Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Лирические циклы Анны Ахматовой 1940-х — 1960-х гг.: проблема художественной целостности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными структурными доминантами всех четырех циклов являются 1) предельно широкий ассоциативный план, реализующийся, прежде всего, на уровне мотивной структуры и интертекстуального контекста (включающего явления как текстовой, так и внетекстовой реальности) и 2) особенности интонационного строя. Именно они реализуют 3) тип субъектной организации и организуют 4) лирический метасюжет… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Позднее творчество А. Ахматовой. К постановке проблемы
  • 2. Проблема лирического цикла: теоретические аспекты жанра
  • ГЛАВА 1. ПОД ЗНАКОМ АПОКАЛИПСИСА: ЛИРИЧЕСКАЯ ДИЛОГИЯ СОРОКОВЫХ ГОДОВ (ЦИКЛЫ «В СОРОКОВОМ ГОДУ» И
  • ВЕТЕР ВОЙНЫ")
    • 1. Лирический метасюжет и лейтмотивы цикла «В сороковом году»
    • 2. Оппозиция «горечь/гордость» и развитие лирического метасюжета в цикле «Ветер войны»
  • ГЛАВА 2. ЦИКЛ «ВЕНОК МЕРТВЫМ» В КОНТЕКСТЕ ЛИРИКИ А
  • АХМАТОВОЙ 1940−60-Х ГГ
    • 1. История создания и варианты цикла
    • 2. Название цикла и композиция
    • 3. Лейтмотивы цикла «Венок мертвым»
    • 4. Интертекстуальные связи и образы поэтов в цикле
  • Венок мертвым"
    • 5. Особенности субъектной организации и интонационного строя цикла
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭПИЧЕСКОГО И ЛИРИЧЕСКОГО НАЧАЛ В ЦИКЛЕ А. АХМАТОВОЙ «СЕВЕРНЫЕ ЭЛЕГИИ».'
    • 1. История создания и художественная специфика цикла
    • 2. Поэтическая традиция и ее трансформация в цикле
  • Северные элегии"
    • 3. Лейтмотивы и движение лирического метасгожета лирического цикла «Северные элегии»

Лирические циклы Анны Ахматовой 1940-х — 1960-х гг.: проблема художественной целостности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

§ 1. Позднее творчество А. Ахматовой. К постановке проблемы.

Поэзия Анны Ахматовой с течением времени, несомненно, изменялась и эволюционировала. Об этом писал и сам поэт1. В последнее десятилетие особый интерес (и среди читателей, и среди исследователей) вызывает та часть творчества Ахматовой, которую называют «второй половиной» или «поздним творчеством». Показательно в этом плане высказывание Иосифа Бродского: «Меня, например, — когда я потом читал и читал Анну Андреевну — куда больше интересовали ее поздние стихи. Которые, на мой взгляд, намного значительнее ее ршшей лирики"2.

К раннему периоду творчества традиционно относят произведения, написанные с 1909 по 1922 год (период пяти книг стихов, последняя из которых — «Anno Domini MCMXXI (1922)»). Поздний период — 1923 — 1966 гг., причем с 1923 по 1936 гг. творческая интенсивность Ахматовой резко снижается (во многом из-за первого, неофициального изгнания поэта со страниц печати).3.

Хотя, по подсчетам M.JI. Гаспарова, сохранившееся поэтическое наследие Ахматовой делится между этими периодами практически поровну.

1 В прозаическом отрывке конца 1950;х гг. Ахматова говорит: «. в 1936 я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос звучит уже по-другому. Возврата к первой манере не может быть». (Ахматова А. Собрание сочинений: В 2 тт. Т.2.-М., 1994.-С. 256).

