΠ½ΠΈΡ… Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Ρ‚ энСргии, Π±Π΅Π· ΠΈΠ·Π½ΡƒΡ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ± ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΠΊ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ с ΠΌΠ°ΠΊΡΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ эффСктом ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ².

ВСория Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ слоТного, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΊΠ°ΠΊ Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, Π½Π΅ ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Π²Π΄Ρ€ΡƒΠ³. Она Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ историчСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ этап Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ критичСскоС освоСниС ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ. Но Π½Π΅ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² истории Π±Ρ‹Π» для Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ дошкольного воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ стСпСни ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΌ. НаиболСС интСнсивно ΠΎΠ½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ Ρ‚Π°ΠΌ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, Π³Π΄Π΅ Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ пСдагогичСской мысли ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Π»Π°ΡΡŒ Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ях Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста ΠΈ Π΅Π³ΠΎ закономСрностях, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… нСпрСходящиС цСнности пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. К Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² относится ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ† XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ XX Π²Π².

На Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ XIX—XX Π²Π². прогрСссивныС русскиС ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°Π»ΠΈ Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ пСрСсмотру всС стороны сСмСйного воспитания Π΄ΠΎ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π΅Π³ΠΎ содСрТаниС, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹. Π’ Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ создавались Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ систСмы, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΠΈ ΠΏΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π·Π°ΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, стимулировали Π΅Π³ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠžΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ учрСТдСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ построСния пСдагогичСского процСсса, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ обСспСчивало Π±Ρ‹ условия ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ развития всСх сторон психики Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’Π΅Π»ΠΈΡΡŒ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ исслСдования влияния воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста.

На ΡΡ‚ΠΎΠΉ основС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ тСория дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. Однако история Π΅Π΅ ΡΡ‚ановлСния ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Π΄ΠΎ ΡΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ€ нСдостаточно ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π°.

Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ связано с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ интСнсивного формирования этой отрасли пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½, СстСствСнно, Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π»ΠΈΡΡŒ тСорСтичСскиС ΠΈ мСтодологичСскиС вопросы. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° изучСния ΠΏΡ€ΠΎΠΉΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ. ΠšΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΈΠΉ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€ΠΊ развития ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ дошкольного воспитания ΠΏΠΎΡ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ России Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π» Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π²Ρ‹ΠΌ Π² «Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ русской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΈ» Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π². Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… вопросов историчСский взгляд Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π±Ρ‹Π» прСдставлСн Π² Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Π² Ρ€ΡΠ΄Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… руководств ΠΏΠΎ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ (Π•. Н. Π’ΠΎΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ·ΠΎΠ²Π°, П. П. Блонский ΠΈ Π΄Ρ€.). Однако Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ шла Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ мысли, Π° ΠΎΡ‚СчСствСнной Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΎ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ дСтствС ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ ΠΌΠ°Π»ΠΎ внимания.

ПослС ΠžΠΊΡ‚ΡΠ±Ρ€ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ вся Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°, стала Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ мСтодологичСской (марксистской) основС. Π¦Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎΡ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π±Ρ‹Π»Π° поставлСна ΠΏΠΎΠ΄ сомнСниС. ΠΠ΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ истории дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π±Ρ‹Π»Π° осознана ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ 20-Ρ… Π³Π³. Π˜Π½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ историкопСдагогичСских исслСдований Π½Π° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ мСтодологичСской основС стал Н. Π”. Π’ΠΈΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Π΄ΠΎΠ². Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ истории дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π›. И. ΠšΡ€Π°ΡΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ€ΡΠΊΠ°Ρ, Π•. Н. ΠœΠ΅Π΄Ρ‹Π½ΡΠΊΠΈΠΉ, И. Π’. Π§ΡƒΠ²Π°ΡˆΠ΅Π² ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅. Однако ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π² Ρ‚Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ марксистсколСнинская Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ° заставила Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ идСалистичСских пСдагогичСских ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ Π·Π°Π²Π΅Π΄ΠΎΠΌΠΎ ΠΎΠ±Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ½Π°. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ€Π°Π· опрСдСляли ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Ρƒ «Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ». Π’ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ смыслС Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ» ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ вСсь ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ дСтского развития, начиная с ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ роТдСния ΠΈ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚уплСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ. Π’ ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠΌ смыслС — эпоха Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ с 3 Π΄ΠΎ 7 Π»Π΅Ρ‚. Авторы ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, объясняя это Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ с 3 Π»Π΅Ρ‚ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡƒΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ сущСствования. Π”Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, слово «Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ» Π² Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅ врСмя ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½Ρ‹ΠΉ смысл. Но Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° ΠΎΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ возрасту, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ восприимчив ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ влияниям. Π’ Π΄ΠΎΡ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ России ΠΊ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ возрасту относили Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ 10—11 Π»Π΅Ρ‚, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, частных пансионах ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… учрСТдСниях Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚уплСния Π² Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΡŽ.

