Николай Васильевич Гоголь (1809—1852)
Вечера на хуторе близ Диканьки (Сорочинская ярмарка. Ночь перед Рождеством. Страшная месть). Миргород (Тарас Бульба. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем). Нос. Мертвые души (том 2). Театральный разъезд после представления новой комедии. Выбранные места из переписки с друзьями (Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ». Русской помещик. Занимающему… Читать ещё >
Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обязательные произведения
Ревизор. Мертвые души (том 1). Шинель.
Дополнительные произведения
Вечера на хуторе близ Диканьки (Сорочинская ярмарка. Ночь перед Рождеством. Страшная месть). Миргород (Тарас Бульба. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем). Нос. Мертвые души (том 2). Театральный разъезд после представления новой комедии. Выбранные места из переписки с друзьями (Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ». Русской помещик. Занимающему важное место). Авторская исповедь.
Н. В. Гоголь — одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX века. Вторую половину столетия часто называют «веком прозы». Именно Гоголь вместе с Пушкиным стал «отцом» русской реалистической прозы. Его воздействие на несколько поколений прозаиков оказалось несравненно глубже пушкинского, хотя «школы» и учеников в точном смысле слова у него не было. Еще в 1850-е годы Н. Г. Чернышевский заметил, что творчество Гоголя и его последователей, молодых писателей-реалистов 1840-х годов, объединившихся в «натуральную школу», открыло новый период в развитии русской литературы — «гоголевский». Однако став творческим «знаменем» русской реалистической школы, Гоголь не имел к ней прямого отношения: на последнем этапе жизни и творчества он долгие годы прожил за границей, творил уединенно, полностью отчужденный от литературный «злобы дня».
Гоголь — одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.
Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Абитуриенты, несмотря на то, что в Программу по литературе для поступающих в вузы включаются, как правило, всего два произведения — «Ревизор» и «Мертвые души» (том первый), должны знать, что Гоголь вызывает столкновение мнений, споры, имеющие не академическое, а общественное и нравственное значение. Его творчество, воодушевленное жаждой познания России и русского человека, — живое явление современности. «Загадку» личности Гоголя каждый прикасающийся к нему — «заколдованному месту» русской литературы — может постигнуть, не просто прочитав, но и пережив его книги.