Оценка конкурентоспособности магазина «Вавилон»
Для розничных магазинов непродовольственных товаров основное средство продвижения товара представляет собой реклама. При проведении исследования применение того или иного средства оценивается количеством в «5» баллов, отсутствие — «0» баллов. Составим рабочую таблицу (табл.3.13). Из табл.3.10 очевиден тот факт, что анализируемый магазин составляет лишь 2,9% от общего объема реализации изделий… Читать ещё >
Оценка конкурентоспособности магазина «Вавилон» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конкурентоспособность предполагает наличие возможности у предприятия выдерживать конкуренцию и удовлетворять требования потребительского сегмента.
Оценка конкурентоспособности торгового предприятия позволят выявить результаты и эффективность коммерческой деятельности объекта исследования, а также определить резервы ее повышения.
Выявление уровня конкурентоспособности ООО магазин «Вавилон» происходило на основе исследования сравнительных преимуществ и недостатков по следующим элементам торговли — микс:
ассортимент;
уровень цен;
продвижение товаров;
планировка;
уровень обслуживания.
Исследование проводилось посредством следующих методов:
«включенное» наблюдение;
«невключенное» наблюдение;
устный опрос покупателей и торгового персонала;
анкетные опросы, результаты которых были представлены выше.
Таким образом, анализ был проведен в несколько этапов.
Этап 1. Сравнение показателей ассортимента магазина «Вавилон» и его приоритетных конкурентов Таблица 3.9 Данные для сравнительного анализа показателей ассортимента.
Факторы конкурентоспособности. | Вавилон. | Меха. (1). | Соболь. (2). | Диалог — Хабаровск. (3). | Меха Сибири. (4). |
1. Широта ассортимента. | |||||
2. Полнота ассортимента. | >150. | >270. | >200. | ||
3. Соответствие структуры ассортимента предъявляемому спросу. | ; | ||||
4. Охват потребительского сегмента, %. | >50. | <30. | >60. | >45. | |
5. Этап жизненного цикла. | спад. | рост — зрелость. | спад. | рост. | зрелость. |
Далее исследование будем проводить методом расчета единичных и групповых показателей.
Рассчитаем по каждому показателю единичный показатель конкурентоспособности (qi * аi) ассортимента и сводный индекс конкурентоспособности каждого конкурента по показателям ассортимента. Количество баллов (qi) определялось по 5 — ти балльной шкале. Вес каждого показателя (аi) определялся на основании данных исследования службы общественного мнения «Контент» [22, с.44]. Результаты представлены в таблице 3.10.
Таблица 3.10 Определение сводного индекса конкурентоспособности по показателям ассортимента.
qi. | Вес аi. | qi * аi. | |||||||||
Вавилон. | Вавилон. | ||||||||||
0,15. | 0,75. | 0,75. | 0,45. | 0,75. | 0,75. | ||||||
0,15. | 0,3. | 0,6. | 0,15. | 0,75. | 0,45. | ||||||
0,15. | 0,75. | 0,75. | 0,3. | 0,75. | 0,75. | ||||||
0,3. | 0,6. | 1,2. | 0,3. | 1,5. | 0,9. | ||||||
0,25. | 0,25. | 1,25. | 0,25. | 1,25. | |||||||
Сводный индекс. | 2,65. | 4,55. | 1,45. | 3,85. |
Анализ таблицы 3.10 показывает, что из пяти предприятий максимально по показателям ассортимента удовлетворяет требования потребителей магазин «Диалог — Хабаровск», затем «Меха» и «Меха Сибири», а «Вавилон» в меньшей степени отвечает запросам покупателей к составу и структуре ассортимента реализуемых изделий.
Основные «разрывы» обусловлены по следующим позициям:
полнота ассортимента;
охват целевого сегмента;
этап жизненного цикла.
Этап 2. Определение конкурентоспособности ООО магазин «Вавилон» по экономическим показателям.
Для оценки конкурентоспособности по экономическим показателям во внимание будут приниматься интервалы действующих цен на группы пушно — меховых и овчинно — шубных товаров и доля предприятия в общем розничном товарообороте данной группы товаров в г. Хабаровске.
По результатам анкетного опроса посетителей, сделавших покупки (см. пункт 3.1), была составлена рабочая таблица 3.10, позволяющая выявить среднюю рыночную долю основных конкурентов.
Таблица 3.10 Данные для определения структуры розничного рынка пушно — меховых и овчинно — шубных товаров.
Наименование предприятия. | Объем реализации, руб. | Удельный вес, %. | Количество покупок. | Средняя цена покупки, руб. |
Диалог — Хабаровск. | 37,42. | 14 178,6. | ||
Меха. | 51,21. | 22 633,3. | ||
Вавилон. | 2,9. | 1920,5. | ||
Соболь. | 2,36. | |||
Меха Сибири. | 6,11. | |||
ИТОГО. |
Из табл.3.10 очевиден тот факт, что анализируемый магазин составляет лишь 2,9% от общего объема реализации изделий из пушно — мехового и овчинно — шубного сырья розничных предприятий г. Хабаровска. Результаты анализа экономических показателей представим в таблице 3.11.
Таблица 3.11 Данные для расчета конкурентоспособности по экономическим показателям
Показатель. | Количественная характеристика показателя, руб. | Балльная оценка по 5-балльной шкале. | ||||||||
Вавилон. | Вавилон. | |||||||||
1. Уровень цен, тыс. руб. | ||||||||||
1.1. Головные уборы. | 0,8−7,8. | 2−6. | 1−3. | 1,5−5. | 1,5−4. | |||||
1.2. Одежда. | 1−96. | 5−150. | 2−70. | 3−100. | 2−90. | |||||
1.3. Полуфабрикаты и изделия из меха. | 0,1−3. | 0,2−2,5. | ; | 0,3−0,9. | 0,2−2,1. | |||||
2. Рыночная доля, %. | 2,9. | 51,21. | 2,36. | 37,42. | 6,11. |
Таблица 3.12 Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по экономическим показателям.