Π’ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚ский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π±Ρ‹Π» Π·Π°Π΄Π°Π½ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ Π²Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ Π½Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ дошкольной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… организациях дошкольного сущСствования, ΠΊΠ°ΠΊ дСтскиС Π΄ΠΎΠΌΠ°, дСтскиС ΠΎΡ‡Π°Π³ΠΈ, дСтскиС сады. ЦСлостноС ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ…ΠΎΠ΄Π° развития отСчСствСнной дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ прСдставлСно.

Но ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ Н. К. Π“ΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ, Н. А. ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ, М. Π€. Π¨Π°Π±Π°Π΅Π²ΠΎΠΉ, И. Π’. Π§ΡƒΠ²Π°ΡˆΠ΅Π²Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, Π½Π΅ ΠΏΠΎΡ‚Сряли своСго Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ значСния. Об ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΆΠ΅ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ историко-пСдагогичСскиС исслСдования послСднСго Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ.

Π§Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ прСдставляСт собой эта тСория? Для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ вопрос, нСдостаточно ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ, ΠΈΠ·Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π²Π². Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ тСория Π½Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π»Π°. Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСорСтичСских ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ становится ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ, Ссли ΠΌΡ‹ Π·Π½Π°Π΅ΠΌ, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… условиях ΠΎΠ½ΠΈ Π·Π°Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π»ΠΈΡΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌΠΈ способами Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈΡΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ общСствСнным интСрСсам слуТили. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-историчСскиС условия, ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ развития пСдагогичСской мысли, Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ формирования пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскоС Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста. ИсслСдованию Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΡ€ΡƒΠ³Π° вопросов ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ²ΡΡ‰Π΅Π½Π° прСдлагаСмая вниманию читатСля историко-пСдагогичСская Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°.

ВСория дошкольного воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ пСдагогичСского процСсса. Для ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΠ½Π° Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π΅Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ мСньшС повторяСт Π·Π°Π±Π»ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Π΅ΠΌ большС ΡƒΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ΄Π»ΠΈΠ½Π½ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΌ процСссС воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ закономСрностях. ΠšΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ освоСниС историчСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ пониманию, Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ дошкольного воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… соврСмСнной пСдагогичСской Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ относящиСся ΠΊ Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ понятия. Π’ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π². тСорСтичСскиС знания ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ процСссС воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста объСдинялись Π² Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ…, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… для Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ области знания понятиях. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ понятиС «Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅» (особСнно, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° шла Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… качСств ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π², Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ всСй ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ). Наряду с ΡΡ‚ΠΈΠΌ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅ — «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅» (Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ вопросы нравствСнности, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ нравствСнных чувств). Но ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… исслСдованиях Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈΡΡŒ аспСкты, относящиС ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, появлялось Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ понятиС — «ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅». ΠœΡ‹ Π±ΡƒΠ΄Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π½Π° ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… сторонах Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ акцСнтируСтся Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ читатСля.

Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ понятия пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС самыС ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅, Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ достаточной тСрминологичСской опрСдСлСнности. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π’. Π’. ΠšΡ€Π°Π΅Π²ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ, Π½ΠΈ ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ «ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Π΄ΠΎΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π΅» ΠΎΠ± ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ понятий ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ² Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π½Π΅Ρ‚. Π˜Ρ… Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ€Π°Π· приходится ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ содСрТащСго ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Скста. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΌΡ‹ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌΡƒ излоТСнию тСорСтичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π±Ρ‹Π» Π±Ρ‹ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ясным смысл ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… понятий. Π­Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΠΈ слуТат ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ тСорСтичСскиС ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΌ процСссС воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ.

  • [1] Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ России Π² Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ… ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°Ρ… 2004 Π³ΠΎΠ΄Π°: Π‘Π±ΠΎΡ€Π½ΠΈΠΊΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½ΠΎ-мСтодичСских ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ². М., 2004. Π‘. 196.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