2 Бродский И. Скорбная муза // Юность. — 1989. — № 6. — С. 68. ф 3 Следует отмстить, что при подобном подходе биографический контекст во многом заслоняет собственно поэтический. Рубеж двадцатых годов и сами двадцатые годы являются важным этапом в творческой эволюции Ахматовоймы считаем более обоснованной позицию Л. Г. Кихней, выделяющей этот период наряду с десятыми и тридцатыми — шестидесятыми годами (см.: Кихней Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла.- М., 1997). первый период — 51% всех строк, второй — 49%)4, на долгое время ранняя лирика как бы заслонила все то, что было сделано после. Подобного эффекта сама Ахматова очень боялась (по свидетельствам близко знавших ее JI.K. Чуковской и А. Наймана). Произошло это вследствие, с одной стороны, необыкновенной популярности ранней Ахматовой 1910;х гг., с другойпозицией официальных властей, предпочитавшей вместо издания новых «сомнительных» книг и сборников Ахматовой разрешать к печати ее раннюю лирику, лишь с добавлением некоторых более поздних произведений.

Тем не менее, уже в 1960;х — 1970;х гг. появились первые монографические работы Е.С. Добина5, В.М.Жирмунского6 и А. И. Павловского, посвященные творчеству Ахматовой. Они продолжили изучение творчества Ахматовой, начатое еще в 1910;20-е гг. и прерванное на три с лишним десятка лет по внелитературным причинам. Но если предметом работ В.В. Виноградова8, Н.В. Недоброво9, К.И. Чуковского10, Б.М. Эйхенбаума11 были, прежде всего, различные аспекты, связанные с поэтическим стилем Ахматовой, то Е. С. Добин и В. М. Жирмунский попытались целиком проследить творческую эволюцию поэта (хотя и в этих работах центр тяжести пришелся все-таки на раннее творчество).

4 Гаспаров M.JT. Стих Ахматовой: четыре его этапа // Литературное обозрение 1989. -№ 5. — С. 26 — 28.

5 Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. — Л., 1968.

6 Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973.

7 Павловский А. И. Анна Ахматова. Очерк творчества. — Л., 1966.

8 Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски) // Виноградов 4 В. В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. — М., 1976.

9 Недоброво Н. В. Анна Ахматова // Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. Конец первой половины XX века. — М, 1989.

10 Чуковский К. И. Ахматова и Маяковский // Дом искусств.- 1921, — № 1.

11 Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. — Л., 1986.

В 1970;е гг. появилось и первое серьезное зарубежное исследование, посвященное поэзии Ахматовой — монография А. Хейт «Анна Ахматова. Поэтическое странствие» (1976).12.

В 1990;е гг. выходит в свет еще целый ряд монографических трудов (Л.Г. Кихней13, С.И. Кормилов14, В.В. Корона15, Т.А. Пахарева16), авторы которых также ставят главной своей задачей выявление специфики художественного мышления Ахматовой и, соответственно, пытаются проследить, как соотносится мироощущение поэта с трансформацией его художественных принципов, форм и приемов.

Многие аспекты, связанные с творчеством и мироощущением поэта, помогают воссоздать книги мемуарного и нсторико-биографического характера (В.Я. Вилепкин17, А. Найман18 JI. К. Чуковская19, В.А. Черных20).

Целый ряд работ посвящен отдельным аспектам поэтики Ахматовой:

— проблема личности и выражения лирического «я» в творчестве.

Ахматовой (Л.А. Колобаева21, Н. Струве22);

— диалогичность, цитатность, интертекст (А.К. Жолковский23, М.В.

Серова24, Р. Д. Тименчик25, В.Д. Топоров26, Т.В. Цнвьян27,);

12 В России книга вышла в 1991 году.

13 Кихней Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. — М., 1997.

14 Кормилов С. И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. — М., 2000.

15 Корона В. В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика вариаций — Екатеринбург, 1999.

16 Пахарева Т. А. Художественная система Анны Ахматовой. Пособие по спецкурсу. -Киев, 1994.

17 Виленкин В. Я. В сто первом зеркале. — М., 1990.

18 Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой // Найман А. Конец первой половины XX века. М&bdquo- 1989.

19 Чуковская J1. К. Записки об Анне Ахматовой. В 3 тт. — М., 1997.

20 Черных В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 4.2. 1918;1934. — М., 1998.

