Основные этапы бизнес-плана
Какой бы продукт или услугу ни предлагали, как правило, на рынке всегда найдется альтернатива предложению. Поэтому очень важно смотреть на продукт не глазами человека, его продающего, а глазами человека, который может его купить или не купить. Иначе говоря, необходимо оценить выгоды, которые получит покупатель. Рекомендуется также включить в состав продукта, так называемый дополнительный продукт… Читать ещё >
Основные этапы бизнес-плана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современные предприятия с переходом России на рыночные отношения перешли на планирование своего бизнеса вместо применения нецивилизованных форм.
Бизнес-планирование это разработка экономического плана ведения бизнеса, где успех играет важную роль. Для достижения этого успеха необходимо проводить анализ состояния рынка, анализ конкурентов и их продукции, проводить анализ своего положения на рынке и свой потенциал.
Таким образом, бизнес-план — это документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия [1, с. 54].
Бизнес-план служит трем основным целям:
- 1. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
- 2. Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
- 3. Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:
- — какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
- — каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
- — какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
- — сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
- — каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
- — какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
- — какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
- — каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить [5, с. 22].
При разработке бизнес-плана необходимы знания в разных областях: менеджмент, маркетинг, финансы, управление, планирование.
Разработав план ведения хозяйственной деятельности, это не значит, что успех уже в «кармане», необходимо уметь эффективно управлять ресурсами, финансами, рабочими. Составленный план позволит объективно оценить проект, создать основу для привлечения инвестиций для реализации проекта.
Бизнес-план это будущее предприятия, он описывает все его аспекты, дает характеристику и причинам появления проблем, которые могут возникнуть, риски. Иначе говоря бизнес-план отвечает на вопрос, а выгодно ли инвестировать этот проект, будет ли отдача от него, когда окупиться и какие будут затраты и расходы на внедрение инновации на предприятие? На все эти вопросы ответит бизнес — план, который должен быть разработан с участием не посредственно руководителя предприятия, а не каким-то специализированным агентством. Руководитель должен пропустить этот план через себя, это должна быть его идея и разработка.
После завершения работы над планом разработчикам необходимо посмотреть на него критически, понятны ли основные положения, реален ли он, смоделировать возможные изменения в бизнесе, оценить наилучший и наихудший сценарии развития ситуации, создать план на случай непредвиденных обстоятельств, сформировать план действий, распределить обязанности, уточнить даты.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия, его точность и достоверность количественных показателей, содержательность в качественном обосновании идей проекта. Структура бизнес плана рассматривает каждый, экономически важный раздел, как для вновь проектируемого предприятия, так для существующего. Этим он и отличается от других существующих планов [6, с. 32].
Бизнес-план, является, подобно технико-экономическому обоснованию, четко структурированным, требующим тщательной проработки документом, описывающим цели предприятия и способы их достижения.
Единой универсальной структуры бизнес-плана не существует. Однако выделяют все же основные разделы бизнес-плана, которые содержат информацию, направленную на реализацию целей бизнес-планирования.
Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:
- 1. Титульный лист
- 2. Оглавление
- 3. Обзорный раздел (резюме)
- 4. Описание предприятия
- 5. Маркетинговый план
- 6. Производственный план
- 7. Финансовый план
- 8. Приложения [4, с. 10]
Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.
Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных предприятий и проектов не совпадают. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки [6, с. 74].
Первым шагом в подготовке бизнес-плана является определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план.
Второй шаг в работе над бизнес-планом предполагает определение источников нужной информации.
Третьим шагом в работе над бизнес-планом становится определение конкретной целевой аудитории пользователей бизнес-плана — будут ли это только внутренние пользователи предприятия или также внешние пользователи, которых предприятие хотело бы привлечь в качестве инвесторов, — будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные компании.
Выбор круга пользователей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности предприятия, экономических показателей (предприятие, рассчитывающее на получение банковского кредита, в бизнес-плане должно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности, предприятие, рассчитывающее на привлечение инвестиционных компаний, в бизнес-плане приводит обязательный расчет показателей эффективности проекта).
