Теоретические основы межличностного взаимодействия
Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно закрепляется в документах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет. Инновационную, тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель создает условия для организационных преобразований, направляет процесс разработки… Читать ещё >
Теоретические основы межличностного взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Взаимодействие руководителя и подчиненного как предмет исследования
Руководитель есть лицо, направляющее, координирующее и контролирующее деятельность исполнителей. Последние должны в обязательном порядке ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения.
Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно закрепляется в документах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет.
Руководитель является персонифицированным воплощением организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться как и к своим собственным.
Функции руководителя нужны для того, чтобы, во-первых, обеспечить систему коммуникации, во-вторых, обеспечить поддержание основной деятельности организации и, в-третьих, сформулировать цель организации Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации/ Честер Бернард; пер. с англ. В.Кошкина. — М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009. — 215 с.
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 512 с:
- 1. Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании. В обычных условиях она считается главной.
- 2. Инновационную, тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель создает условия для организационных преобразований, направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, консультирует подчиненных.
- 3. Административную, объединяющую целый ряд подфункций:
Контрольную (оценку результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки); организационную (распределения полномочий, задач, ресурсов и т. д.); направляющую (постановка задач, координация работы подчиненных); кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала); стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание); коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, разрешению конфликтов, представительству; социальную, выполняя которую руководитель поддерживает в организации благоприятный морально-психологический климат, формирует нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту. Появление этой функции обусловлено растущей ролью человеческого фактора в жизни организации.
Таким образом, функции руководителя связаны со всей той работой, от которой зависит жизнеспособность и устойчивость организации. Они выступают основной мерой оценки руководителем индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей мере эти качества соответствуют выполненным функциям, тем эффективнее руководство Барнард Ч. указ. книга — М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009. — 214 с.
Все члены организации, кроме первого лица, являются подчиненными старшего по должности.
Руководитель и подчиненные формально одинаково включены в организацию как средство ее деятельности.
3. В то же время руководитель имеет право устанавливать подчиненным нормы поведения, отдавать распоряжения, добиваться их реализации, контролировать результаты.
Таким образом, подчиненные следуют готовым нормам, а для руководителя нормы являются во многом результатом его деятельности.
Подчиненные обязаны добросовестно выполнять поручения, имеют право критиковать руководителя при необходимости и в установленном порядке обжаловать его действия.
Фигура подчиненного характеризуется: служебной зависимостью от руководителя, узким диапазоном выполняемых функций, тесной связью с первичным трудовым коллективом и преобладанием личностных форм взаимодействия при выполнении служебных обязанностей, значительной подверженностью влияния со стороны лиц, имеющих более высокую должность и авторитет.
На отношение подчиненных к своим обязанностям влияют: содержание и условия труда, характер задания, организация работы, необходимость проявлять инициативу, творческий подход.
Рассмотрим классификацию особенностей взаимодействия с ними руководителя можно выделить: непосредственных подчиненных, с которыми тот контактирует без посредников; прямых подчиненных, которые хотя и находятся в сфере его юрисдикции, но непосредственно ему не подчиняются.
С точки зрения характера деятельности можно говорить о трех категориях подчиненных Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 512 с:
· Штатные заместители, курирующие определенную сферу деятельности, являющиеся советчиками и консультантами руководителя, близкими ему по рангу, и свободными от текущих дел. Необходимость в них возникает в случае большого объема работы общего характера;
Заместители, одновременно возглавляющие низовые подразделения. Такое положение повышает их престиж в глазах своих подчиненных и создает противовес штатным заместителям;
· «чистые» исполнители.
С точки зрения выполняемых функций подчиненные делятся на:
Занимающихся основной деятельностью, профильной для данной организации; занимающихся вспомогательной деятельностью, которая обеспечивает осуществление основной; занимающихся деятельностью по обслуживанию всего персонала в целом или руководителей (их аппарат).
Таким образом, руководитель — это лицо, занимающееся координированием и контролированием деятельности подчиненных. А деятельность подчиненных заключается в выполнении поручений руководителя. Поэтому руководитель и подчиненные находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.