Показатель. | Балльная оценка, qi. | Ранг показателя аi. | qi * аi. | ||||||||
Вавилон. | Вавилон. | ||||||||||
1. | 0,4. | 3,2. | 2,8. | 4,8. | 4,8. | ||||||
2. | 0,6. | 1,2. | 0,6. | 2,4. | 1,8. | ||||||
Сводный индекс конкурентоспособности. | 4,4. | 5,8. | 4,6. | 7,2. | 6,6. |
Из таблиц 3.11, 3.12 позволительно сделать, что по экономическим магазин «Вавилон» занимает последнюю позицию, прежде всего, в результате его предпоследней позиции по показателю рыночной доли.
Этап 3. Расчет конкурентоспособности по показателям системы стимулирования сбыта.
Для розничных магазинов непродовольственных товаров основное средство продвижения товара представляет собой реклама. При проведении исследования применение того или иного средства оценивается количеством в «5» баллов, отсутствие — «0» баллов. Составим рабочую таблицу (табл.3.13).
Таблица 3.13 Рабочая таблица для расчета конкурентоспособности по показателям системы стимулирования сбыта.
Факторы конкурентоспособности. | Вавилон. | ||||
1. Телевизионная реклама. | ; | ; | ; | ||
2. Радио реклама. | ; | ; | |||
3. Печатная реклама. | ; | ||||
4. Наружная реклама. | ; | ; | ; | ; | |
5. Участие в выставках. | ; | ; | ; | ; | ; |
Результаты расчетов представлены в табл.3.14.
Таблица 3.14 Расчет конкурентоспособности по показателям системы стимулирования сбыта.
qi. | Вес аi. | qi * аi. | |||||||||
Вавилон. | Вавилон. | ||||||||||
0,3. | 1,5. | 1,5. | |||||||||
0,3. | 1,5. | 1,5. | 1,5. | ||||||||
0,07. | 0,35. | 0,35. | 0,35. | 0,35. | |||||||
0,17. | 0,85. | ||||||||||
0,04. | |||||||||||
Сводный индекс. | 1,85. | 3,35. | 3,35. | 0,85. | 0,35. |
Из таблицы 3.14 очевидно, что магазин «Вавилон» в значительной степени уступает магазинам «Меха» и «Соболь». Это обусловлено, прежде всего, отсутствием телевизионной рекламы.
Этап 4. Расчет конкурентоспособности по уровню обслуживания.
Обобщенный показатель уровня обслуживания складывается из оценки:
- — технических условий,
- — внешнего и внутреннего оформления с позиций эргономичности,
- — квалификации обслуживающего персонала.
Для оценки уровня обслуживания был проведен опрос посетителей магазина на предмет наличия недостатков в предлагаемых условиях сервиса, а также проведен анализ «Книг жалоб и предложений» на предмет наличия претензий. Всего было опрошено 35 посетителей.
Результаты представлены в таблицах 3.15, 3.16.
Таблица 3.15 Определение конкурентоспособности по показателям качества обслуживания.
Показатель. | Качественная или количественная характеристика показателя. | Балльная оценка по 5-балльной шкале. | ||||||||
Вавилон. | Вавилон. | |||||||||
1. Наличие и удобство парковки. | ; | ; | ||||||||
2. Удобство планировки. | неудовл. | удовл. | удовл. | хор. | отлично. | |||||
3. Дополнительные услуги. | ; | ; | ||||||||
4. Оформление «Уголка покупателя». | ||||||||||
5. Внешний вид персонала. | удовл. | удовл. | хор. | отл. | отл. | |||||
6. Квалификация торгового персонала. | неудовл. | удовл. | хор. | удовл. | неудовл. | |||||
7. Количество жалоб относительно уровня обслуживания в период 1999 — 2000гг. |
По данным таблицы 3.15 рассчитаем групповой сводный параметрический индекс конкурентоспособности по показателям качества обслуживания (табл. 3.16).
Таблица 3.16 Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателю качества обслуживания.
Показатель. | Балльная оценка, qi. | Ранг показателя аi. | qi * аi. | ||||||
Вавилон. | Вавилон. | ||||||||
1. | 5существующая на предприятии методика продажи товаров «через прилавок» не соответствует в полной мере требованию обеспечения высокого уровня обслуживания покупателя, создания чувства комфорта, доверия и надежности, тем самым значительно ухудшая имиджевый образ магазина и торговой марки в том числе. Сложившаяся ситуация объективно свидетельствует о наличии, так называемых, «разрывов» с уровнем ассортиментного обеспечения конкурентов и системой потребительских требований к товару, что, в свою очередь, является следствием отсутствием систематизированного информационного обмена и анализа покупательской и конкурентной сред. В результате выявленных недостатков коммерческого процесса на предприятии были предложены следующие направления его совершенствования: внедрение методики модернизации существующего ассортимента на основе исследования спроса целевого сегмента рынка пушно — меховых и овчинно — шубных изделий; расширение действующего ассортимента посредством предложения услуг по пошиву изделий и пушно — мехового сырья; изменение действующего метода продаж посредством перепланировки торгового зала. Таким образом, цель данного исследования достигнута, предложения объективны и подтверждены расчетами. |