Четвертым шагом разработки бизнес-плана является утверждение общей структуры создаваемого документа [7, с. 31].
Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе возможно заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимый опыт и знание для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники — работники предприятия, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды, также это могут быть привлеченные внешние консультанты, особенно для использования их в сфере финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка.
Шестой шаг в бизнес-планировании — непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап.
Титульный лист бизнес-плана — это визуальное обращение от предприятия к потенциальному инвестору или партнеру. Он создает первое впечатление читателя, поэтому титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным [7, с. 72].
Оглавление — это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы. Кроме того, указанные страницы в оглавлении, должны соответствовать фактическом нахождению того или иного раздела в тексте.
Резюме Бизнес-план должен начинаться с выводов. Выводы должны быть краткими. Резюме — это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.
В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок.
Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции или услуг. Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, понятным для неспециалиста.
Описание предприятия.
Настоящий раздел представляет собой тщательное описание предприятия. В этом разделе необходимо четко и кратко объяснить два основных момента:
Что представляет собой предприятие как средство получения прибыли;
На чем будет основана его успешная деятельность.
Контрольный список вопросов для описания раздела.
- — описание организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и квалификации персонала;
- — описание целей бизнеса:
- — описание стратегии бизнеса;
- — на какой стадии находится бизнес в настоящее время?
- — какие стадии роста могут быть достигнуты в прогнозируемом периоде?
- — описание основных характеристик продукции и услуг:
- — цены и качества;
- — стоимости в сравнении с конкурентами;
- — любых негативных характеристик бизнеса, и как они могут быть скорректированы или устранены;
- — правил и положений, и как их следует соблюдать;
- — общее описание рынка:
- — к какому рынку будете стремиться?
- — создает ли данный бизнес новый спрос или удовлетворяет уже существующий спрос?
- — каков потенциальный рост рынка?
- — чем является продукция для покупателя?
- — кто является покупателями (например, оптовые закупщики, экспортеры)?
- — кто является конкурентами и какова их доля на рынке, их сильные и слабые стороны?
План маркетинга предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара. Он необходим как часть бизнес-плана не только для организации внутренней деятельности предприятия, но и установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесторами. В конечном итоге предприниматель выходит на рынок:
- — с определённой продукцией,
- — предлагая её по определённой цене.
- — в определённом месте,
- — используя определённые методы продвижения [8, с. 69].
Маркетинговая стратегия должна затрагивать как минимум эти четыре пункта. Конкретное сочетание таких составляющих, как продукт, его продвижение, место (каналы доставки потребителю) и цена, варьируют в зависимости от типа бизнеса.
Какой бы продукт или услугу ни предлагали, как правило, на рынке всегда найдется альтернатива предложению. Поэтому очень важно смотреть на продукт не глазами человека, его продающего, а глазами человека, который может его купить или не купить. Иначе говоря, необходимо оценить выгоды, которые получит покупатель. Рекомендуется также включить в состав продукта, так называемый дополнительный продукт, т. е. то, что потребитель получает, ничего не доплачивая, в дополнение к собственно продукту.
Далее необходимо решить проблемы продвижения товара и его цены. Как правило, молодым предприятиям следует чаще занижать цену товара или услуг, нежели ее завышать. К сожалению, многие компании разоряются, так и не успев осознать эту необходимость. Следует помнить, что продукт будет поставляться на узкий сегмент рынка. Малое предприятие не конкурирует с «монстрами» — массовыми производителями, способными удерживать цену на сравнительно невысоком уровне. К примеру, это небольшие бакалейные лавочки, которые продают свои товары в той зоне, которая легко обслуживается большим супермаркетом. Тем не менее, некоторым удалось выстоять за счет того, что они предлагали услуги, которые не могли предложить многие конкуренты. Например, торговля поздней ночью или доставка товара на дом [9, с. 64].
