Содержание деятельности учителя по формированию творчества младших школьников в процессе обучения
В экспериментальном классе — высокий уровень по песенному творчеству имеют 12 (52,1%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий 3 ученика, что составляет 26,2%. Импровизация на детских музыкальных инструментах высокий уровень развития 16 учащихся (69,5%); низкий уровень наблюдается у 7 учеников (30,4%). Ритм — высокий уровень 12 учащихся, что составляет 52,1%; средний уровень имеют 9 (39,1… Читать ещё >
Содержание деятельности учителя по формированию творчества младших школьников в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В исследовании принимали участие учащиеся 1 «Б» класса (экспериментальный класс) в количестве 23 человека и 1 «А» класса (контрольный класс) в количестве 23 человек. Средний возраст детей 6−7 лет.
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:
- 1. Констатирующий. Цель: выявить исходный уровень сформированноститворчества у учащихся 1 класса.
- 2. Организация и проведение работы по повышению уровня развития творчества младших школьников. Цель: разработать систему мероприятий в качестве средства формирования творческих способностей.
- 3. Формирующий. Цель: повторная диагностика уровня творчества младших школьников, анализ полученных результатов, подведение итогов.
Эффективность педагогического исследования по формированию творчества младших школьников оценивалась по следующим методикам:
- — Методика «Склонность к творчеству» А. И. Савенков (Приложение 30).
- — МетодикаВартега «Круги» (Приложение 31).
- — Методика «Диагностика музыкально-творческих способностей детей» К. В. Тарасова (Приложение 32).
Для выявления степени развития склонности к творчеству использовалась методика «Склонность к творчеству». Цель методики в том, чтобы выявить, в какой степени развита склонность к творчеству у учащихся.
В ходе проведения исследования учащимся было предложено 12 вопросов творческого характера, на которые им необходимо было дать ответ либо «да», либо «нет». Эксперимент проводился в естественных условиях, вопросы были составлены с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания. Ответ «да» оценивался в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.
По степени проявления данного показателя выделяют следующие уровни:
- 10 и более баллов — высокий уровень склонности к творчеству, если ребенок проявляет инициативу, придумывает интересные и оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей.
- 5−9 баллов — средний уровень направленности на творческую деятельность.
- 4 и менее баллов — низкий уровень склонности к творчеству.
Первый срез по развитию склонности к творчеству учащихся показал следующие результаты:
- — в экспериментальном классе высокий уровень развития склонности к творчеству имеют 8 учащихся (34,8%); средний уровень — 5 учащихся (21,8%); низкий уровень — 10 учеников (43,4%) (Приложение 33).
- — в контрольном классе высокий уровень развития склонности к творчеству показали 9 учеников, что составляет 39,2%; средний уровень 4 ученика (17,4%); и низкий уровень 10 учеников (43,4%) (Приложение 34). Результаты данного исследования отображены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты развития склонности к творчеству учащихся 1 классов «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).
Класс Уровень. | Экспериментальный 1 «Б». | Контрольный 1 «А». | |||
Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | ||
Высокий. | 34,8. | 39,2. | |||
Средний. | 21,8. | 17,4. | |||
Низкий. | 43,4. | 43,4. | |||
По данным таблицы 1 построена диаграмма рисунок 1.
Второй срез по методике «Склонность к творчеству» показал следующие результаты:
- — в экспериментальном классе произошли следующие изменения: высокий уровень развития склонности к творчеству имеют 12 учеников, что составляет 52,1%; средний уровень наблюдается у 5 учащихся, что составляет 21,8%; низкий уровень развития склонности к творчеству имеют 6 учеников, что составляет 26,2% (Приложение 33).
- — в контрольном классе высокий уровень развития склонности к творчеству показали 10 учеников (43,4%); средний уровень 6 учеников, т. е. 26,2%; и низкий уровень 7 учеников (30,4%) (Приложение 34). В таблице 2 отображены результаты данного исследования.
Таблица 2 Результаты развития склонности к творчеству учащихся 1 классов КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).