21 Колобаева Л. А. Ахматова и Мандельштам (самосознание личности в лирике) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. — 1993. — № 2.

22 Струве Н. О «Полночных стихах» А. Ахматовой // Струве Н. Православие и культура. -М&bdquo- 1992.

23 Жолковский А. К. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма // Жолковский.

А.К. Блуждающие сны и другие работы. — М., 1994.

— работы, посвященные отдельным образам и мотивам ахматовской поэзии (В.Я. Вилеикин28, М.В. Серова29 О.Я. Обухова30, О.В. Симченко31);

— наконец, работы, связанные с особым качеством лирики Ахматовойее «эпизацией» и «драматизацией», а также жанровым своеобразием (О.А. Клинг32, В.В. Мусатов33, Н.Л. Лейдерман)34.

Но, несмотря на обилие работ, посвященных творчеству Ахматовой, ряд проблем, связанных с поздней лирикой, остается открытым для дальнейшего изучения. Так, не прояснен до конца вопрос о жанровой специфике позднего творчества Ахматовой, связанный с тенденцией к циклизации и таким особым жанровым образованием, каким является лирический цикл. Впервые об этой тенденции упомянул в своей монографии В. М. Жирмунский: «Стремление Ахматовой выйти за пределы узкой.

J А.

Ш Серова М. В. Опыт культурологического комментария к одному мотиву «Реквиема».

Анны Ахматовой // Проблемы филологического образования. Материалы VII научн.-практ. конференции «Актуальные проблемы филологического образования». Екатеринбург, 2001. — С. 136 — 138.

25 Тименчик Р. Д. Заметки о «Поэме без героя» // Ахматова А. «Поэма без героя». — М., 1989 и др.

26 Топоров В. Н. Об ахматовской нумерологии и ноуменолопш // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2, — М., 1992 и др.

Цивьян Т. В. Об эпиграфе у Ахматовой // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2. -М&bdquo- 1992.

28 Вилеикин В. Я. Образ «ветра» в поэзии Ахматовой // Вопросы литературы. 1995. № 3- Виленкин В. Я. Образ «тени» в поэзии Ахматовой //Вопросы литературы. — 1994. — № 1.

29 Серова М. В. «Цветы» в поэтическом мире Анны Ахматовой // Архетипические структуры художественного сознания: Сборник статей. Третий выпуск. — Екатеринбург, 2002.-С. 69−78.

30 Обухова О. Я. Образ «тени» в поэзии А. Ахматовой // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2. — М., 1992.

31 Симченко О. В. Тема памяти в творчестве А. Ахматовой // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. — 1985.-. Т.44. — № 6.

32 Клинг О. А. Своеобразие эпического в лирике Анны Ахматовой // Царственное слово.

Ахматовские чтения. Вып. 1. -М., 1992.

33 Мусатов В. В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. 1. — М., 1992.

34 Лейдерман H.JI. Бремя и величие скорби («Реквием в контексте творческого пути А. Ахматовой)// Русская литературная классика XX века. — Екатеринбург, 1996. композиционной формы и замкнутого в себе лирического стихотворения с самого начала проявляется в тенденции к циклизации внутренним или.

35 внешним образом связанных между собой стихов". И действительно, больше половины всех стихов, написанных с начала 1930;х гг., объединены в те или иные циклы. Но недостаточно просто констатировать этот факт.

Несомненно, что трансформация художественной формы и художественных принципов ахматовской поэтики на жанровом и стилевом уровне связаны с определенными изменениями мироощущения автора в этот период. Актуальность представленного исследования связана с рассмотрением лирики Ахматовой 1940;х — 1960;х гг. в контексте тенденции к циклизацииобусловлена малой изученностью и необходимостью уточнения самой категорш! лирического цикла как жанровой формы.