Есть несколько различных путей того, как сделать так, чтобы товары и услуги попали в руки к покупателю: это так называемые «каналы распределения». Как правило, под ними понимаются следующие варианты:
- 1. Непосредственно к потребителю: собственными силами или через почту.
- 2. Непосредственно к покупателям, которые используют продукты / услуги в продаже их собственных продуктов своим потребителям и покупателям.
- 3. Через продавца в розницу.
- 4. Через оптового продавца, который затем распределяет товары между продавцами в розницу (или промышленными покупателями).
- 5. Через агента, который распределит товар между оптовыми продавцами и промышленными покупателями, которые, в свою очередь, распределят его между розничными продавцами.
Какой канал будет выбран, во многом зависит от набора факторов, в числе которых природа продукта, объем продаж, географическая область, в которой распространяются товары, связи в предпринимательской среде. Здесь необходимо помнить о том, что содержание канала распределения также будет стоить денег. Хороший оптовый продавец поможет избежать массы хлопот и затрат, упростить бумажную работу (к примеру, одна накладная вместо десятков), но за эту работу надо будет заплатить. Достаточно сказать, что затраты на распределение порой могут быть гораздо выше, чем допустимые, но их придется принять.
Реклама — это один из способов общения с потребителями.
Перед тем как решить, какие использовать средства, когда разместить рекламу и сколько заплатить, важно точно знать, какова цель рекламной кампании. Также очень важно быть способным отреагировать на результаты рекламы. Недостаточное количество товаров и услуг для удовлетворения спроса не такой уж редкий случай даже в крупном бизнесе где, как считается, лучше умеют организовывать такие вещи [9, с. 14].
Для бизнеса, который работает в основном на местном рынке, объявления в местном рекламном вестнике или даже простой таблички в витринах некоторых магазинов может быть достаточно. Лишние затраты ни к чему. Другой местный бизнес будет использовать местные газеты, регулярно или от случая к случаю (при прочих равных условиях регулярная реклама дает больший эффект, нежели случайная). Газеты публикуют просто объявления и тематически систематизированные рекламные объявления.
Некоторые средства дают мгновенную реакцию и потому являются особенно подходящими для определенных типов бизнеса. Объявления, помещаемые в почтовые ящики и раздаваемые на улице, также приемлемы для бизнеса, ориентированного на местных покупателей, и имеют преимущество в своей дешевизне.
Для бизнеса, ориентированного на более обширное географическое положение покупателей, могут использоваться региональные или национальные публикации [9, с. 72].
Какой бы метод ни казался наиболее приемлемым, очень важно опубликовать рекламу вовремя. Здесь следует учесть необходимость планирования расходов на рекламу. Так как прежде чем реклама обеспечит поступления в виде выручки, а, следовательно, и прибыли, потребует существенных расходов. Очень важно рассмотреть сейчас один пункт.
Реклама — всегда значительные и обязательные затраты.
Итогом принятых решений в рамках настоящего раздела является информация, которая станет основой для:
- — установления объёмов производства продукта;
- — определения объёмов реализации продукта, её структуры по составу и времени;
- — расчёта расходов на продвижение продукта.
Информация раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для вашей продукции (услуги) и в вашей способности ее продавать.
В рамках производственного раздела необходимо решить следующие задачи [5, с. 54].
- 1. Определить, что необходимо для того, чтобы начать производственный процесс
- 2. Определить что необходимо для того, чтобы обеспечить текущую деятельность в рамках производственного процесса.
В производственном разделе бизнес-проекта необходимо дать ответы на следующие вопросы:
- 1. Где будет производиться продукт — на действующем или вновь создаваемом предприятии?
- 2. Какие потребуются производственные мощности и как обеспечить их развитие?
- 3. На каких условиях и у кого будут закупаться требуемые производственные ресурсы?
- 4. Будут ли привлекаться трудовые ресурсы, требования к их квалификации, а также какова их стоимость?
