Особенности диалогического дискурса
Существует большое количество определений диалогического дискурса, но мы согласны с мнением Т. Н. Колокольцевой: «Под диалогическим дискурсом понимается результат совместной коммуникативной деятельности двух или более индивидуумов, включающий, помимо собственно речевого произведения, определенный набор экстралингвистических признаков, обеспечивающих адекватное понимание сообщаемого». Понятие… Читать ещё >
Особенности диалогического дискурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «дискурс» связано с вербальным общением. В. Г. Борботько считает, что «диалогическое речевое общение вполне допустимо представить как дискурс, порождаемый коллективным говорящим субъектом» [Борботько 2009:22].
Диалог понимается учеными как вид дискурса, при котором происходит обмен информации между двумя или более собеседниками в определенной коммуникативной ситуации. По мнению Ю. И. Плахотной: «Диалогическая речь характеризуется сиюминутностью производства, быстротой и непосредственностью процесса отражения явлений и ситуаций объективного мира, активностью говорящих в отношении выражения своего индивидуального отношения к фактам, обилием эмоциональных реакций» [Плахотная 2011:135].
Когнитивное направление в науке предполагает изучение диалогического дискурса с точки зрения ментальных процессов получения и обработки информации. Согласно Ю. И. Плахотной, к когнитивным понятиям, которые формируют диалогический дискурс, относятся ощущения, восприятие, внимание, память, воображение и мышление. После восприятия речи на слух, коммуникант декодирует полученную информацию, а вместе с ней и мотив, личную позицию и психологическую установку говорящего. Во время формирования ответа на реплику собеседника, коммуникант подключает память, которая хранит в сознании события прошлого, опыт, знания, прежние впечатления. Но основным звеном в процессе осознания информации является мышление. Из существующих видов мышления, в диалогическом дискурсе преобладает вербально-логическое, так как оно использует понятия, логические конструкции и функционирует на базе языковых средств [Плахотная 2011:135−137].
Следовательно, можно сказать, что диалогический дискурс — это сложный вид речевой деятельности, включающий ментальные и коммуникативные процессы. А. Г. Гурочкина описывает план диалогического дискурса: «Адресант, выстраивая первую, инициирующую реплику, выражает, прежде всего, свое коммуникативное намерение и эмоциональное состояние, соответствующее его социальной и психологической роли, и, пользуясь общим со вторым коммуникантом кодом, воздействует на него, либо сообщая новые знания и, тем самым, изменяя мир знаний партнера, либо побуждая его к совершению того или иного действия. В свою очередь, адресат, выстраивая вторую, реактивную реплику, понимает суть сказанного, вычленяет намерение собеседника, совершает ряд когнитивных операций и определяет направление собственного реагирования в сторону унисонных (кооперативных) или диссонансных (конфликтных) взаимодействий с партнером» [Гурочкина 2009:45]. Таким образом происходит процесс коммуникации, который может быть как удачным, так и неудачным. Эффективность коммуникации может зависит от многих причин: характеры и интенции собеседников, эмоциональное настроение на момент диалогического общения, исходные мировоззренческие позиции, объем знаний, невербальное общение, выбор языковых средств и т. д.
Существует большое количество определений диалогического дискурса, но мы согласны с мнением Т. Н. Колокольцевой: «Под диалогическим дискурсом понимается результат совместной коммуникативной деятельности двух или более индивидуумов, включающий, помимо собственно речевого произведения, определенный набор экстралингвистических признаков, обеспечивающих адекватное понимание сообщаемого» [Колокольцева 2001:10].