Соответственно, главная цель нашей работы — выявить художественное своеобразие лирического цикла как жанра в творчестве Ахматовой 1940;х — 1960;х гг., уточнить значение этого жанра для творческой эволюции поэта. Предположение о художественной целостности лирического цикла как жанра и его миромоделирующем значении для поздней лирики Ахматовой будет проверяться путем решения ряда конкретных задач:

• на основании предложенной жанровой модели лирического цикла выявить семантику возникающего жанрового единства;

• определить, какие структурно-семантические элементы жанровой формы становятся ведущими и миромоделирующими в каждом из рассматриваемых циклов;

• определить, как влияет позиция лирического субъекта на активизацию тех или иных структурно-семантических элементов;

35 Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973. — С. 115.

• охарактеризовать специфику мироощущения поздней Ахматовой на материале рассматриваемых циклов.

Сформулированные цели и задачи определяют структуру нашей работы. Далее во введении мы рассмотрим некоторые важные теоретические аспекты лирической циклизации и жанра лирического цикла. В каждой из глав будут охарактеризованы избранные нами циклы с точки зрения активизации тех или иных структурно-семантических элементов, для того, чтобы иметь возможность обобщить наблюдения и сделать вывод об особенностях поэтической концепции поздней Ахматовой: в главе первойэто циклы «В сороковом году» и «Ветер войны», в главе второй — «Венок мертвым», в главе третьей — «Северные элегии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Жанровая форма лирического цикла оказывается принципиально важна для лирики А. Ахматовой 1940;х — 1960;х гг. Это связано с существенными изменениями мироощущения и художественной концепции поэта в этот период.

Жанр лирического цикла в творчестве Ахматовой становится именно той формой, которая позволяет выстроить различные уровни диалога лирического субъекта и мира, передать различные версии и варианты лирического переживания, мироотношения, из которых складывается наиболее полная картина душевного мира лирического субъекта, диалектика его пути.

Кроме того, жанровая форма цикла позволяет, оставаясь в родовых границах лирики, в динамике осваивать не только душевный мир, но и эпические события, с которыми соотносится судьба лирического субъекта. Лирические циклы А. Ахматовой 1940;х — 1960;х гг. тяготеют к лирической бессюжетной поэме.

Основными структурными доминантами всех четырех циклов являются 1) предельно широкий ассоциативный план, реализующийся, прежде всего, на уровне мотивной структуры и интертекстуального контекста (включающего явления как текстовой, так и внетекстовой реальности) и 2) особенности интонационного строя. Именно они реализуют 3) тип субъектной организации и организуют 4) лирический метасюжет произведения. Кроме того, в качестве дополнительной структурной скрепы может выступать 5) полиреферентный план цикла (он оказывается принципиально важен, прежде всего, в циклах «Венок мертвым» и «Северные элегии»). В результате каждый раз возникает сложная мозаичная гипержанровая структура, где набор автономных самостоятельных элементов (отдельных стихотворений) превращается в единое художественное целое, в котором создается образ миропереживания, несущий эстетическую концепцию произведения.

Исследованный материал позволяет сделать вывод об общих параметрах образа мира в лирических циклах Ахматовой 1940;х — 1960;х гг. и характерной для него семантике. Специфика ахматовского художественного мышления связана с тем, что в основе метасюжета всех рассматриваемых циклов лежит столкновение Души и внешнего Мира. Отсюда — отчетливое присутствие эпического компонента, внеположенного сознанию субъекта, объективно независимого от него. Но главное содержание каждого цикла — процесс лирической рефлексии на эпическое событие. Ахматова всегда тяготела к постижению законов души в их соотнесенности с миром, но если для ранней поэзии Ахматовой характерно, в духе семантической поэтики акмеистов, восприятие мира прежде всего как мира культуры, мира исключительно антропоцентрического, то с годами все более усиливается собственно экзистенциальная проблематика. История, культура, конкретное время человеческой жизни — все оказывается лишь частными проявлениями бытия, подчиняющегося закону Вечности. Причем для Ахматовой Вечность становится устойчивым синонимом смерти93. Теперь один из центральных конфликтов всего ее творчества можно определить как столкновение ограниченного физически, но безгранично открытого во все времена (благодаря категории Памяти, которая является механизмом, аккумулирующим духовный опыт человечества) лирического субъекта и слепой стихии Вечности. Каждый конкретный момент времени, истории, определенный период судьбы лирического героя является.

