Психолого-педагогические аспекты теории эстетического воспитания подростков в современной школе
Чувство красоты, являющееся доминантой эстетической культуры личности, предполагает такую систему взаимоотношений человека с окружающим миром, результатом которой служит духовное наслаждение. Иначе говоря, все, что в природном, предметном и социальном мире выступает предметом неутилитарного, самодовлеющего созерцания и доставляет человеку духовное наслаждение в самых разнообразных формах… Читать ещё >
Психолого-педагогические аспекты теории эстетического воспитания подростков в современной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и задачи эстетического воспитания школьников
Эстетика — это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.
Как утверждает Сластенин В. А.: «Эстетическое воспитание — это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у школьников систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей. Одновременно с этим эстетическое воспитание развивает у школьников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также посильно проявлять себя в искусстве» [25, с.279].
Педагогическая энциклопедия дает следующее определение: «Эстетическое воспитание — целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитии ее способности к эстетическому восприятию явление действительности и произведении искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства». 31, с.625−626].
В современном обществе главной целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности. Вместе с тем эстетическое воспитание — это своеобразное специфическое средство решения общей задачи воспитания нового человека. В сочетании единой цели и специфических средств ее достижения — особенности эстетического воспитания как составной части общего воспитания. [39, с.116].
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей и духовного наследия общества. 32, с.246].
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественно-творческого мышления, предполагает воспитание хорошего художественного вкуса.
Для любой творческой деятельности, характерен познавательный процесс, когда существуют в единстве восприятие объекта и осмысление его. Психологи отмечают значение для личностного опыта первого впечатления об объекте, видимо, первые встречи пробуждают эмоции и эстетическое отношение к деятельности как первые формы личностного восприятия. Но существует и закономерность: при многократном и монотонном обращении к объекту затушевываются его эстетические свойства.
Мерой и показателем уровня эстетического развития и воспитания человека служит его эстетическая культура. При всем многообразии видов и форм человеческого бытия человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру и искусство. Красота и творчество вывели человека из варварского состояния. Путь воссоединения мира человека с миром высших человеческих ценностей — это путь и судьба человека культуры. Обреченный на истинно человеческое существование, он тем самым обречен на созидание собственной эстетической культуры. Красота порождает творческий взлет, а равнодушие и невнимание к ней приземляют человека, лишают чувств духовного наслаждения и возможностей преображения мира. [41, с.173].
Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведении и деятельности, а именно:
- · эмоционально-чувственная отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное, героическое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и способность управлять своими чувствами;
- · овладение культурным наследием прошлого. Отношение к современному искусству;
- · степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
- · практическое участи в создании прекрасного в жизни;
- · потребность и умение строить жизнь «по законам красоты».
Уровень развития эстетической культуры школьников, как показывает ее изучение, неоднороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, труде, учении. 29, с.378].
Существует определенное противоречие между кажущейся легкостью и обыденностью представлений об эстетической культуре человека и научным пониманием проблем эстетических оснований высокой культуры, ее современных типов, форм, сфер, уровней.
Материальная и духовная культуры находятся в органическом единстве, образуя единый тип культуры, который фиксирует качественное своеобразие жизнедеятельности:
- * в определенные исторические эпохи (например, культура Возрождения);
- * для различных социальных групп, наций, народностей (например, молодежная культура, русская культура);
- * в конкретных сферах жизни человека и общества (например, культура труда, быта, общения).
Объяснение столь сложного и многогранного явления, как культура, в современной философской литературе базируется на следующих подходах.
- -Аксиологическом, где культура рассматривается как воплощение определенных человеческих ценностей. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности. Среди них исторически сложившийся триумвират главных человеческих ценностей: истина — добро — красота.
- -Деятельностно-праксиологическом, поскольку главным определяющим фактором развития культуры являются созидание и деятельность, связанные с созданием новых материальных и духовных ценностей. Материально-практическая и духовная деятельность выступают важной стороной, причиной и способом развития культуры.
- — Эвристическом, связывающим культуру с характеристиками творческой деятельности человека, с его продуктивным мышлением, преобразованием мира предметов, в результате которых рождается новый, уникальный, ранее не существовавший результат.
- — Семиотическом, рассматривающем культуру как совокупность знаковых систем, с помощью которых человечество передает от поколения к поколению социальную информацию и память. Например, язык как знаковая система и такие его уровни, как семантический, синтаксический, прагматический, выражают и передают определенное культурное содержание.
- -Морфологическом, устанавливающем оппозиции и оси культуры (например, официальная — альтернативная; элитарная — массовая; классическая — популярная и др.).
- -Суммативном, где в культуре усматривается сумма разнообразных процессов и результатов деятельности человека и общества.
Наряду с новыми для отечественной традиции исследований методологическими подходами к анализу явлений мира культуры, такими, как феноменологический, экзистенциальный, психоаналитический; сегодня большинством ученых признается в качестве главного и определяющего деятельностно-системообразующий подход или фактор изучения культуры. Именно он вскрывает человеческую сущность культуры. Следовательно, все то, что несовместимо с гуманистическим развитием личности, относится к разряду антикультуры. В последнее время тенденция к размежеванию подходов в изучении культуры сменилась идеей перспективности и плодотворности системного подхода к разработке этого понятия. Построение достаточно полной модели субъектов, уровней, видов, типов культуры позволяет обеспечить системный подход к исследованию этого феномена.
Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к труду, между собой и к самим себе.
Учитывая то, что субъектом культуры может быть общество в целом, нация, отдельная социальная группа, индивид, важно провести оппозицию предметная и личностная формы существования культуры и дать рабочее определение понятия культура личности.
Предметы и явления, созданные не природой, а людьми, — многообразны. Это архитектурные сооружения, машины, произведения науки, искусства, техники, нормы морали, право. Предметные результаты деятельности людей, или предметные формы существования культуры, обладают культурными свойствами, в отличие от предметов природы.
Свойство и качество вещи отражает качество труда, создавшего эту вещь. Чем совершеннее, богаче, разностороннее труд, тем совершеннее его продукт. Качество труда и его продукт воплощают в себе уровень развития его творца, степень его физического и нравственного совершенства.
Все предметное и духовное богатство общества в виде результатов человеческой деятельности — это лишь внешняя форма существования культуры. Внутренняя форма культуры фиксирует воплощение исторически развитых и общественно сформированных человеческих способностей, умений, знаний. Следовательно, действительным содержанием и причиной существования культуры является историческое развитие человеческих сил и способностей, которые воплощены в предметной действительности, или во «второй природе». Реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей образуют личностную форму существования культуры. Таким образом, культура личности — это качества самих людей, уровень их духовного развития. Необычайно важно социальные параметры существования человека в обществе обратить в культурные параметры, определяемые потребностями развития самого человека как свободной индивидуальности. Культура личности — это способность действовать в масштабах истинной человечности, универсальности и творчества.
Под личностью следует понимать человека, биологическая и социальная природа которого реализуется не только в предметной внешней культуре, но и в собственном естественно данном природном материале, в психофизических особенностях его характера, ума, способностей, интересов. Личность формируется совокупной культурой человека. Культура личности кроется в уяснении характера сцепления и связи индивидуально-неповторимого и родового — всеобщего. Так, учитель музыки, не обладающий личностной музыкальной культурой, способен обучить детей правильному пению. Но и он, и его ученики могут не иметь никакого отношения к музыкальной культуре.
Внешние признаки образованности еще не делают человека субъектом культуры или культурной личностью. Культура формируется не как процесс нейтрального освоения готовой информации, а в общении с другой личностью, выступающей субъектом культуры. Неповторимая индивидуальность педагога как носителя культуры и субъекта межличностного общения с учащимися придает межличностному взаимоотношению уникальность, творчество, личную устремленность, что характеризует уровень культуры.
Культура личности — это уровень развития ее знаний, творческих сил и способностей, выраженный в содержании, типах и формах организации жизни и деятельности, проявляющийся в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, раскрывающийся во взаимоотношениях с людьми и в отношении к самому себе.
Способ жизнедеятельности отдельной личности, ее культура могут проявиться в конкретных сферах общественной жизни, например, в труде, быту, поведении, политической, правовой, религиозной, нравственной и других позициях.
Эстетическая культура личности является специфически человеческим социальным отношением человека к действительности. Ее отличие и специфика от других видов культуры заключаются в том, что она связана с актами эмоционального переживания и духовного наслаждения человека. Такого рода переживания, бескорыстные по отношению к объекту, вызвавшему этот процесс, связаны с удовлетворением не биологической, а социально-духовной потребности. 43, c. 76 -82].
Формирование эстетической культуры, по мнению В. А. Сластенина, — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. [39, с.263].
Чувство красоты, являющееся доминантой эстетической культуры личности, предполагает такую систему взаимоотношений человека с окружающим миром, результатом которой служит духовное наслаждение. Иначе говоря, все, что в природном, предметном и социальном мире выступает предметом неутилитарного, самодовлеющего созерцания и доставляет человеку духовное наслаждение в самых разнообразных формах, выступает сущностной характеристикой эстетического взаимоотношения человека с миром. Персонификация эстетического отношения, или эстетическая культура личности, — это прежде всего ее духовное наслаждение и чувственное переживание. Такое эмоционально-духовное воздействие на человека могут оказывать в равной мере и окружающая человека природа, и научное открытие, и трудовой процесс, и добрый поступок, и произведение искусства.
Исследования эстетической культуры личности показывают, что она не является рядоположной по отношению к другим видам личностной культуры. Она не имеет самостоятельной локализации в культуре общества, поскольку носителями эстетического отношения являются продукты и процессы всей деятельности человека, как в материальной, так и в духовной культуре. Эстетическая культура личности может проявляться, например, в конструировании машины, научной теории, написании симфонии и картины, в поступках, речи, вообще в любой работе.