Уровни. | Экспериментальный 1 «Б» класс. | Контрольный 1 «А» класс. | |||
Кол-воуч-ся. | %. | Кол-воуч-ся. | %. | ||
Высокий. | 52,1. | 43,4. | |||
Средний. | 21,8. | 26,2. | |||
Низкий. | 26,2. | 30,4. | |||
По данным таблицы 2 построена диаграмма рисунок 2.
Рисунок 2. Уровень развития склонности к творчеству учащихся 1 классов КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.
Для выявления степени развития творческих способностей, использовалась методика «Круги». Целью методики является выявить степень развития творческих способностей у учащихся.
В ходе проведения исследования учащимся предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание превратить кружочки в какие-нибудь необычные предметы. Задачей учащихся состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. На выполнение задание дается 5 минут. Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости. В таблице 3 отображены результаты исследования по развитию творческих способностей учащихся. Первый срез по развитию творческих способностей учащихся (экспериментального) класса результаты, которые отображены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты развития творческих способностей учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).
Уровень. | Высокий. | Средний. | Низкий. | ||||
Критерии. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | |
Оригинальность. | 30,4. | 26,8. | 43,4. | ||||
Гибкость. | 34,8. | 26,8. | 39,1. | ||||
Беглость. | 34,8. | 30,4. | 34,8. | ||||
По данным таблицы 3 построена диаграмма рисунок 3.
Рисунок 3. Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «Б» класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.
Первый срез по развитию творческих способностей учащихся (контрольного) класса показал следующие результаты:
— в контрольном классе высокий уровень оригинальности имеют 6 учащихся, что составляет 26,8%; средний уровень имеют 5 учеников, что составляет 21,7%; низкий уровень имеют 12 учеников, что составляет 52,1%. По показателям гибкости высокий уровень имеют 7 учащихся, что составляет 30,4%; средний уровень 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 10 учеников, что составляет 43,4%. По показателям беглости высокий уровень имеют 9 учащихся, что составляет 39,1%; средний уровень имеют 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 8 учеников, что составляет 34,8% (Приложение 36). Результаты данного исследования отображены в таблице 4.
Таблица 4 Результаты развития творческих способностей учащихся 1 «А» класса (контрольного) КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).
Уровень. | Высокий. | Средний. | Низкий. | ||||
Критерии. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | |
Оригинальность. | 26,8. | 21,7. | 52,1. | ||||
Гибкость. | 30,4. | 26,8. | 43,4. | ||||
Беглость. | 39,1. | 26,8. | 34,8. | ||||
По данным таблицы 4 построена диаграмма рисунок 4.
Рисунок 4. Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «А» класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.
Второй срез по развития творческих способностей учащихся (экспериментального) класса показал следующие результаты:
— в экспериментальном классе высокий уровень оригинальности наблюдается у 10 учащихся, что составляет 43,4%; средний уровень 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 7 учащихся, что составляет 30,4%. По показателям гибкости высокий уровень имеют 9 учащихся, что составляет 39,1%; средний уровень имеют 7 учащихся, что составляет 30,4%; низкий уровень имеют 7 учащихся, что составляет 30,%. По показателям беглости высокий уровень имеют 10 учащихся, что составляет 43,4%; средний уровень 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 7 учеников, что составляет 30,4% (Приложение 35). Результаты данного исследования отображены в таблице 5.
Второй срез по развития творческих способностей учащихся (контрольного) класса показал следующие результаты:
в контрольном классе высокий уровень оригинальности имеют 8 учащихся, что составляет 34,8%; средний уровень 7 учащихся, что составляет 30,4%; низкий уровень имеют 8 учеников, что составляет 34,8%.
Таблица 5 Результаты развития творческих способностей учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).
Уровень. | Высокий. | Средний. | Низкий. | ||||
Критерии. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | |
Оригинальность. | 43,4. | 26,8. | 30,4. | ||||
Гибкость. | 39,1. | 30,4. | 30,4. | ||||
Беглость. | 43,4. | 34,8. | 21,7. | ||||
По данным таблицы 5 построена диаграмма рисунок 5.
Рисунок 5. Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «Б» класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.
— По показателям гибкости высокий уровень имеют 8 учащихся, что составляет 34,8%; средний уровень имеют 6 учащихся, что составляет 26,8%; низкий уровень имеют 9 учеников, что составляет 39,1%. По показателям беглости высокий уровень имеют 10 учащихся (43,4%); средний уровень имеют 8 учащихся, что составляет 34,8%; низкий уровень имеют 5 учеников, что составляет 21,7% (Приложение 36). Результаты данного исследования отображены в таблице 6.
Таблица 6 Результаты развития творческих способностей учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).
Уровень. | Высокий. | Средний. | Низкий. | ||||
Критерии. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | |
Оригинальность. | 34,8. | 30,4. | 34,8. | ||||
Гибкость. | 34,8. | 26,8. | 39,1. | ||||
Беглость. | 43,4. | 34,8. | 21,7. | ||||
По данным таблицы 6 построена диаграмма рисунок 6.
Рисунок 6. Уровень развития творческих способностей учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.
Диагностика использовалась для определения уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся. Методика позволяет фиксировать значимые проявления музыкально-творческих способностей и реальные уровни их сформированности у учащихся. Данная методика включает способности учащихся, которые проявляются в различных видах детской музыкальной деятельности: песенное творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, озвучивание ритма, музыкально-ритмическое творчество.
Первый срез по определению развития музыкально-творческих способностей учащихся (экспериментального) класса показал следующие результаты:
— в экспериментальном классе в песенном творчестве — высокий уровень имеют 9 учащихся (39,1%); средний уровень — 8 учащихся (34,7%); низкий — 6 учеников (26,2%). В импровизации на детских музыкальных инструментах высокий уровень 14 учащихся (60,8%); низкий уровень — 9 учеников (39,1%). В озвучивании ритма — высокий уровень имеют 11 учащихся, что составляет 47,8%; средний уровень — 9 (39,1%); низкий уровень — 3 учащихся (13%). В музыкально-ритмическом творчестве — высокий уровень 13 учащихся (56,5%(; средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий уровень 2 ученика (8,6%() (Приложение 37). Результаты данного исследования отображены в таблице 7.
Таблица 7 Результаты развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).
Уровень Музыкальная деятельность. | Высокий. | Средний. | Низкий. | ||||
Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | ||
Песенное творчество. | 39,1. | 34,7. | 26,2. | ||||
Импровизация на детских музыкальных инструментах. | 60,8. | ; | ; | 39,1. | |||
Озвучивание ритма. | 47,8. | 39,1. | |||||
Музыкально-ритмическое творчество. | 56,5. | 34,7. | 8,6. | ||||
По данным таблицы 7 построена диаграмма рисунок 7.
Рисунок 7. Уровень развития музыкально-творческих способностей различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.
Первый срез по определению развития музыкально-творческих способностей учащихся (контрольного) класса показал следующие результаты:
— в контрольном классе — высокий уровень по песенному творчеству имеют 8 учащихся (34,7%); средний уровень имеют 8 учащихся (34,7%); низкий 7 учеников (30,6%). Импровизация на детских музыкальных инструментах высокий уровень развития — 11 учащихся (47,8%); низкий уровень — 12 учеников (52,1%). Озвучивание ритма — высокий уровень 9 учащихся (39,1%); средний уровень 10 (43,4%); низкий уровень имеют 4 учащихся (17,3%). Музыкально-ритмическое творчество с высоким уровенем 11 учащихся, что составляет 47,8%; средний уровень — 9 учащихся (39,1%); низкий уровень — 3 ученика (13%) (Приложение 38). Результаты данного исследования отображены в таблице 8.
Результаты данного исследования отображены в таблице 8.
Таблица 8 Результаты развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (1 срез).