93 Например, в «программном» для поэта «Приморском сонете» («Здесь все меня переживет.) (1959) — «И голос вечности зовет с неумолимостью нездешней». реализацией этого столкновения. Одновременно — это единственные подлинные моменты бытия (другого — не будет), поэтому они являются главной ценностью в поэтическом мире Ахматовой, так как всегда наполнены конкретно-чувственным содержанием.

Но доминирующая стратегия лирического субъекта — это попытка не противостоять неумолимому «бегу времени», а выяснить онтологическую суть явления. Тем не менее эта попытка и вызывает в определенный момент протест, бунт, резкое неприятие законов Вечности. Вечность равна смерти, а Память — индивидуальное качество, присущее лирическому субъекту (не эпохи и времена хранят память о нем, но он является носителем и хранителем исторической и культурной памяти). Осознание глубочайшего личностного потенциала, возможности сохранения времён и эпох, суда и оправдания им — и ограниченности во времени и пространстве — и порождают глубокий внутренний драматизм лирики Ахматовой.

Но — и это еще одна особенность лирики Ахматовой, присущая ей всегда, но оказавшаяся особо значимой именно для ее поздних стиховнесмотря на экзистенциальный характер конфликта, лирический субъект оказывается не замкнут, а открыт для диалога с чужим, другим «я» в любой ситуации. Даже когда сама ситуация, казалось бы, исключает возможность диалога, Ахматова пытается его вести практически без надежды быть услышанной (вспомним финал цикла «В сороковом году», ситуацию предельного одиночества лирической героини в эпоху мирового безумия и завершающее цикл стихотворение «Но я предупреждаю вас.»)94.

94 Н. Струве, на наш взгляд, вполне справедливо замечает по этому поводу: «Есть поэты, которые общаются с культурой, с природой, с Богом — не обязательно через посредство другого. Ахматова же — всегда через „ты“. „Ты“ ей необходимо для выделения гармонии, для осуществления связи с миром». (Струве Н. О «Полночных стихах» А. Ахматовой // Струве Н. Православие и культура. — М., 1992. — С. 6.).