Задачи эстетического воспитания школьников:
развитие эстетических чувств и восприятия. Человек обладает способностью воспринимать, переживать воспринимаемое, но люди по-разному воспринимают одни и те же явления;
формирование эстетических взглядов: надо знакомить учащихся с эстетическими понятиями: прекрасное и безобразное, героическое и пошлое, трагическое и комическое и т. д., знакомство с различными видами искусства; необходима художественная образованность для того, чтобы уметь воспринимать тот или иной вид искусства;
формирование эстетических вкусов. У каждого человека свой вкус, но у каждого должна быть способность эстетически подходить к явлениям;
развитие эстетических способностей. Включение учащихся в практические занятия.
Понятие эстетическая культура личности фиксирует определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности, предопределяя их эстетическую мотивацию и гуманистическое содержание.
Эстетическая культура личности относится к любым видам деятельности человека. Мерой ее выражения могут быть слово и жест, математическая формула и исторический трактат, трудовые операции и воинские действия. Все это может быть способом выражения и мерой эстетической культуры личности.
Следует отметить близость, но не тождественность феноменов личностной эстетической и художественной культуры.
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике называется художественным воспитанием или художественной культурой[39, с.266].
Художественная культура личности — это особая область личностной культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства и связанных с искусством форм деятельности, таких, как художественное творчество, художественное восприятие, исполнителъство и др. Каждое произведение искусства является удивительным феноменом в культурно-историческом поле людей.
Специфическая чувственно-конкретная информация, созданная по законам художественной формы, способна оказывать глубокое художественно-творческое воздействие на людей. Однако вступление в художественный диалог предполагает развитие таких элементов художественной культуры личности, как художественное образование, обучение, воспитание, практическая художественная деятельность.
Приведенное понимание эстетической культуры личности позволяет приблизиться к осознанию ее роли и места в человеческой жизни. Если мир есть совокупная реальность, вся действительность (природная, социальная, индивидуальная) как целое и целостность в ее прошедшем, настоящем, будущем, то бытие отдельного человека и человечества в мире специфично и уникально. С эстетической точки зрения важно ответить не столько на вопрос о бытие человека в мире, сколько на вопрос о том, как именно человек существует.
Каким бы специфичным ни был человеческий мир, природные предпосылки существования тела первичны, в соответствии с законами жизни, целями природы, ступенями рождения, развития и гибели организмов. Также необходима ориентация на удовлетворение фундаментальных биологических потребностей человека. Без этого невозможны человеческая жизнь и человеческий мир. Однако обеспечить жизнь человеческого тела — это еще не значит обеспечить жизнь человеческого духа. Религия, мораль, право уже в глубокой древности определили поле потребностей человека. Ученые нашли связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками или тем, что именуется душой, а в науке — психикой. He только мысли, но и эмоции были признаны важнейшей частью целостного бытия человеческого мира.
Особенность человеческого существования состоит в возникновении уникальной для живой природы творчески-гедонистической детерминации бытия человека в мире.
Каковы же место и значение эстетического бытия человека, его эстетической культуры в целостном единстве бытия? Ответ на этот вопрос предполагает обращение к вопросам генезиса человеческого сознания.
Современная наука рассматривает человеческое состояние как уникальную ступень в эволюции типов жизни на планете. Глубины понимания человеческой индивидуальности и горизонты самоиндивидуализирующего развития связаны с творческим воображением и способностями человека. Именно творческое воображение как бы озвучивает специфически индивидуальные элементы мышления и жизни. Креативный тип мышления связан с новой формой воображения, присущей лишь человеку с творческим воображением. Не всякое воображение является творческим. Эта радикально новая способность, связанная с началами универсальности и красоты, свойственная только человеку, стала новым фактором его индивидуализации. Творческое воображение и эстетическая изобретательность, подающие мозгу сигнал радости и наслаждёния, имели решающее значение среди способностей человека и вели к самоиндивидуализации жизни. Современные данные в области социобиологии, психогенетики, антропологии позволяют сделать предположение о том, что материнским лоном для человеческого состояния жизни были креативно-гедонистические процессы сознания формирующегося человека.
Именно творческий акт выражает универсальную человеческую меру и культурную человеческую прерогативу. Именно творческая составляющая человеческого существа позволяет ему развернуть весь аппарат мышления, чувственности, деятельности. Благодаря эстетическому творчеству человек способен расширить горизонты реальности и реориентации.
Три фактора выступают в уникальном единстве и определяют содержание творческого акта: эстетическое, интеллектуальное и нравственное чувства. Эта триада красоты, добра и разума как факторов творчества была выявлена еще теорией воспитательного этноса в античности. Но в феноменологии жизни предполагается необычайно интересная в педагогическом плане их иерархия.
Функция эстетического чувства в актах человеческого творческого состояния справедливо рассматривается как первообразующая. Выход за природные возможности жизни, за пределы сущего был возможен благодаря эстетическому чувству человека. Эмоции, чувства, состояния удовольствия, духовного наслаждения расширяют специфически человеческое значение жизни и поднимают ее с животной ступени существования на подлинно человеческую. Радость бытия, ощущение свободы и игры природных сил человека, любование и созидание красоты — это тот необходимый колорит жизни ребенка, без которого не рождается творчество, а следовательно, и подлинно человеческое состояние. [15].