Имена в романах Достоевского
Мармеладов — титульный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет за 50, с отёкшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как… Читать ещё >
Имена в романах Достоевского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Родион Романович Раскольников.
Главный герой романа — Родион Раскольников. Романтик, гордая и сильная личность. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русого цвета, ростом выше среднего, тонок и строен. Но в одежде Раскольникова автор подчеркивает его бедность и нищету: его одежда превратилась практически в лохмотья, шляпа была вся изношенная, «вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Раскольников — бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и и своей теории. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрушить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая стала случайным свидетелем первого, запланированного убийства. После убийства Раскольников переживает глубокое духовное потрясение. У героя появляется горячка, он близок к помешательству и суициду. Крах теории для Раскольникова означал крах всего, всех жизненных установок. Он теперь отдалён от общества, отныне он — раскольник.
Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол». Раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам откинул нравственные законы и изобрел свою собственную нравственную теорию. Смысл теории заключается в том, что все люди делятся на «право имеющих», кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и «тварей дрожащих», которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди — лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. «Необыкновенные» — это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон.
Возвращаясь к фамилии, следует добавить, что фамилия так же указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его — бескорыстна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне) другая — холодна, самолюбива, переполнена эгоизмом.
Имя Раскольникова — Родион — греческого происхождения, имеет несколько версий происхождения: по одной, оно произошло от греческого имени Иродион, означающего «герой», по второй, оно имеет в корне греческое слово, означающее «роза», а по третьей — так могли называть жителя острова Родос. Остров Родос славился великими полководцами, так здесь возникает мотив сильных людей, которые смогли переступить через кровь и страдания. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывает о неком путешественнике, прибывшим на остров и хвастающийся тем, что совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили продемонстрировать свое умение. Так и Раскольников в романе. Его Родосом становится убийство старухи.
Отчество Раскольникова — Романович. Роман в переводе с латинского означает «римлян», происходит от греческого «крепость», «сила». В романе говорится, что Раскольников хотел силу в себе испытать и крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.
Интересную интерпретацию имени, фамилии и отчества Раскольникова мы находим у С. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». Раскольников «раскалывает» породившую его мать-землю, «раскалывает» родину Романовых (отчество — Романович). Таким образом, Достоевский выступает здесь предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих идей» разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась расколота в буквальном смысле этого слова.
К чему пришел Раскольников в финале? Для него становится ясным, что его теория «мертворожденная» (как ее называл С. Белов) и что «невозможно строить личное счастье или даже общее благополучие на страданиях другого, хотя бы и ничтожного существа» (Гроссман). Убийство кого бы то ни было недозволенно.
Мармеладов Семен Захарович.
«Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного… общества, и, как „сладок“ этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.
Мармеладов — титульный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет за 50, с отёкшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие». Мармеладов лишился места в связи с сокращением, поэтому и начал пить. Историю жизни Мармеладова мы узнаём из его же уст. Свою слабость и свои пороки герой поднимал до вселенского масштаба, часто вел себя при этом излишне театрально «Жалеть, зачем меня жалеть! — вдруг завопил Мармеладов, вставая с протянутой вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов».
С фамилией Семена Захаровича нет прямых ассоциаций. Возможен такой расклад: «мармелад» — это сладость, мягкая, желеобразная. Очень (даже слишком) сладкий продукт, как и герой романа, его душа не пропитана желчью мира, но жизнь приторна. Основное качество мармелада «мягкий» соответствует чертам характера героя и его манере изъясняться.
По сути, если заглядывать глубже, фамилия еще больше подчеркивает бедственное положение семьи, их нищету, голод и болезни. Семья — порождение неправильно устроенного общества, а фамилия призвана подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.
Мужское имя Семён является формой древнееврейского мужского имени Симеон, означающего «слышащий (Бога)», «услышанный Богом в молитве».
Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно — Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, — говорит он Раскольникову, — вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было».
Соня Мармеладова.
Соня — дочь Семена Мармеладова, замученная попреками обезумевшей от нищеты матери, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пьяницу отца и его семью. Внешне худенькая и бледная девочка, с острыми неправильными чертами лица. Ее нельзя была назвать хорошенькой, но зато ее голубые глаза были такие ясные, что когда они оживлялись, выражение лица становилось добрым и простодушным, невольно привлекало к себе.
Все поступки героини удивляют своей искренностью и открытостью, она ничего не делает для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестер, Раскольникова. Жизненная позиция девушки отражает веру в добро, справедливость и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он не был.
Ее имя Достоевский выбрал не случайно. Имя София пришло к нам из греческого языка и означает «мудрость», «разумность». М. С. Альтман сделал особый вывод о внутреннем смысле ее имени: «И если имя София вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софии — смиренномудрие». В романе чаще употребляется как Соня, Сонечка, что подчеркивает ее детскость. Но Раскольников, в самом начале романа называя ее Софьей Семеновной, как бы призывает ее недетскую мудрость, хоть и, не понимая ее до конца.
Что же качается фамилии, то судить о ней следует на основе совокупного образа всей семьи Мармеладовых, их трагичной жизни.
Петр Петрович Лужин.
Неожиданно и зловеще его появление в романе. О его существовании известно еще в первой части, можно сказать, с самого начала. Но на первый план он выдвигается даже внезапно. И вот его описание. Испытываешь некоторое разочарование. Казалось бы, такое имя — Петр Петрович — ко многому обязывает. Известно, что Лужин, попросту говоря, подлец, и кажется, что должен увидеть человека, по-видимому, незаурядной внешности, который делает подлости хладнокровно, спокойно. Прочитав портрет Лужина, удивляешься: думая, что мерзок, но не до такой же степени! Первая ассоциация, которая приходит в голову, — медуза. Перед нами предстало такое же отвратительное существо. Вполне понятно отношение к нему автора. Чувствуется даже насмешка над ним. Например, сравнение бакенбарда с котлетами или слова, «даже волосы…, представляли… ничего смешного». Почему «даже»?! Сам Достоевский очень лаконично оценил его: красивая и солидная физиономия. Неприязнь к этому персонажу усиливается, когда читаешь его безобразный ультиматум Дунечке и Пульхерии Александровне. Ставит в тупик контраст между именем и фамилией Петра Петровича Лужина. «Камень» и Лужин! Не зная его имени, можно было бы объяснить его фамилию: ведь он один из самых «грязных» в романе персонажей. После приходит на ум толкование его имени, правда, здесь надо немного отойти от того смысла, который в него обычно вкладывают: не «камень», а «каменный», «окаменевший»; еще один синоним (но это уже конкретно для Лужина) — черствый.
Дмитрий Прокофьевич Разумихин.
Это один из двойников Раскольникова, его самый близкий друг. Безусловно, персонаж положительный. Раскольников убил. Убил и остался один. Один? Случайно ли в моменты, когда Раскольникову неимоверно трудно — болезнь ли это, или момент невыносимого одиночества — рядом появляется Разумихин? А кто больше всех помог Дунечке и Пульхерии Александровне, когда они только приехали в Петербург, и на них обрушилась сразу масса уничтожающих фактов: болезнь Роди, известие о его разговоре с Лужиным. И неизвестно, как бы кончился для них тот день, если бы не было рядом того же Разумихина. Он как-то непроизвольно снимает возникшее напряжение, успокаивает накалившиеся страсти. Дмитрий по-гречески «принадлежащий Деметре — богине земледелия», или земле. Земля, фундамент, опора для Раскольникова.