Социально-педагогические аспекты развития личности
Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей… Читать ещё >
Социально-педагогические аспекты развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Личность — это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов.
Личность — самоопределяющаяся целостность, складывающаяся из отношений к окружающему миру, другим людям и самому себе [15, с.265].
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение [6, с.688].
Понятие «личность» фиксирует социально значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, — социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.
Человек становится личностью в процессе социализации, т. е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека [22, с.257]. А это значит, что на протяжении всей жизни осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики.
Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо, затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми, и далее воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.
Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности [22, с.198].
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся.
По мнению А. В. Петровского, этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:
- · 1 фаза — адаптация — усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
- · 2-я фаза — индивидуализация — поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности.
- · 3-я фаза — интеграция — общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т. д. [12, с.213−214].
Согласно концепции А. В. Петровского, развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в общественно-историческое бытие: его участие в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые активно осваивает, то есть как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней, мера стабильности этой среды различна, поэтому необходимо построить две модели развития личности [12, с.213].
Первая модель рассчитана на относительно стабильную социальную среду, вторая — на становление личности в изменяющейся среде.
Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.
Итак, на основании изложенного выше, мы приходим к следующим выводам:
Понятие «личность» фиксирует социально значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, — социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.
Социализация личности — сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности. В процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.