Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Содержание деятельности учителя по формированию творчества младших школьников в процессе обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В экспериментальном классе — высокий уровень по песенному творчеству имеют 12 (52,1%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий 3 ученика, что составляет 26,2%. Импровизация на детских музыкальных инструментах высокий уровень развития 16 учащихся (69,5%); низкий уровень наблюдается у 7 учеников (30,4%). Ритм — высокий уровень 12 учащихся, что составляет 52,1%; средний уровень имеют 9 (39,1… Читать ещё >

Содержание деятельности учителя по формированию творчества младших школьников в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В исследовании принимали участие учащиеся 1 «Б» класса (экспериментальный класс) в количестве 23 человека и 1 «А» класса (контрольный класс) в количестве 23 человек. Средний возраст детей 6−7 лет.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

  • 1. Констатирующий. Цель: выявить исходный уровень сформированноститворчества у учащихся 1 класса.
  • 2. Организация и проведение работы по повышению уровня развития творчества младших школьников. Цель: разработать систему мероприятий в качестве средства формирования творческих способностей.
  • 3. Формирующий. Цель: повторная диагностика уровня творчества младших школьников, анализ полученных результатов, подведение итогов.

Эффективность педагогического исследования по формированию творчества младших школьников оценивалась по следующим методикам:

  • — Методика «Склонность к творчеству» А. И. Савенков (Приложение 30).
  • — МетодикаВартега «Круги» (Приложение 31).
  • — Методика «Диагностика музыкально-творческих способностей детей» К. В. Тарасова (Приложение 32).

Для выявления степени развития склонности к творчеству использовалась методика «Склонность к творчеству». Цель методики в том, чтобы выявить, в какой степени развита склонность к творчеству у учащихся.

В ходе проведения исследования учащимся было предложено 12 вопросов творческого характера, на которые им необходимо было дать ответ либо «да», либо «нет». Эксперимент проводился в естественных условиях, вопросы были составлены с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания. Ответ «да» оценивался в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.

По степени проявления данного показателя выделяют следующие уровни:

  • 10 и более баллов — высокий уровень склонности к творчеству, если ребенок проявляет инициативу, придумывает интересные и оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей.
  • 5−9 баллов — средний уровень направленности на творческую деятельность.
  • 4 и менее баллов — низкий уровень склонности к творчеству.

Первый срез по развитию склонности к творчеству учащихся показал следующие результаты:

  • — в экспериментальном классе высокий уровень развития склонности к творчеству имеют 8 учащихся (34,8%); средний уровень — 5 учащихся (21,8%); низкий уровень — 10 учеников (43,4%) (Приложение 33).
  • — в контрольном классе высокий уровень развития склонности к творчеству показали 9 учеников, что составляет 39,2%; средний уровень 4 ученика (17,4%); и низкий уровень 10 учеников (43,4%) (Приложение 34). Результаты данного исследования отображены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты развития склонности к творчеству учащихся 1 классов «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).

Класс Уровень.

Экспериментальный 1 «Б».

Контрольный 1 «А».

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Высокий.

34,8.

39,2.

Средний.

21,8.

17,4.

Низкий.

43,4.

43,4.

По данным таблицы 1 построена диаграмма рисунок 1.

Второй срез по методике «Склонность к творчеству» показал следующие результаты:

  • — в экспериментальном классе произошли следующие изменения: высокий уровень развития склонности к творчеству имеют 12 учеников, что составляет 52,1%; средний уровень наблюдается у 5 учащихся, что составляет 21,8%; низкий уровень развития склонности к творчеству имеют 6 учеников, что составляет 26,2% (Приложение 33).
  • — в контрольном классе высокий уровень развития склонности к творчеству показали 10 учеников (43,4%); средний уровень 6 учеников, т. е. 26,2%; и низкий уровень 7 учеников (30,4%) (Приложение 34). В таблице 2 отображены результаты данного исследования.

Таблица 2 Результаты развития склонности к творчеству учащихся 1 классов КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).

Уровни.

Экспериментальный 1 «Б» класс.

Контрольный 1 «А» класс.

Кол-воуч-ся.

%.

Кол-воуч-ся.

%.

Высокий.

52,1.

43,4.

Средний.

21,8.

26,2.

Низкий.

26,2.

30,4.

По данным таблицы 2 построена диаграмма рисунок 2.

Уровень развития склонности к творчеству учащихся 1 классов КГУ «Общеобразовательной школы №3» г. Шахтинска.

Рисунок 2. Уровень развития склонности к творчеству учащихся 1 классов КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.

Для выявления степени развития творческих способностей, использовалась методика «Круги». Целью методики является выявить степень развития творческих способностей у учащихся.

В ходе проведения исследования учащимся предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание превратить кружочки в какие-нибудь необычные предметы. Задачей учащихся состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. На выполнение задание дается 5 минут. Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости. В таблице 3 отображены результаты исследования по развитию творческих способностей учащихся. Первый срез по развитию творческих способностей учащихся (экспериментального) класса результаты, которые отображены в таблице 3.

