Оценка экономического роста организации
Показатели эффекта и показатели затрат являются многофакторными. При этом в числе факторов, определяющих различные показатели, имеются одни и те же факторы. Это позволяет любой показатель рассматривать, с одной стороны, как результат У, а с другой стороны, как один из факторов, влияющих на значения других показателей X, где Отношение результата У к фактору X (К = У/Х) характеризует отдачу фактора… Читать ещё >
Оценка экономического роста организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Увеличение темпов роста собственного капитала, его рентабельности в динамике свидетельствует о повышении темпов развития организации. Собственный капитал АО может увеличиваться за счет полученной прибыли либо за счет дополнительного выпуска акций. Крупные организации, как показывает мировой опыт, предпочитают развивать свой бизнес за счет собственных средств. Это связано со многими причинами. Так, например, дополнительная эмиссия акций является дорогостоящим процессом, часто сопровождается спадом рыночной цены акций организации, потери финансовой независимости и т. п. Поэтому организации стремятся развивать производственную базу за счет реинвестирования полученной прибыли.
Для оценки экономического роста используют такие показатели как: коэффициент реинвестирования (Кри), рентабельности собственного капитала по чистой прибыли (Rск) и т. п.
? Коэффициент реинвестирования это относительный показатель, характеризующий долю реинвестированной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации. Его значение определяется как отношение разности между прибылью, остающейся в распоряжении организации (Пч) и прибылью, направленной на выплаты дивидендов (Пвд), к размеру прибыли, остающейся в распоряжении организации (Пч):
Кри = (Пч — Пвд) / Пч, (1).
? Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли определяется как отношение прибыли, остающейся в распоряжении организации к размеру собственного капитала за тот же период:
Rск = Пч / СК,(2).
?Для оценки экономического роста организации воспользуемся методическими рекомендациями по расчету показателей для проведения комплексного анализа финансово — экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города.
Экономический рост организации в динамике будем оценивать с помощью интегрального показателя (Тэр), который формируется как произведение темпов роста относительных показателей: коэффициента реинвестирования (Кри), коэффициента роста собственного капитала (Тр (СК)), коэффициента роста рентабельности собственного капитала по чистой прибыли (Рф (СК)):
Тэр = Тр (Кри) * Тр (СК) * Тр (Рф (СК)),(3).
Темп роста коэффициента реинвестирования в динамике определяем по формуле:
Тр (Кри) = Кр1 / Кр0,(4).
Темп роста собственного капитала организации определяется как отношение размера собственного капитала в отчетный период к стоимости размера собственного капитала в предшествующий период:
Тр (СК) = СК1 / СК0,(5).
Темп роста рентабельности собственного капитала определяется как:
Тр (Р (СК)) = Рф (СК)1 / Рф (СК)0,(6).
Если значение интегрального показателя в отчетный период больше единицы, то темп экономического роста организации в отчетный период увеличился, и наоборот.
? Для оценки устойчивости экономического роста на практике используют коэффициент устойчивости экономического роста, который определяется как частное от деления реинвестированной прибыли (ПРР) к собственному капиталу (СК) организации:
Куэ = ПРР / СК,(7).
Значение показателя показывает, какими темпами в среднем увеличивается собственный капитал организации за счет финансово — хозяйственной деятельности, а не за счет привлечения дополнительного акционерного капитала.
Логистика в методологическом обосновании и апробации критериев оценки динамики эффективной стратегии экономического роста организации В условиях рыночной экономики возрастает роль оценки динамики и перспектив экономического роста хозяйствующего субъекта для выработки эффективной стратегии управления.
Мерой соответствия функционирования организации установленным нормам выступает так называемая «пропорциональность экономического роста» или «динамический ряд». Она отражает качество выбранной и реализуемой стратегии управления бизнесом, так как показывает способность достигать в ходе деятельности организации определенных соотношений в росте экономических показателей. При этом, чем выше будет мера соответствия фактической и нормативной структур экономических показателей, тем более результативнее стратегия развития организации.