Диалог как сознательная позиция лирического субъекта тесно связан с категорией Памяти. Память, реализованная в диалоге перестает быть «память-для-себя», которая рано или поздно обернется беспамятством, то есть смертью. Теперь это уже «память-для-других», которая в данном случае и есть — творчество. Реализация диалога не снимает личную трагедию лирического субъекта, но позволяет каждый раз отыскать свое место в мире в данный момент, «здесь и сейчас».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Художественные тексты:
  2. А. Собрание сочинений: В 6 тт. Т.1. Стихотворения.-М., 1998.
  3. А. Собрание сочинений: В 6 тт. Т.2. Стихотворения. Кн.1. М., 1999.
  4. А. Собрание сочинений: В 6 тт. Т.2. Кн.2. Стихотворения. -М., 1999.
  5. А. Собрание сочинений: В 6 тт. Т.4. Книги стихов. -М., 2000.
  6. А. Собрание сочинений: В 6 тт. Т.5. Биографическая проза. -М., 2001.
  7. А. Собрание сочинений: В 2 тт. Т. 1. М., 1996.
  8. А. Собрание сочинений: В 2 тт. Т.2. М., 1996.
  9. А. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1966.
  10. А. Собрание сочинений: В 8 тт. Т. 1.- М., 1960.
  11. Н.С. Сочинения: В 3-х тт. Т. 1. М., 1991.
  12. У. Избранные произведения. Л., 1975.1. Монографии, статьи:
  13. А. А. Блок в воспоминаниях современников. В 2 тт. Т. 2. М., 1980.
  14. Н.Л. Облики иного // Архетипические структуры художественного сознания: Сборник статей. Третий выпуск.-Екатеринбург, 2002.- С. 85 88.
  15. В.Г. Лаконичность лирики Ахматовой // Царственное слово. Ахматовскиечтения. Вып. 1. М., 1992.-С. 29−40.
  16. А. «Великолепный мрак чужого сада»: Царское Село" в русской поэтической традиции и «Царскосельская ода» Ахматовой // Звезда. 1999. — № 6. — С. 220 — 238.
  17. Э. Г. «Одна великолепная цитата»: Цитаты в творчестве А. Ахматовой. // Русская речь. 1993. — № 3. С. 3 — 6.
  18. М.Н. «И мы сохраним тебя, русская речь.»: (О стихотворении А. Ахматовой «Мужество») // Русская речь. -1982.-№ 1.-С.41 -42.
  19. В. Многоэтажная Ахматова // Нева. 1999. — № 7. — С. 168- 192.
  20. Н.В. Поэзия «серебряного века». Екатеринбург, 1999.
  21. А.А. Книга стихов Н.С. Гумилева как художественное целое («Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга»): Автореферат дисс. на соискание уч. степ, канд. филологич. наук. Омск, 2002.
  22. И.А. Скрытые циклы в лирике Ахматовой К Известия Ан СССР. Сер. лит. и яз. 1989. Т.48. — № 5. — С. 418 -423.
  23. И. Скорбная муза // Юность. 1989. — № 6.
  24. Л.И. Лирическая циклизация в раннем творчестве Анны Ахматовой // Жанр и творческая индивидуальность.-Вологда, 1990.-С. 120- 130.
  25. Бур дина С. В. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием» // Филологические науки. 2001. — № 6. -С. 3−13.
  26. С. В. Поэмы А. Ахматовой: Роль «вечных образов» культуры в формировании жанра. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, доктора филол. наук. Москва, 2003.
  27. Вдохновение, мастерство, труд: Записные книжки А. А. Ахматовой. // Встречи с прошлым. Сборник материалов ЦГАЛИ. Вып. 3. М., 1987. — С. 353 — 393.
  28. Верхейл, Кейс. Тишина у Ахматовой // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. 1. М., 1992. — С. 14−20.
  29. В.Я. В сто первом зеркале. М., 1990.
  30. В. Судьба поколения в поэзии Анны Ахматовой // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. 1 М&bdquo- 1992.-С. 21 -28.
  31. Воспоминания об Анне Ахматовой./ Сост. В. Я. Виленкин, В. А. Черных. -М&bdquo- 1991.
  32. Л.Я. О лирике. Л., 1974.
  33. М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
  34. Н.Г. «Фаты либелеи» Анны Ахматовой. М., СПб., 2000.
  35. Я.О., Дарвин М. Н. Стихи о стихах: Цикл А. Ахматовой «Тайны ремесла» // Русская словесность. 2001. — № 3.-С. 10−14.
  36. Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990.
  37. М. Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983.
  38. М. Н. Русский лирический цикл. Красноярск, 1988.
  39. М.Н. Циклизация в лирике: Исторические пути и художественные формы. Автореферат дисс. на соискание уч. степ, доктора филол. наук. Екатеринбург, 1996.