Таблица 3 Результаты развития творческих способностей учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).

Уровень.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Критерии.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Оригинальность.

30,4.

26,8.

43,4.

Гибкость.

34,8.

26,8.

39,1.

Беглость.

34,8.

30,4.

34,8.

По данным таблицы 3 построена диаграмма рисунок 3.

Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «Б» класса КГУ «Общеобразовательной школы №3» г. Шахтинска.

Рисунок 3. Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «Б» класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.

Первый срез по развитию творческих способностей учащихся (контрольного) класса показал следующие результаты:

— в контрольном классе высокий уровень оригинальности имеют 6 учащихся, что составляет 26,8%; средний уровень имеют 5 учеников, что составляет 21,7%; низкий уровень имеют 12 учеников, что составляет 52,1%. По показателям гибкости высокий уровень имеют 7 учащихся, что составляет 30,4%; средний уровень 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 10 учеников, что составляет 43,4%. По показателям беглости высокий уровень имеют 9 учащихся, что составляет 39,1%; средний уровень имеют 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 8 учеников, что составляет 34,8% (Приложение 36). Результаты данного исследования отображены в таблице 4.

Таблица 4 Результаты развития творческих способностей учащихся 1 «А» класса (контрольного) КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).

Уровень.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Критерии.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Оригинальность.

26,8.

21,7.

52,1.

Гибкость.

30,4.

26,8.

43,4.

Беглость.

39,1.

26,8.

34,8.

По данным таблицы 4 построена диаграмма рисунок 4.

Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «А» класса КГУ «Общеобразовательной школы №3» г. Шахтинска.

Рисунок 4. Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «А» класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.

Второй срез по развития творческих способностей учащихся (экспериментального) класса показал следующие результаты:

— в экспериментальном классе высокий уровень оригинальности наблюдается у 10 учащихся, что составляет 43,4%; средний уровень 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 7 учащихся, что составляет 30,4%. По показателям гибкости высокий уровень имеют 9 учащихся, что составляет 39,1%; средний уровень имеют 7 учащихся, что составляет 30,4%; низкий уровень имеют 7 учащихся, что составляет 30,%. По показателям беглости высокий уровень имеют 10 учащихся, что составляет 43,4%; средний уровень 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 7 учеников, что составляет 30,4% (Приложение 35). Результаты данного исследования отображены в таблице 5.

Второй срез по развития творческих способностей учащихся (контрольного) класса показал следующие результаты:

в контрольном классе высокий уровень оригинальности имеют 8 учащихся, что составляет 34,8%; средний уровень 7 учащихся, что составляет 30,4%; низкий уровень имеют 8 учеников, что составляет 34,8%.

Таблица 5 Результаты развития творческих способностей учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).

Уровень.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Критерии.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Оригинальность.

43,4.

26,8.

30,4.

Гибкость.

39,1.

30,4.

30,4.

Беглость.

43,4.

34,8.

21,7.

По данным таблицы 5 построена диаграмма рисунок 5.

Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «Б» класса КГУ «Общеобразовательной школы №3» г. Шахтинска.

Рисунок 5. Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «Б» класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.

— По показателям гибкости высокий уровень имеют 8 учащихся, что составляет 34,8%; средний уровень имеют 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 9 учеников, что составляет 39,1%. По показателям беглости высокий уровень имеют 10 учащихся (43,4%); средний уровень имеют 8 учащихся, что составляет 34,8%; низкий уровень имеют 5 учеников, что составляет 21,7% (Приложение 36). Результаты данного исследования отображены в таблице 6.

Таблица 6 Результаты развития творческих способностей учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).

Уровень.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Критерии.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Оригинальность.

34,8.

30,4.

34,8.

Гибкость.

34,8.

26,8.

39,1.

Беглость.

43,4.

34,8.

21,7.

По данным таблицы 6 построена диаграмма рисунок 6.

Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы №3» г. Шахтинска.

Рисунок 6. Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.

Диагностика использовалась для определения уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся. Методика позволяет фиксировать значимые проявления музыкально-творческих способностей и реальные уровни их сформированности у учащихся. Данная методика включает способности учащихся, которые проявляются в различных видах детской музыкальной деятельности: песенное творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, озвучивание ритма, музыкально-ритмическое творчество.

Первый срез по определению развития музыкально-творческих способностей учащихся (экспериментального) класса показал следующие результаты:

— в экспериментальном классе в песенном творчестве — высокий уровень имеют 9 учащихся (39,1%); средний уровень — 8 учащихся (34,7%); низкий — 6 учеников (26,2%). В импровизации на детских музыкальных инструментах высокий уровень 14 учащихся (60,8%); низкий уровень — 9 учеников (39,1%). В озвучивании ритма — высокий уровень имеют 11 учащихся, что составляет 47,8%; средний уровень — 9 (39,1%); низкий уровень — 3 учащихся (13%). В музыкально-ритмическом творчестве — высокий уровень 13 учащихся (56,5%(; средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий уровень 2 ученика (8,6%() (Приложение 37). Результаты данного исследования отображены в таблице 7.