Определение состава показателей по мере усложнения условий производства и сбыта продукции, ужесточения требований к качеству и безопасности товара и т. д. становится все более сложным. Следует честь также, что показатели, включаемые в оценку, могут менять свою важность в зависимости от состояния внешней среды, жизненного цикла товара, а также от стратегических целей организации. Считается, что перечень показателей, подлежащих оценке, должен быть достаточным для констатации экономического состояния организации и формируется с учетом целей субъекта, его специфики, типа стратегии, особенности рыночной ситуации и др.
В основу методики оценки эффективности функционирования организации должен быть положен такой тип экономического роста, который обеспечивает условия ее интенсивного развития.
Т п. > Т р > Т тп > Т мз > Тсс > Т зп. > 100%,(8).
где: П-прибыль;
ТП — стоимость товарной продукции;
МЗ — материальные затраты;
Р — расчетный показатель (определяется как П + МЗ);
СС — полная себестоимость товарной продукции;
ЗП — трудовые затраты (заработная плата).
Из данного нормативного ряда следует, что самым ограничивающим показателем являются темпы роста трудовых затрат, а самым высоким — темпы роста прибыли, т. е. результирующие показатели должны расти большими темпами по сравнению с показателями, отражающими темпы роста ресурсов.
Данное соотношение предполагает снижение затрат живого труда опережающими темпами по сравнению с затратами овеществленного труда и увеличение прибыли в произведенной стоимости, т. е. обеспечение расширенного производства.
Закладывая приоритетные темпы роста прибыли менеджмент думает о перспективах развития. Показатель прибыли — это не только результат успешной производственно-хозяйственной деятельности организации, но и сопротивляемость непредвиденным рыночным обстоятельствам. Поэтому получение прибыли — одно из основных условий разработки стратегий.
Нормативный ряд показателей определяет условия разработки и реализации стратегий, при которых организация может повышать свои потенциальные возможности, преимущества. Фактический ряд показателей может иметь совершенно иную последовательность. Порядок расположения показателей будет отражать определенное состояние организации, обусловленное характеристиками реализуемой стратегии.
Появляется необходимость постоянного отслеживания темпов роста показателей, их соотношения в рамках установленного периода. Появление нарушений соотношений в темпах роста показателей служит сигналом для корректировки или даже отказа от действующей стратегии.
Модифицируем данный динамический ряд с целью оптимизации критериального ряда показателей. Для этого можно рекомендовать использование экономической нормали — это условное название соотношения в темповых показателях, характеризующих экономический потенциал фирмы, его развитие и использование:
I пр. I ТП. I фзп. I р,(9).
где.
I р. — индекс роста прибыли от реализации продукции;
I тп — индекс роста объема товарной продукции;
I Фзп. — индекс роста фонда оплаты труда;
Iр. — индекс роста численности работающих промышленнопроизводственного персонала.
В порядке апробации предлагаемой методики рассмотрим состояние экономических нормалей в организациях полиграфической деятельности в 2004;2011 гг. (см. табл. 1) [7].
Во всех исследуемых организациях наблюдается несоответствие соотношений экономических показателей, предусмотренных нормалью:
— темпы роста прибыли отстают от темпов роста объема товарной продукции;
темпы роста товарной продукции отстают от темпов роста фонда заработной платы.
Однако, отдельно взятое соотношение темпов роста фонда заработной платы и численности работающих соблюдается. Разница в коэффициентах опережения показывает, что с учетом темпов роста прибыли, темпы роста фонда заработной платы значительно отстают от темпов роста численности работающих.
Ключевой характеристикой организации является технологичность как умение максимально рационально и эффективно производить работы, гибко перестраиваясь в соответствии с требованиями рынка.
Учитывая значимость производственного менеджмента в деятельности организации проведем индексный анализ экономической эффективности производства, показывающий отношение экономического результата к затратам факторов производства (ресурсов).