Уровень Музыкальная деятельность. | Высокий. | Средний. | Низкий. | ||||
Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | ||
Песенное творчество. | 34,7. | 34,7. | 30,6. | ||||
Импровизация на детских музыкальных инструментах. | 47,8. | ; | ; | 52,1. | |||
Озвучивание ритма. | 39,1. | 43,4. | 17,3. | ||||
Музыкально-ритмическое творчество. | 47,8. | 39,1. | |||||
По данным таблицы 8 построена диаграмма рисунок 8.
Рисунок 8. Уровень развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области.
Второй срез по определению уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся (экспериментального) класса показал следующие результаты:
— в экспериментальном классе — высокий уровень по песенному творчеству имеют 12 (52,1%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий 3 ученика, что составляет 26,2%. Импровизация на детских музыкальных инструментах высокий уровень развития 16 учащихся (69,5%); низкий уровень наблюдается у 7 учеников (30,4%). Ритм — высокий уровень 12 учащихся, что составляет 52,1%; средний уровень имеют 9 (39,1%); низкий уровень 2 ученика (8,6%). Музыкально-ритмическое творчество — высокий уровень 14 учащихся (60,8%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий уровень 1 учащийся (4,3%) (Приложение 37). Результаты данного исследования отображены в таблице 9.
Таблица 9 Результаты развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б» (экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).
Уровень Музыкальная деятельность. | Высокий. | Средний. | Низкий. | ||||
Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | ||
Песенное творчество. | 52,1. | 34,7. | 26,2. | ||||
Импровизация на детских музыкальных инструментах. | 69,5. | 30,4. | |||||
Озвучивание ритма. | 52,1. | 39,1. | 8,6. | ||||
Музыкально-ритмическое творчество. | 60,8. | 34,7. | 4,3. | ||||
Второй срез по определению уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся (контрольного) класса показал следующие результаты:
— в контрольном классе высокий уровень развития по песенному творчеству 10 учащихся (43,4%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий 5 учеников (21,7%). По данным таблицы 9 построена диаграмма рисунок 9.
Рисунок 9. Уровень развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «Б"(экспериментального) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3"г.Шахтинска.
Импровизация на детских музыкальных инструментах высокий уровень развития 14 учащихся, что составляет 60,8%; низкий уровень имеют 9 учеников, что составляет 39,1%. Ритм — высокий уровень 10 учащихся (43,4%); средний уровень имеют 9 (39,1%); низкий уровень 4 учащихся (17,3%). Музыкально-ритмическое творчество — высокий уровень 12 учащихся (52,1%); средний уровень 8 учащихся (34,7%); низкий уровень 3 ученика (13%) (Приложение 38). Результаты данного исследования отображены в таблице 10.
Таблица 10 Результаты развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска Карагандинской области (2 срез).
Уровень Музыкальная деятельность. | Высокий. | Средний. | Низкий. | ||||
Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | Кол-во уч-ся. | %. | ||
Песенное творчество. | 43,4. | 34,7. | 21,7. | ||||
Импровизация на детских музыкальных инструментах. | 60,8. | 39,1. | |||||
Озвучивание ритма. | 43,4. | 39,1. | 17,3. | ||||
Музыкально-ритмическое творчество. | 52,1. | 34,7. | |||||
По данным таблицы 10 построена диаграмма рисунок 10.
Рисунок 10. Уровень развития музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности учащихся 1 «А» (контрольного) класса КГУ «Общеобразовательной школы № 3» г. Шахтинска.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать вывод, что разработанная система мероприятий по формированию творчества младших школьников в процессе обучения, дала свои положительные результаты, повлияла на общий уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.
Таким образом, результаты исследования привели к следующим выводам: большое значение имеет деятельность учителя по формированию творчества младших школьников, так как независимо от уровня развития каждый учащийся нуждается в помощи взрослого в большей или меньшей степени. Результаты диагностики уровней проявления творчества учеников показали, что больше половины детей имеют высокий уровень развития.