Таблица 7 Результаты развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).

Уровень Музыкальная деятельность.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Песенное творчество.

39,1.

34,7.

26,2.

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

60,8.

;

;

39,1.

Озвучивание ритма.

47,8.

39,1.

Музыкально-ритмическое творчество.

56,5.

34,7.

8,6.

По данным таблицы 7 построена диаграмма рисунок 7.

Уровень развития музыкально-творческих способностей различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы №3» г. Шахтинска.

Рисунок 7. Уровень развития музыкально-творческих способностей различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.

Первый срез по определению развития музыкально-творческих способностей учащихся (контрольного) класса показал следующие результаты:

— в контрольном классе — высокий уровень по песенному творчеству имеют 8 учащихся (34,7%); средний уровень имеют 8 учащихся (34,7%); низкий 7 учеников (30,6%). Импровизация на детских музыкальных инструментах высокий уровень развития — 11 учащихся (47,8%); низкий уровень — 12 учеников (52,1%). Озвучивание ритма — высокий уровень 9 учащихся (39,1%); средний уровень 10 (43,4%); низкий уровень имеют 4 учащихся (17,3%). Музыкально-ритмическое творчество с высоким уровенем 11 учащихся, что составляет 47,8%; средний уровень — 9 учащихся (39,1%); низкий уровень — 3 ученика (13%) (Приложение 38). Результаты данного исследования отображены в таблице 8.

Результаты данного исследования отображены в таблице 8.

Таблица 8 Результаты развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).

Уровень Музыкальная деятельность.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Песенное творчество.

34,7.

34,7.

30,6.

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

47,8.

;

;

52,1.

Озвучивание ритма.

39,1.

43,4.

17,3.

Музыкально-ритмическое творчество.

47,8.

39,1.

По данным таблицы 8 построена диаграмма рисунок 8.

Уровень развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А».

Рисунок 8. Уровень развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области.

Второй срез по определению уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся (экспериментального) класса показал следующие результаты:

— в экспериментальном классе — высокий уровень по песенному творчеству имеют 12 (52,1%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий 3 ученика, что составляет 26,2%. Импровизация на детских музыкальных инструментах высокий уровень развития 16 учащихся (69,5%); низкий уровень наблюдается у 7 учеников (30,4%). Ритм — высокий уровень 12 учащихся, что составляет 52,1%; средний уровень имеют 9 (39,1%); низкий уровень 2 ученика (8,6%). Музыкально-ритмическое творчество — высокий уровень 14 учащихся (60,8%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий уровень 1 учащийся (4,3%) (Приложение 37). Результаты данного исследования отображены в таблице 9.

Таблица 9 Результаты развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).

Уровень Музыкальная деятельность.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Песенное творчество.

52,1.

34,7.

26,2.

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

69,5.

30,4.

Озвучивание ритма.

52,1.

39,1.

8,6.

Музыкально-ритмическое творчество.

60,8.

34,7.

4,3.

Второй срез по определению уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся (контрольного) класса показал следующие результаты:

— в контрольном классе высокий уровень развития по песенному творчеству 10 учащихся (43,4%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий 5 учеников (21,7%). По данным таблицы 9 построена диаграмма рисунок 9.

Уровень развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б»(экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы №3»г.Шахтинска.

Рисунок 9. Уровень развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б"(экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3"г.Шахтинска.

Импровизация на детских музыкальных инструментах высокий уровень развития 14 учащихся, что составляет 60,8%; низкий уровень имеют 9 учеников, что составляет 39,1%. Ритм — высокий уровень 10 учащихся (43,4%); средний уровень имеют 9 (39,1%); низкий уровень 4 учащихся (17,3%). Музыкально-ритмическое творчество — высокий уровень 12 учащихся (52,1%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий уровень 3 ученика (13%) (Приложение 38). Результаты данного исследования отображены в таблице 10.

Таблица 10 Результаты развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).

Уровень Музыкальная деятельность.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Кол-во уч-ся.

%.

Песенное творчество.

43,4.

34,7.

21,7.

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

60,8.

39,1.

Озвучивание ритма.

43,4.

39,1.

17,3.

Музыкально-ритмическое творчество.

52,1.

34,7.

По данным таблицы 10 построена диаграмма рисунок 10.

Уровень развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы №3» г. Шахтинска.

Рисунок 10. Уровень развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать вывод, что разработанная система мероприятий по формированию творчества младших школьников в процессе обучения, дала свои положительные результаты, повлияла на общий уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.

Таким образом, результаты исследования привели к следующим выводам: большое значение имеет деятельность учителя по формированию творчества младших школьников, так как независимо от уровня развития каждый учащийся нуждается в помощи взрослого в большей или меньшей степени. Результаты диагностики уровней проявления творчества учеников показали, что больше половины детей имеют высокий уровень развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой