Качество во внешнеэкономической деятельности предприятия
Товароведческий аспект качества, используемый в стандартизации, еще больше сужает совокупность свойств. Здесь уже рассматриваются только свойства, используемые в том потреблении, для которого создано изделие. Именно с этой его трактовкой больше всего приходится сталкиваться в практической деятельности. Международный стандарт ИСО 8402 дает следующее определение понятия: «Качество — совокупность… Читать ещё >
Качество во внешнеэкономической деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Качество как понятие
Для того чтобы понять роль качества во внешнеэкономической деятельности, следует определить понятие «качество».
Содержание термина «качество» зависит от сферы его применения. Так, в философии широко используется трактовка, данная Гегелем: «Качество есть вообще тождественная с бытием определенность». Иными словами, качество — это совокупность всех свойств любой вещи, явления независимо от того, знаем ли мы о них. В силу ограниченности нашего знания мы можем не знать о каких-то свойствах материала, изделия, но они существуют независимо от нашего сознания и потому входят в совокупность свойств, объединяемую понятием «качество», когда его применяют в философии.
Научно-технический аспект понятия «качество» сужает совокупность свойств до известных науке. Если мы говорим о качестве какого-то металла, то рассматриваем весь известный нам набор свойств независимо от того, используются или нет какие-то свойства как полезные. С углублением научного познания расширяются набор свойств и точность их измерения и, как правило, границы применения материалов, явлений.
Товароведческий аспект качества, используемый в стандартизации, еще больше сужает совокупность свойств. Здесь уже рассматриваются только свойства, используемые в том потреблении, для которого создано изделие. Именно с этой его трактовкой больше всего приходится сталкиваться в практической деятельности. Международный стандарт ИСО 8402 дает следующее определение понятия: «Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Если говорить о качестве в той интерпретации, которую дает международный стандарт, то оно не может быть ни низким, ни высоким. Действительно, совокупность свойств не может быть плохой или хорошей. Если хотят дать оценку, то говорят об уровне свойств, т. е. сравнивают данную совокупность свойств с какой-то эталонной. За эталон могут быть приняты лучшие отечественные или международные образцы или требования потребителя. Следовательно, если пользоваться терминологией стандартизации, то «уровень качества» — это степень соответствия совокупности свойств данного вида продукции уровню свойств продукции, принятой за базу для сравнения.
Если речь идет о сравнительной оценке, в зарубежной литературе в качестве синонимов используются термины «относительное качество», «мера качества». Когда о качестве говорят в экономике, то, по существу, подразумевают уровень качества. Покупатель считает качественной ту продукцию, которая соответствует условиям потребления. Совокупность свойств продукции может быть той же, что и год назад, т. е. качество не изменилось, но для покупателя она будет некачественной, если изменились условия потребления или известно о наличии на рынке продукции, более соответствующей этим условиям. Меняется отношение потребителя к совокупности свойств.
Таким образом, качество как экономическая категория — это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которой наделили продукцию ее изготовители для этих условий.
В дальнейшем, говоря о повышении качества, будем иметь в виду именно последнюю трактовку этого понятия. В производственной практике зачастую под некачественной подразумевают продукцию, не соответствующую требованиям нормативно-технической документации (НТД). В этом случае сводят понятие «повышение качества» к уменьшению брака, т. е. уменьшению выпуска продукции, не соответствующей НТД. Это опасное заблуждение, поскольку требования НТД никогда в полной мере не могут соответствовать требованиям потребления. Любой документ узаконивает на какой-то период определенный набор свойств и характеристик, а жизнь непрерывно изменяется.
Если предприятие не изучает постоянно запросы потребителя, то, изготовляя продукцию в полном соответствии с НТД, оно рискует выпускать ее некачественной, т. е. не устраивающей потребителя. В международной практике сложилось правило: если потребитель считает продукцию некачественной, значит, она действительно некачественная, даже если отвечает требованиям контракта. И это не просто декларация, а правило, которому следуют передовые фирмы в своей практике.
Под качеством проекта понимается степень соответствия проектной совокупности свойств условиям потребления, и именно им, а не требованиям потребителя.
Особенно большое значение для достижения высокого качества проекта имеет изучение условий потребления для товаров, поставляемых в другие страны.
Под качеством изготовления понимается степень соответствия фактической совокупности свойств проектному уровню. Иными словами, это как раз соответствие продукции нормативно-технической документации. Когда продукция не соответствует НТД, ее называют браком и либо исправляют дефект, чтобы привести ее в соответствие с НТД, либо утилизируют.
На то, чтобы обеспечивать высокое качество изготовления, направлена в значительной мере система управления качеством, функционирующая на большинстве предприятий. Для многих российских предприятий, производящих гражданскую продукцию, именно качество изготовления является уязвимым местом. Если на предприятиях, производивших оборонную продукцию, качество изготовления всегда было высоким, поскольку система управления качеством там традиционно была первоклассной еще с досоветских времен, то в производстве продукции гражданского назначения, тоже традиционно, к тщательности изготовления отношение было пренебрежительным.
Качество продукции определяется не только качеством проекта и качеством изготовления. Есть еще одна составляющая, особенно значимая для технически сложных товаров долгосрочного пользования, — качество эксплуатации — степень соответствия фактических характеристик продукции условиям потребления не в момент продажи товара, а через определенное время в самой эксплуатации.
Степенью отличия фактической совокупности свойств в процессе эксплуатации от проектного уровня и определяется качество эксплуатации. Оно зависит от надежности товара и от организации послепродажного обслуживания.
Послепродажное обслуживание включает в себя организацию технического обслуживания, консультирования, диагностики, фирменного ремонта и т. д.