Особенности эстетического воспитания школьников с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
Ученики младшего возраста с нарушениями слуха, имеют небольшой запас жизненных впечатлений, они не могут смыслить словеснохудожественными образами, и воспринимают действительность отображенную в произведении как реальность. Учеными выявлена специфика речевого развития слабослышащих, отмечены трудности осмысления читаемого произведения, определены пути и средства коррекционной работы на уроках… Читать ещё >
Особенности эстетического воспитания школьников с нарушениями слуха на уроках литературного чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ученики младшего возраста с нарушениями слуха, имеют небольшой запас жизненных впечатлений, они не могут смыслить словеснохудожественными образами, и воспринимают действительность отображенную в произведении как реальность. Учеными выявлена специфика речевого развития слабослышащих, отмечены трудности осмысления читаемого произведения, определены пути и средства коррекционной работы на уроках чтения (Р. М. Боскис, К. В. Комаров, Л. В. Назарова, Л. В. Николаева). Значительных успехов достигла методика, в которой сочетаются методы работы при изучении художественных текстов (М. И. Никитина). Сурдопедагогами выявлены уровни восприятия литературных произведений слабослышащими учащимися (М. И. Никитина). Исследованы речевые высказывания слабослышащих школьников на уроках чтения (А. А. Штойко). Однако в сурдопедагогике отсутствует единый подход к формированию целенаправленной читательской деятельности младших слабослышащих школьников. Недостаточная теоретическая разработанность и отсутствие необходимого методического оснащения делает чрезвычайно сложным для учителя специальной школы решение задачи формирования квалифицированного читателя. 51, с. 34−36]. Тревожным сигналом, свидетельствующим о неблагополучии в области литературного образования слабослышащих школьников, является снижение их интереса к чтению литературы. В исследованиях сурдопедагогов последнего десятилетия (М. И. Никитина, Е. Л. Гончарова, Е. А. Горбунова, О. А. Красильникова) отмечается, что круг интересов большинства слабослышащих учащихся младших классов остается ограниченным. Они читают лишь программные произведения. Исследования показывают, что многие младшие слабослышащие школьники неохотно и мало читают по ряду причин. К ним можно отнести спад интереса к чтению в обществе; наличие других источников информации, помимо чтения (телевидение, компьютер, и др.); к сожалению, в специальной школе уроки внеклассного чтения часто заменяются другими уроками (уроками развития речи, уроками валеологии, краеведения). Существуют и специфические причины, характерные только для данной категории учащихся. Это снижение слуховой функции, речевое недоразвитие слабослышащих, особенности развития их мыслительных процессов и особенности осмысления ими читаемых текстов. [51, с.41−42]. наивно-реалистически воспринимают читаемое произведение. Они «погружены» в обилие фактов, картин, событий, которые стремятся понять и запомнить. В этом возрасте слабослышащих читателей интересует сюжет рассказа. Литературные персонажи воспринимаются детьми как реально существующие люди. Дети стремятся называть поступки персонажа, но из-за речевого недоразвития не могут их мотивировать и затрудняются определить характер литературного героя, поэтому часто используют неопределенную оценочную лексику («нравится», «не нравится»). Поэтому, учитывая особенности детей с нарушениями слуха, необходимо смоделировать иную модель литературного развития на уроках литературного чтения. Важно сформировать у учащихся первоначальные умения работы с художественными произведениями: анализировать его, выделять главную мысль и соотносить её с идеей. Наша задача-воспитать вдумчивого читателя, который воспринимает литературу как отражение реальной жизни в художественной форме. Именно в начальной школе формируются обеспечивающие читательскую и литературно-творческую деятельность мотивы, установки, умения.
В исследованиях сурдопедагогов (О.А.Красильникова, М.И. Никитина) отмечается, что слабослышашие младшие школьники усваивают литературный материал лучше чем глухие дети. Они более восприимчивы к восприятию художественного текста, доверчивы к авторитету и любознательны. Литературное развитие рассматривается нами как возрастной и одновременно учебный процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями, а также как процесс развития собственного литературного творчества. Ведущими целями обучения должны стать: введение слабослышащего ребенка в мир художественной словесности и формирование соответствующих возрасту полноценных читательских позиций школьников.