Экономическая эффективность деятельности организации является основным условием ее самоокупаемости и самофинансирования. Традиционные общепризнанные методики оценки экономической эффективности утверждают, что экономический результат может быть измерен прямыми и косвенными показателями. К прямым показателям относят: прибыль, объем производства (выручку от продаж), оплату труда. К косвенным показателям относятся: качество продукции (удельный вес конкурентоспособной продукции), ввод в действие новых производственных мощностей (новых рабочих мест), масштаб и радикальность осуществленных нововведений. Следует отметить, что косвенные показатели определяющим образом влияют на значение прямых показателей.
Характерно, что показатель оплаты труда предлагается относить к группе показателей, характеризующих результаты производства, а не затраты. Это обосновано концепцией объективной постановки целей производства, при которой в качестве одной из главных целей признаётся удовлетворение потребностей в труде как источнике материальных благ и самостоятельной ценности. Уровень оплаты труда является одним из критериев достижения этой цели. К затратам производства в этом случае относятся количество затраченного труда (измеряемого численностью работников или человеко-часами).
Таким образом, уровень оплаты труда признан важнейшим показателем эффективности производства, определяемым как отношение оплаты труда к численности работников или к количеству затраченного труда (человеко — часах).
Затраты ресурсов согласно индексному анализу эффективности измеряются следующими показателями:
затраты трудовых ресурсов (численность промышленнопроизводственного персонала);
затраты материальных ресурсов — стоимость сырья и основных материалов в себестоимости продукции, объем оборотных средств;
долговременные затраты на основные производственные фонды — стоимость основных производственных фондов, стоимость активной части основных производственных фондов, стоимость активной части основных производственных фондов;
текущие затраты совокупности ресурсов — себестоимость продукции.
Все в большей степени ощущается необходимость введения показателя затрат, характеризующего экологический ущерб, который наносит организации своей деятельностью.
Показатели эффекта и показатели затрат являются многофакторными. При этом в числе факторов, определяющих различные показатели, имеются одни и те же факторы. Это позволяет любой показатель рассматривать, с одной стороны, как результат У, а с другой стороны, как один из факторов, влияющих на значения других показателей X, где Отношение результата У к фактору X (К = У/Х) характеризует отдачу фактора X на результат У, то есть результат, полученный на единицу фактора. Например, если У — объем продукции, X — стоимость основных производственных фондов, то К — коэффициент фондоотдачи.
Обратную величину 1/К = Х/У называют ёмкостью фактора X в результате У — затраты фактора на единицу результата. Так образуется показатели трудоёмкости, фондоёмкости, материалоемкости.
Интенсификация производства характеризуется повышением отдачи (снижением ёмкости) затрачиваемых ресурсов на достижение эффекта. Сопоставление результата Уо и объема фактора Х0 за базисный период с результатом У1 и объемом фактора Х1 за исследуемый период позволяет оценить степень использования интенсивных и экстенсивных факторов производства в исследуемом периоде. Ниже приводится соотношения результата и фактора (в последовательности повышения интенсивности производства).
Успешно действующие организации добиваются повышения прибыли преимущественно за счет интенсивных факторов.
Рассмотрим факторы, определяющие прирост результата.
Прирост результата достигается за счет увеличения объема фактора.
Ко = Уо /Хо = У1 /Х = К,(10).
(К1/Ко)Ка=1,0.
Прирост результата достигается за счет повышения отдачи фактора и увеличения его объема.
К1=У1/Х1>Ко = У0/Х0(11).
Кб > 1,0.
Прирост результата достигается за счет повышения отдачи фактора. К1 = У1/Х1>Ко = У0/Х0.
(К1/Ко)Кв>1,0 (12).
Прирост результата достигается за счет дальнейшей интенсификации производства — еще большего повышения отдачи фактора при сокращении его объема.
К1=У1/Х1*К0 = У0/Х0(13).
(К^Ко) Кг" 1,0.
При этом возможна следующая детализация ситуации:
У0 = КоХ0; У[ = К1Х1; У = КоХ — результат, который может быть достигнут за счет увеличения объема фактора без повышения его отдачи;
У = Уи + Уэ = У1 — Уо = К]Х[ - КоХо — абсолютный прирост результата за счет повышения отдачи фактора и увеличения его объема;
Уэ = У — Уо = Ко (Х —Хо) — абсолютный прирост (снижение) результата за счет увеличения (уменьшения) объема фактора;
Уи = У1 — У = Х (К1 — Ко) — абсолютный прирост результата за счет повышения отдачи фактора.
Получаем индекс результата:
1У =У/У0 = К/Ко * Х1/Х0 = 1к*1х (14).
Таким образом, индекс результата определяется как произведение индекса отдачи фактора и индекса объема фактора:
1у = 1к*1х,(15).
где:
показатель 1к = К1/К0 — индекс отдачи фактора — характеризует степень интенсификации производства;
показатель 1Х = Х/Х0- индекс объема фактора — характеризует степень использования экстенсивных факторов.
Соотношения между индексами результата 1у, объема фактора 1х и отдачей фактора 1к будут определять разнообразные производственнохозяйственные ситуации, складывающиеся под влиянием внутренних и внешних условий деятельности организации.
В зависимости от значений индексов отдачи факторов возможные ситуации могут быть сведены в три группы:
- 1к > 1,0 — качество использования фактора в исследуемом периоде по сравнению с базовым повысилось;
- 1к = 1,0 — качество использования фактора оставалось без изменений;
- 1к < 1,0 — качество использования фактора ухудшилось.
При каждом значении 1к могут иметь место три варианта изменений объема фактора производства:
- 1Х > 1,0 — объем фактора, вовлеченного в производство, в исследуемом периоде по сравнению с базовым увеличился;
- 1Х= 1,0 — объем фактора не изменился;
- 1Х< 1,0 — объем фактора уменьшился.
Выявление хозяйственных ситуаций по основным экономическим показателям деятельности организаций, их сопоставление с конъюнктурой рынка и определение на этой основе желательных (допустимых, необходимых) результатов позволяет разработать обоснованную техникоэкономическую политику организации и ее стратегию поведения на рынке.
В Приложении 2 приводятся экономические характеристики возможных производственно-хозяйственных ситуаций, версии внутренних и внешних причин (условий) их появления, а также основные правила поведения организации в этих ситуациях.
Трудности анализа экономической эффективности производства заключаются в том, что различные факторы производства могут создавать различные ситуации на одном и том же этапе производственного процесса, что не позволяет при выборе правила поведения организации на рынке ориентироваться только на ситуацию, возникающую при использовании того или иного отдельного фактора. Управленческие решения необходимо вырабатывать, исходя из совокупности ситуаций, создаваемых всеми факторами производства.
В целях подготовки к проведению индексного анализа экономической эффективности необходимо, прежде всего, осуществить отбор показателей результатов и значений факторов, определяющих эти результаты. Целесообразно ряд показателей результатов рассматривать также в качестве значений факторов. Так, объем продаж (выручка) является показателем результата, но в сочетании с показателем «прибыль» он выступает фактором, определяющим величину прибыли.
Рекомендуется следующая совокупность показателей:
показатели результата:
У1-прибыль, тыс. руб.;
У2 — выручка, тыс. руб.;
У3 — товарная продукция, тыс. руб.;
У4 — себестоимость продукции, тыс. руб.;
У5 — фонд оплаты труда, тыс. руб.
показатели факторов:
X I — объем продаж, тыс. руб.;
X 2 — товарная продукция, тыс. руб.;
X з — себестоимость продукции, тыс. руб.;
X 4 — стоимость основных материалов, тыс. руб.;
X 5 — стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
X 6 — оборотные средства, тыс. руб.;
X 7 — численность работающих, тыс. руб.;
X 8 — фонд оплаты труда, тыс. руб.