  40. Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968.
  41. JI.K. На рубеже веков. JI., 1977.
  42. С. И. Лирика М.Ю. Лермонтова: жанровые процессы. Екатеринбург, 1996.
  43. Н.А. Эпиграф и проблема импликации в поэтическом тексте: На материале поэзии Анны Ахматовой // Филологические исследования. -М., Л., 1990.
  44. Жирмунский В! М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.
  45. В.М. Теория стиха. Л., 1975.
  46. Иванов Вяч. В. Ахматова и категория времени // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2. М., 1992.
  47. Кац Б.А., Тименчик Р. Д. Анна Ахматова и музыка. М., 1989.
  48. Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М., 1997.
  49. О.А. Своеобразие эпического в лирике Анны Ахматовой // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. 1. М., 1992. -С. 59 -70.
  50. С.А. Проза Анны Ахматовой // Ахматова А. Собр. соч. в 6 тт. Т.5.-М., 2001.
  51. Е.А. Мифологема воды в творчестве А. Ахматовой // Архетипические структуры художественного сознания: Сборник статей. Третий выпуск. Екатеринбург, 2002. — С.89 — 95.
  52. Л.А. Ахматова и Мандельштам (самосознание личности в лирике) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. -1993, — № 2.-С. 3−11.
  53. Н. Анна Ахматова и «серебряный век» // Новый мир. 1989.- № 7. — С. 240 — 261.
  54. С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. М., 2000.
  55. Н.В. Анна Ахматова и ленинградская поэзия 1960-х гг. // Ахматовские чтения. Вып. 3. М., 1992. -С. 117 — 132.
  56. В.В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика вариаций.-Екатеринбург, 1999.
  57. В.В. Софийный мир Анны Ахматовой // Архетипические структуры художественного сознания: Сборник статей. Третий выпуск.- Екатеринбург, 2002. С. 50 — 65.
  58. М.М. Некрасовская традиция у Анны Ахматовой // Некрасовский сборник. Т.8. Л., 1983. — С. 14- 86.
  59. М.М. «Победившее смерть слово»: (Об истоках творчества Анны Ахматовой) // Нева. 1988. — № 7. — С. 198 — 200.
  60. Ю.И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Смерть и бессмертие поэта: Материалы науч. конф. М.: РГГУ, 2001. — С. 282 — 316.
  61. Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982.
  62. Н.Л. Феномен Осипа Мандельштама // Лейдерман
  63. С. Беседы с Ахматовой (разрозненные воспоминания) // Взгляд. -М., 1991. Вып. 3.
  64. О.А. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках Анны Ахматовой // Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2001. — С. 141 -144.
  65. Лукницкий П.Н. ACUMIANA: Встречи с Анной Ахматовой. Т.1. 1924 1925 гг. — Париж: YMCA-PRESS, 1991.
  66. Н. Вторая книга: Воспоминания. М., 1990.
  67. Д.М. Анненский и Ахматова (к проблеме «романизации» лирики) // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. 1.-М., 1992. С. 135 — 140.
  68. О.В. Анализ лирического цикла и книги стихов. -Омск, 2001.
  69. В.В. Ахматова и Мандельштам (к постановке проблемы) // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2. М., 1992.
  70. А .Г. Рассказы об Анне Ахматовой // Найман А. Г. Конец первой половины XX века. М., 1989.
  71. С.Ф. Хронотоп в ранней лирике Анны Ахматовой. -Махачкала, 2000.
  72. С.А. О жанре «Памятника» в наследии Ахматовой // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2. М., 1992. — С. 30 -38.
  73. Н. В. Анна Ахматова // Найман А. Г. Конец первой половины XX века. М., 1989. — С. 237 — 258.
  74. О.Я. Образ «тени» в поэзии А. Ахматовой П Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2.- М., 1992.
  75. Т. А. Художественная система Анны Ахматовой. Пособие по спецкурсу. Киев, 1994.
  76. К.Г. «Шиповник Подмосковья.» (След земли коломенской в жизни и стихах Анны Ахматовой) // Ахматовские чтения. Вып. 3. М., 1992. — С. 185 — 197.
  77. Т. «От странной лирики, где каждый шаг -секрет»: Роль обращения в композиции стихотворений А. Ахматовой // Русская речь. 1997. — № 4. — С. 18−23.