- 5. Какие могут быть ограничения объемов поставки ресурсов, производства и продажи продукции?
Далее необходимо подготовить план производства продукции. Что влияет на план производства:
- — имеющиеся ресурсы;
- — возможность реализовать.
При разработке плана производства во времени рекомендуется придерживаться следующей схемы:
первый год — планирование помесячное;
второй год — планирование поквартальное;
третий и последующие годы — планирование по годовым показателям.
В этом разделе также необходимо привести расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции.
Раздел план — сбыта должен отображать все факторы, влияющие на реализацию продукции. Необходимо описать основные принципы ценообразования в зависимости от уровня спроса, издержек на производство и реализацию продукта, цен на соответствующую продукцию конкурентов, имиджа вашего предприятия. План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды.
Для формирования показателей по плану сбыта потребуется информация, проработанная в предыдущих разделах (анализ рынка, маркетинговая политика, а также производственная программа).
Главным итогом настоящего раздела должны стать два документа:
- — сформированный план продаж на прогнозный период в разрезе источников поступлений и установленных временных параметров;
- — смета расходов по продвижению продукта.
Финансовый раздел бизнес-плана поможет оценить способность предприятия обеспечивать поступление денежных средств в достаточном объеме для безубыточного обслуживания своего предприятия. В этом разделе тщательно прорабатываются и описываются потребности в финансовых ресурсах, а также необходимые источники и схемы финансирования, ответственность предприятия перед кредиторами и систему гарантии.
Данный раздел бизнес-плана предполагает ознакомление с основными финансовыми показателями: затрат подготовительного и основного периодов работы проекта, расчетов финансовых поступлений от проекта, расчетов налоговых платежей, финансовых прогнозов. Таким образом, в основе финансового плана предполагается составление бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств.
В этом разделе также можно привести схему возврата кредитных финансовых средств по прямому кредитованию или по возможной лизинговой сделке. Выполняются расчеты по планируемой прибыли и денежным потокам, указываются источники финансирования проекта.
Для привлечения инвестиций должна быть подробно отображена такая информация: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, сроки окупаемости, а также могут быть раскрыты вопросы об уровне ответственности заемщиков, системы гарантий по своевременным выплатам, график этих выплат и прочие.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств. Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта [10, с. 54].
В данном разделе необходимо привести следующие данные:
- — бюджет доходов и расходов;
- — бюджет движения денежных выплат и поступлений;
- — общую потребность в инвестициях;
- — источники финансирования;
- — необходимые финансовые показатели эффективности проекта (чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта);
- — потребность в оборотном капитале;
Бюджет доходов и расходов отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия.
Таким образом, бизнес-планирование является объектом для изучения, существуют рекомендации, научные работы на эту тему, компании, специализирующиеся на разработках бизнес-планов. Естественно, самому предпринимателю при составлении бизнес-плана учесть все аспекты достаточно трудно.
Основные причины ошибок бизнес-планирования на предприятиях следующие: недостаточность знаний и опыта для самостоятельной разработки бизнес-плана; недостаток времени для тщательной проработки разделов плана [10, с. 21].
Типичными ошибками бизнес-планирования являются следующие:
- — занижение затратной части (не учтено вспомогательное оборудование, таможенные пошлины, стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, пуско-наладочные работы; занижены издержки, связанные со сбытом; не учтена профилактика оборудования, обслуживание оргтехники, вывоз мусора;
- — не учтен расход электроэнергии; неверно учтены налоги);
- — завышение доходной части (завышена конечная цена продукции, не учтены скидки, завышены план производства и прогноз продаж);
- — ошибки временных расчетов (несогласованность сроков плана производства с планом сбыта, не учтены сроки получений всевозможных разрешений, фактор сезонности, фактор сопротивления персонала вводимым изменениям); недостаточная проработка юридических вопросов;
- — проведение маркетинговых исследований только «кабинетным способом».