Индексная матрица динамики целевых элементов, включающая основные показатели эффективности управления производством, представлена в Приложении 3.
Следующим шагом индексного анализа является формирование совокупности значений показателей У и X в базисном (У0, Х0) исследуемом (Уь Х[) периодах, а также значения индексов объема фактора и результата.
(1х;1у).
Осуществляется расчет коэффициентов отдачи фактора на результат в базисном (К0) и исследуемом (КО) периодах.
Рассчитываются фактические индексы отдачи фактора.
Исходя из оценки состояния внутренних и внешних условий и возможностей влияния на результаты, составляется таблица фактических и желательных ситуаций.
Формируется матрица приоритетов в улучшении ситуаций. Приоритет определяется по разности желательной и фактической ситуации. Чем больше эта разность, тем более экстенсивно используется соответствующий фактор для достижения результата, и наоборот, чем меньше эта разность, тем более интенсивно используется данный фактор для достижения результата.
На основании полученных данных принимаются соответствующие управленческие решения по изменению производственной, рыночной и других стратегий организации.
Задачей организации является установление приоритетности улучшения показателей с точки зрения выбранной стратегии развития бизнеса.
В Приложении 2 проанализирована отдача производственных факторов организаций, работающих на рынке полиграфических услуг, и их влияние на результативность деятельности.
В результате проведенного анализа делается вывод об имеющихся резервах использования ресурсных факторов — трудоотдачи, материалоотдачи и фондоотдачи. В полиграфической деятельности управленческие решения должны лежать в большей степени в области повышения производственной эффективности, нежели в области маркетинговых решений.
Тем не менее, сформулируем основные рекомендации поведения организаций отрасли печати в зависимости от различных ситуаций:
При стабильном рынке необходим мониторинг внутренних производственных факторов (с точки зрения морального и физического старения, уровня квалификации и т. п.) и мобилизация интенсивных факторов, в первую очередь, за счет повышения эффективности производства, труда и управления; кадрового потенциала с целью роста производительности труда, улучшения качества продукции и формирования ключевых факторов успеха (ключевых компетенций); инновационного потенциала, инвестиционных решений и др.
В случае интенсивной конкуренции на рынке, при ограниченном предложении или высокой цене факторов производства на рынке необходимо изыскивать возможность освоения видов продукции (технологических процессов), позволяющих использовать:
более дешевые производственные факторы (оборудование, труд, расходные материалы);
интенсивные факторы — с большей отдачей ресурсов;
экстенсивные факторы — с большим объемом этих факторов, если у организации нет других альтернатив повышения объема реализации.
При условии снижения спроса на рынке следует всемерно заинтересовывать заказчика путем повышения качества продукции или благоприятной ценовой политике либо сосредоточить маркетинговые усилия на поиске новой целевой группы.
Рост спроса на рынке и благоприятные внутренние условия — высокий технологический потенциал, наличие резервов производственной мощности, высокий уровень мотивации труда, высокая эффективность управления и т. п. — диктует необходимость использовать благоприятную конъюнктуру рынка и наращивать объемы производства.
Таким образом, в процессе изучения причинно-следственных взаимосвязей между основными экономическими показателями организаций полиграфической деятельности выявлены нарушения пропорциональности соотношений показателей, отражающие нестабильность динамики экономического роста. Предложенные в связи с этим экономические нормали позволяют осуществлять контроль за пропорциональным соотношением результирующих показателей и принимать управленческие решения по устранению негативных тенденций с соответствующей корректировкой экономической стратегии.
Апробацией традиционной методики индексного анализа доказана взаимосвязь экономического результата с использованием факторов производства, обусловливающая определенную направленность управленческих решений в зависимости от соотношения индексных показателей и сложившейся рыночной ситуации.