  78. Н.Г. Ахматова и культура «серебряного века» («вечные образы» культуры в творчестве Ахматовой) // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. 1. М., 1992. -С. 41−58.
  79. Н.И., Рубинчик О. Е. Анна Ахматова и Фонтанный Дом.- СПб., 2000.
  80. М. «Меня, как реку, суровая эпоха повернула»: (О поэзии А. Ахматовой второй половины 1930-х первой половины 1940-х гг.) // Звезда. — 1989. — № 6. — С. 195−201.
  81. Н. Анна Ахматова и Иннокентий Анненский (к вопросу о смене моделей мира на рубеже веков) // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. I. -М., 1992. С. 126- 134.
  82. В. А. О некоторых особенностях лирических циклов А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. М., 1966.
  83. И. Анна Ахматова // Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. М., 1993. — С. 16−31.
  84. Р.П. Сравнительная характеристика пятистопного ямба в лирике Цветаевой и Ахматовой // Филологические науки. 1994. — № 4. — С. 98 — 103.
  85. О.В. Тема памяти в творчестве А. Ахматовой // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1985. Т.44. — № 6. — С. 506 -517.
  86. С. Тень на глиняной стене: Анна Ахматова в Ташкенте//Москва. 1986. -№ 10. — С. 180−187.
  87. А. Петербург Ахматовой // Нева. 1991. — № 2. -С. 186−194.
  88. Н. О «Полночных стихах» А. Ахматовой // Струве Н. Православие и культура. М., 1992.
  89. А. «Так не зря мы вместе беседовали» (тема эмиграции в поэзии Анны Ахматовой) // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. 1. М., 1992. — С. 71 — 88.
  90. Р.Д. Заметки о «Поэме без героя» // Ахматова А. «Поэма без героя». М., 1989.
  91. Р. О библейской «тайнописи» у Ахматовой // Звезда. 1995. — № 10. — С. 201 — 207.
  92. Р.Д. Чужое слово у Ахматовой // Русская речь. -1989.- № 3.-С. 33−36.
  93. В.Н. Об ахматовской нумерологии и ноуменологии // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2. -М, 1992.
  94. В.Н. Об историзме Ахматовой // Russian Literature. 1990. Vol. XXVIII. P. 277 418.
  95. В.Н. «Поэма без героя» А. Ахматовой в ритуальном аспекте // Анна Ахматова и русская культура начала XX века. Тезисы конференции. М., 1989.
  96. В.Н., Цивьян Т. Нервалианский слой у Ахматовой и Мандельштама // Ново-Басманная, 19. М., 1990. — С. 420 -447.
  97. С.Д. Краткая ахматовская энциклопедия: от, А до Я.-Л., 1991.
  98. О. Сонеты А. Ахматовой как цикл // Вестник МГУ. Сер. 9.- 1998,-№ 4.
  99. И. В. О поэтике лирического цикла // // Изв. АН СССР. Филол. науки. 1982. — № 4. — С. 37 — 44.
  100. И. В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.
  101. В.И. «Таким я вижу облик Ваш и взгляд.»: (Анна Ахматова о Борисе Пастернаке) // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1990. — Т. 49, № 5. — С. 432 — 443.
  102. Хейт, Аманда. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. -М., 1991.
  103. Д.Т. Анна Ахматова в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Л., 1989.
  104. Т.В. Об эпиграфе у Ахматовой // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2. М., 1992.
  105. М.В. А. А. Ахматова. «Мужество»: О стихотворении 1942 г. // Русский язык в нац. Шк. 1989. — № 5.-С. 34−36.
  106. В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 4.2. 1918−1934. -М., 1998.
  107. В.А. Рукописное наследие Ахматовой и проблемы его публикации // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. 1.- М., 1992.-С. 207−216.
  108. Л. К. Записки об Анне Ахматовой. Т.1. М., 1997
  109. Л. К. Записки об Анне Ахматовой. Т.2. -М., 1997.
  110. Л. К. Записки об Анне Ахматовой. Т.З. -М., 1997.
  111. К.И. Чуковский об Ахматовой: По архивным материалам // Новый мир. 1987. — № 3.
  112. Л.А. Анна Ахматова. М., 1989.
  113. А. Анна Ахматова // Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1989. — С. 293 — 301.
  114. .М. Анна Ахматова. Опыт анализа // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии.- JI., 1986.
  115. .М. Роман-лирика // Анна Ахматова. Десятые годы. -М., 1989.
  116. Verheul, К. The Theme of Time in the poetry of Anna Axmatova. Mouton- Paris, 1971.
Заполнить форму текущей работой